Актуальность темы исследования систем управления заключается. Исследование систем управления — реферат

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Выбор объекта анализа. Общая характеристика организации. Структурный, функциональный, информационный и параметрический анализ системы управления. Построение иерархической структуры управленческих функций. Проектирование системы мотивации персонала.

    курсовая работа , добавлен 28.09.2012

    Краткая характеристика ООО "Вест-Сервис". Анализ существующей системы управления. Построение иерархической структуры управленческих функций организации и формулирование целей ее отдельных подразделений. Оценка эффективности новой системы управления.

    курсовая работа , добавлен 25.08.2012

    Исследование структуры управления предприятием, функций управления, информационных потоков. Проектирование матрицы распределения административных функций управления (РАФУ). Исследование управленческих решений, способы адаптирования к внешним изменениям.

    курсовая работа , добавлен 18.11.2009

    Анализ и синтез системы управления на примере предприятия ООО "Новэм". Построение новой организационной структуры предприятия, система мотивации. SWOT-анализ организации. Сравнение существующей и новой системы управления, оценка ее эффективности.

    курсовая работа , добавлен 21.02.2012

    Роль исследования в развитии организации, системный анализ. Методологические положения, задачи, методы проведения исследования систем управления. Исследование и проектирование целей, функций, организационных структур управления и систем принятия решений.

    учебное пособие , добавлен 31.01.2010

    Управление как процесс реализации взаимосвязанных функций. Взаимосвязь функций управления с другими элементами управления. Анализ функций организации ООО "Ростикс". Рекомендации по совершенствованию функций планирования и мотивации на предприятии.

    курсовая работа , добавлен 06.05.2013

    Общая характеристика организации. Анализ ее внешней среды. Разработка системы управления и системы целей. Обоснование выбора стратегии развития. Разработка организационной структуры. Разработка системы мотивации персонала и системы контроля в организации.

    курсовая работа , добавлен 11.10.2010

    Общая характеристика и особенности организационной структуры ООО "Спецстройград", анализ системы управления, разработка мер по повышению ее качества. Поведение SWOT-анализа деятельности организации. Оптимальные направления использования ресурсов.

    курсовая работа , добавлен 14.05.2009

М. С. МОТЫШИНА В. Е. КАНТОР

ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Мотышина М.С., Кантор В.Е.

М85 Исследование систем управления: Учебное пособие. – СПб.: БИЭПП, 2015. – 248 с.

В учебном пособии освещены теоретические, методические и прикладные аспекты, необходимые студентам при изучении учебной дисциплины «Исследование систем управления». Рассмотрены основные направления исследования систем управления и соответствующие методы и процедуры. Цель пособия

– формирование у студентов знаний в области проектирования и проведения исследований систем управления, а также навыков их практического применения. В пособии представлены примеры выполнения исследований систем управления предприятиями.

Предназначено для студентов направления «Менеджмент», а также для студентов, аспирантов и научных сотрудников, интересующихся проблемами исследования систем управления.

Рецензенты: д-р экон. наук, проф. Н.В. Войтоловский; д-р экон. наук, проф. Г.Г. Зайцев.

© М.С. Мотышина, В.Е. Кантор, 2015

© Балтийский институт экологии, политики и права, 2015

ВВЕДЕНИЕ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОС-

НОВЫИССЛЕДОВАНИЙСИСТЕМУПРАВЛЕНИЯ

Основные понятия исследования систем управления

1.1. Понятие и компоненты научных исследований

Эволюция и роль исследований в научной и

практической деятельности

1.3. Классификация научных исследований

подход и системный анализ

Понятие, основные свойства и классификация

1.6. Система управления как объект и предмет иссле-

1.7. Системные особенности современной организации

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИССЛЕДО-

ВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

2.1. Методология и концепции исследований систем

управления

2.2 Принципы исследования систем управления

2.3. Логический аппарат исследования систем управле-

2.4. Фактологическое обеспечение исследования

2.5. Общая классификация методов исследования сис-

тем управления

Вопросы и задания для самоконтроля

ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВА-

НИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

3.1. Основные этапы теоретико-эмпирического иссле-

3.2. Информационные аспекты процесса исследования

управления

3.3. Организация и эффективность исследований

Вопросы и задания для самоконтроля

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВ-

СИСТЕМНЫЙ

ИССЛЕДОВАНИИ

УПРАВЛЕНИЯ

4.1. Основные задачи системного анализа

4.2. Анализ и синтез в исследовании систем управления

4.4. Морфологический метод системного анализа

4.5. Сценарные методы исследований

4.6. Процедуры системных исследований

Вопросы и задания для самоконтроля

МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ЭМПИРИЧЕСКИХ

ИССЛЕДОВАНИЙ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

5.1. Характеристика методов теоретических исследова-

5.2. Формализованные методы исследования систем

управления

5.3. Методы эмпирических исследований

5.4. Измерения как основа эмпирических исследований

5.5. Экспертные методы в исследовании систем

управления

5.6. Теоретико-эмпирические методы исследований

Вопросы и задания для самоконтроля

Раздел III.

ДИАГНОСТИКА СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

ПОНЯТИЕ И ПРОЦЕДУРЫ ДИАГНОСТИКИ СИС-

ТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

6.2. Организационные и управленческие проблемы

6.3. Основные задачи управленческой диагностики

6.4. Процедура

системной

организационно-

управленческой диагностики

6.5. Исследование внешней среды организации и сис-

темы управления

6.6. Исследование

целей и стратегий организации и

системы управления

6.6.1. Исследование миссии и целей организации

6.6.2. Исследование стратегий организации

Вопросы и задания для самоконтроля

ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИЙ, СТРУКТУР И ПРО-

ЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ

7.1. Исследование функций управления

7.2. Исследование структур управления

7.3. Исследование процессов управления

Вопросы и задания для самоконтроля

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМ

УПРАВЛЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

8.1. Сущность и задачи исследования эффективности

8.2. Исследование эффективности систем управления

на основе динамических нормативов

8.3. Оценка и диагностика системы управления на ос-

нове функциональной модели

8.4. Диагностика организационной культуры

8.5. Обобщение результатов системного исследования

Вопросы и задания для самоконтроля

Заключение

Библиография

ВВЕДЕНИЕ

Формирование рыночного механизма хозяйствования обусловило глубокие социально-экономические и организационные преобразования, требующие решения принципиально новых задач управления деятельностью предприятий и организаций. В центр внимания управления ставятся процессы адаптации и самоорганизации предприятия в изменяющейся внешней среде. При этом меняется характер самого процесса управления. Оно приобретает все более творческий, креативный характер.

В этих условиях развитие и совершенствование деятельности предприятия должно базироваться на глубоком знании его деятельности, что требует проведения всестороннего исследования процесса и системы управления. Исследование представляет собой важную составную часть менеджмента, без него невозможно эффективное управление предприятием. Исследование систем управления – это вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимися внешними и внутренними условиями.

Дисциплина «Исследование систем управления» является дисциплиной специальности «Менеджмент организации» и необходима для подготовки квалифицированного менеджера. В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования современный менеджер должен проводить аналитическую, исследовательскую и рационализаторскую работу по оценке социально-экономической обстановки и конкретных форм управления; должен знать современные методы диагностики, получения обобщенных характеристик, агрегирования информации; владеть навыками поиска, сбора, систематизации и использования информации. Это требует знания методов и процедур исследования систем управления.

Основной целью изучения данной дисциплины является формирование у студентов знаний, навыков и умений планирования, организации и проведения исследований систем управления. Задачи изучения дисциплины включают: ознакомление студентов с ролью исследований в научной и практической деятельности человека, основными понятиями и классификацией исследований систем управления, принципами их проведения, основными компонентами методологии исследований, приемами анализа и обоснования решений, гипотезами и планами исследований, конкретными методами и процедурами исследований, формами и организацией исследований, эффективностью исследований.

Данное учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта, а также с про-

граммой дисциплины «Исследование систем управления». Целью пособия является освещение теоретических основ, методологии, а также методических и прикладных вопросов, необходимых студентам для изучения дисциплины “Исследование систем управления ”. Особенность пособия заключается в том, что исследование систем управления рассматривается в неразрывной связи с изучением организации. В этом состоит один из важнейших методологических принципов системного подхода. Изучение «по частям» не позволяет решить сложные проблемы современной организации.

Пособие состоит из трех разделов. В первом разделе рассматриваются теоретические и методологические основы исследования систем управления, включающие основные понятия, определения, классификации; компоненты исследовательской методологии; логические основы и принципы исследований, в том числе системных; проблемы эффективности и организации исследований.

Во второй части представлены методы, которые могут быть использованы для исследования систем управления. Рассмотрены теоретические и эмпирические методы исследования систем управления. Особое внимание уделяется методам системного анализа. Рассматриваются конкретные методики системных исследований. Также дается характеристика формализованных и экспертных методов; показаны возможности и особенности их применения для исследования систем управления.

Третий раздел посвящен диагностике систем управления. Рассмотрены теоретические основы организационно-управленческой диагностики. Представлена общая процедура системной диагностики, в рамках которой рассматриваются конкретные задачи, подходы и методы исследований по различным направлениям, включая исследование внешней среды, целей и стратегий организации и менеджмента; функций, структур, процессов, а также эффективности управления и организационной культуры. Показаны примеры реализации различных направлений диагностики для конкретных организаций.

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

Глава 1. Основные понятия исследования систем управления

1.1. Понятие и компоненты научных исследований

понятие научного исследования;

компоненты исследований.

Термин «исследование» означает объективное изучение явления или про-

блемы для выявления необходимой информации или закономерностей. Как форма научного познания исследование представляет собой способ получения нового знания. Существуют различные определения данного понятия.

«Исследование - это вид деятельности человека, состоящий в: а) распознавании проблем и ситуаций; б) определении их происхождения; в) выявлении свойств, содержания, закономерностей поведения и развития; г) установлении места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний; д) нахождении путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения».

«Исследование – вид деятельности человека, позволяющий вскрыть суть и содержание явлений, познать и оценить их, определить тенденции развития, найти возможность использования полученных знаний в практической деятельности…».

Исследование трактуется также как процесс изучения какого-либо объекта, как научный труд, вид познавательной деятельности; научное изучение некоего предмета, какого-либо явления (объекта с целью определения законов и закономерностей его возникновения, функционирования, совершенствования, развития, особенностей и тенденций перехода из одного состояния в другое, получение и применение новых знаний в теории и на практике.

Любое исследование включает ряд компонент, в том числе:

методологию исследования – совокупность целей, принципов, подходов, концепций, методов и процедур исследований;

объект и предмет исследования;

потребность в исследовании – конкретную проблему и степень ее остроты, настоятельность ее решения;

ресурсы исследования – комплекс средств и возможностей (информационных, экономических, квалификационных, временных и т.д.), обеспечивающих успешное проведение исследования;

процесс и организацию исследования – последовательность и порядок проведения исследования, включая распределение ответственности;

эффективность исследования – соотношение полученных результатов и затрат (ресурсов) на проведение исследования.

Исследование также характеризуется объективностью, доказательностью, точностью.

1.2. Эволюция и роль исследований в научной и практической деятельности

развитие характера исследований;

возникновение системных представлений;

изменение принципов научного познания;

На всем протяжении существования человечества исследования занимали важное место и в научной, и в практической деятельности человека. Развитие научного познания приводило к появлению разных форм исследования, в том числе, в управлении. До середины XIX в. в науке господствовал, так называемый, «элементаризм» , суть которого заключается в разделении целого на части, исследовании частей и, только после этого, выведении свойств целого. К концу XIX - началу ХХ века в науке появилось представление о несводимости целого к сумме его частей. В связи с этим возникает принцип исследования «от целого к частям».

Эволюция научного знания и его приложений в практической деятельности привела к возрастающей дифференциации теоретических и прикладных направлений. Возникло много специальных дисциплин, которые используют сходные формальные методы, но настолько преломляют их с учетом потребностей конкретных областей исследования, что работающие в них «узкие» специалисты перестают понимать друг друга. В то же время, еще в XIX веке стало резко увеличиваться число комплексных проектов и проблем, требующих участия специалистов различных областей знаний.

Развитие узкоспециальных дисциплин часто стало выходить на обобщающий уровень. Появилась потребность в специалистах «широкого профиля», обладающих знаниями не только в своей области, но и в смежных областях и умеющих эти знания обобщать, использовать аналогии, формировать комплексные модели. Понятие системы , ранее употреблявшееся в обыденном смысле, превратилось в специальную общенаучную категорию. Начали появляться обобщающие научные направления, которые исторически возникали иногда параллельно на разной прикладной или теоретической основе.

Роль интеграции наук, организации взаимосвязей и взаимодействия между различными научными направлениями во все времена выполняла философия, которая одновременно являлась и источником возникновения ряда научных направлений. В 30-е годы ХХ столетия философия явилась источником возникновения обобщающего направления, названного общей теорией систем (Л. фон Берталанфи).

Системные исследования первоначально развивались на естественнонаучной основе. После второй мировой войны принципы системного исследования пережил свое второе рождение на базе использования в современной тех-

нике и получил широкое распространение в социально-экономических науках. Потребности практики почти одновременно с возникновением теории систем привели к появлению направления, называемого исследованием операций . Это направление возникло в связи с задачами военного характера, однако затем получило довольно широкое распространение в других прикладных областях благодаря развитому математическому аппарату, базирующемуся на методах оптимизации, математического программирования и статистики, а также развитию вычислительной техники.

Формирование системных представлений было обусловлено как развитием науки, так и потребностями производства. С середины XX века появление сложных и больших технических систем потребовало специальное теоретическое обоснование. Резко возросли комплексность и сложность проблем. Актуальность их решения значительно возросла. Затраты на реализацию того или иного решения стали достигать огромных размеров, а риск неудачи становился все ощутимее. Требовался учет все большего числа взаимосвязанных факторов.

Потребовались методы, которые бы позволили анализировать сложные проблемы как целое, обеспечивали рассмотрение многих альтернатив, каждая из которых описывалась большим числом переменных и характеризовалась значительной неопределенностью.

Особенности современного научного познания как важнейшей предпосылки развития системных исследований заключаются в следующем:

дифференциация наук сочетается со все более усиливающимся процессом их интеграции, синтезом научных знаний, взаимопроникновением методов;

современные науки приобретают все большую строгость и точность, совершенствуется методология количественных исследований;

современная наука развивается более стремительно, чем прежде; при этом сокращается разрыв между появлением научной идеи и ее внедрением в практику;

значительно возросла опасность субъективизма в научных исследованиях, что объясняется чрезвычайным усложнением объектов и процессов;

научные достижения перестают быть результатом деятельности отдельных личностей: они становятся результатом коллективных усилий;

исследования объектов и явлений ведутся во взаимодействии частей, как единое целое.

В то же время, «было бы неверным считать, что «мышление стало системным» только во второй половине ХХ века. Мышление системно всегда и другим быть не может. Системность – это не такое качество, которым можно обладать или не обладать. Однако системность имеет разные уровни. Сигналом

о недостаточной системности существующей деятельности является появление проблемы; разрешение возникшей проблемы осуществляется путем перехода на новый, более высокий уровень системности в нашей деятельности. Поэтому системность не столько состояние, сколько процесс».


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………..……………………… ………………….….
3
1 Методология и организация исследования систем управления…………………
5
2 Разработка концепции исследования систем управления……………………….
9
3 Характеристика этапов проведения исследований ………………………………
11
4 Краткая характеристика ОАО "МТС Хабаровск"………………………………..
16
5 Организация процесса исследования ОАО "МТС Хабаровск"………………….
20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………..………………………… ………….……..……
26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………..……………
27

Введение

Актуальность темы. Исследование систем управления – научное изучение профессиональными исследователями или менеджерами соответствующего предмета систем управления с целью определения законов и закономерностей управления, совершенствования и развития познаваемых систем, получения и применения новых знаний в теории и практике.
Исследование систем управления, как правило, осуществляется с практической целью, а именно для того, чтобы выбрать наилучший вариант и освоить его в какой – либо организации. Окончательный вывод о том, что выбор сделан правильно, возможен только после некоторого опыта применения системы управления,
Как следует из названия данной работы, необходимо соотнести систему управления с подходами к их исследованию. Здесь уместно вспомнить, что искусственные классификации разрабатываются для конкретных применений. Соответственно классификации систем управления относится к искусственным классификациям.
Цель курсовой работы – является рассмотрение теоретических и практических значений систем управления.
Для достижения цели следует решить следующие задачи:
? Рассмотреть методологию и организацию исследования систем управления;
? Изучить процесс разработки концепции исследования систем управления;
? Охарактеризовать этапы проведения исследований;
? Проанализировать процесс исследования в ОАО "МТС Хабаровск".
Объектом курсовой работы является оператор сотовой связи ОАО "МТС Хабаровск". Предметом курсовой работы служит процесс исследования систем управления на предприятии.
Практическая значимость курсовой работы состоит в том, что множество целей и задач, стоящих перед организациями разного класса сложности и разной отраслевой принадлежности приводит к тому, что для управления ими требуются специальные знания и искусство, методы и приемы, обеспечивающие эффективную совместную деятельность работников всех структурных подразделений. Каждая организация имеет конкретную систему управления, которая также является объектом исследования. Исследовать систему управления можно только на основе выбранной научной концепции, которая используется как средство для изучения характеристик объекта управления. Ценность этой концепции заключается в том, что она способствует более глубокому пониманию характеристик изучаемой системы и процесса функционирования организации как системы. Система управления любой организации является сложной системой, созданной для сбора, анализа и переработки информации с целью получения максимального конечного результата при определенных ограничения, поэтому тема исследования систем управления актуальна в наше время.
Структура формируется применительно к условиям функционирования системы, при необходимости проводя её изменение во времени и пространстве. Следовательно её можно признать одновременно стабильной и переменной. Это выражает единство устойчивости изменчивости структуры. Важнейшим вопросом в определении структуры системы являются системообразующие факторы. Они как правило обусловливают создание и функционирование системы. Применительно к организационно-экономической системе, важнейшими системообразующими факторами могут быть факторы внешней и внутренней среды.Развитие и совершенствование предприятия базируется на тщательном и глубоком знании деятельности организации, что требует проведения исследования систем управления.
Система управления организацией является сложной системой, созданной для сбора, анализа и переработки информации с целью получения максимального конечного результата при определённых ограничениях.

1 Методология и организация исследования систем управления

Исследование систем управления - это вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимися внешними и внутренними условиями. В условиях динамичности современного производства и общественного устройства управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования путей и возможностей этого развития, без выбора альтернативных направлений. Исследование управления осуществляется в каждодневной деятельности менеджеров и персонала и в работе специализированных аналитических групп, лабораторий, отделов. Иногда для проведения исследования приглашают консультационные фирмы. Необходимость в исследованиях систем управления продиктована достаточно большим кругом проблем, с которыми приходится сталкиваться многим организациям. От правильного решения этих проблем зависит успех работы этих организаций. Исследования систем управления могут быть различными как по целям, так и по методологии их проведения (4. С.89).
Методология исследования систем управления основывается на разумной организации деятельности руководителей и менеджеров предприятия по рационализации системы управления. Она предполагает определение целей, предмета исследований, границ исследования, выбор средств и методов исследований, средств (ресурсов) и этапов проведения исследовательских работ.
Методология и организация исследования систем управления требует учета ряда системных характеристик, к которым относятся: потребность в исследованиях; объект и предмет исследования; ресурсы для проведения исследований; эффективность исследований; результаты исследований.
Раскроем эти характеристики.
1. Потребность в исследовании предопределяет масштаб и глубину исследования системных характеристик, реализация которых в наибольшей степени влияет на достижение поставленных целей.
2. Объектом исследований является система управления конкретной организации. Для ее изучения необходимо знать утвержденные схемы управления, должностные инструкции. Положение о подразделениях. Предметом исследования являются взаимоотношения между сотрудниками аппарата управления, а также между подразделениями, расположенными на разных уровнях системы управления. При этом предметом исследования является конкретная проблема (или комплекс проблем), решение которой требует проведения исследований. Среди этих проблем могут быть следующие:
развитие структуры управления;
мотивация персонала;
мотивация техники и информационных систем управления;
разработка управленческих решений;
подготовка персонала и др.
Выбор основной проблемы организации, сдерживающей ее развитие, ее всестороннее исследование и анализ - это интуиция и мастерство, профессионализм менеджера и руководителя организации.
3. Ресурсы - это комплекс средств, обеспечивающих успешное проведение исследований. Это, прежде всего, материальные ресурсы, трудовые ресурсы, финансовые ресурсы, информационные ресурсы, технические средства, необходимые для обработки результатов, а также правовые документы, характеризующие объект исследования.
4. Эффективность исследований требует соизмерения затрат на проведение исследований и полученных результатов.
5. Результаты исследований могут быть представлены в различных формах. Это может быть новая модель системы управления, новые регламентирующие документы, скорректированные расчетные формулы, новая корпоративная культура.
С практической точки зрения методика проведения исследований, как правило, включает три основных раздела: теоретический, методический, организационный.
В теоретическом разделе определяются основные цели, задачи, предмет и объект исследования.
Методический раздел содержит обоснование выбора метода проведения исследований, сбора и обработки данных, анализ полученных результатов, способы их оформления.
Организационный раздел представляет, прежде всего, план проведения исследований, формирование команды исполнителей, распределение трудовых и финансовых ресурсов. Здесь же определяется и организационная форма проведения исследований, т.е. индивидуальные или коллективные исследования, исследования, проводимые внутренними или внешними специалистами. Выделяются специальные отделы, службы управления изменениями, целевые проектные подразделения, которые будут задействованы в проведении исследования систем управления (6. С.61).
При проведении системного анализа важное значение приобретает коллектив исполнителей. В состав группы по проведению системного анализа должны входить:
специалисты в области системного анализа - руководители группы и будущие руководители проектов;
инженеры по организации производства;
экономисты, специализирующиеся в области экономического анализа, а также исследователи организационных структур и документооборота;
специалисты по использованию технических средств и компьютерной техники;
психологи и социологи.
В общем виде организацию проведения исследования можно представить следующим образом:
подготовка исследования, т.е. разработка программы, определение единиц наблюдения, определение методов сбора информации, проведение пробного (пилотажного) исследования;
сбор необходимой информации с учетом ее синтаксических, семантических и прагматических аспектов;
подготовка информации к обработке;
обработка информации и ее анализ;
подготовка результатов исследования.
Сбор данных является основным этапом исследования.
Для этих целей используется ряд методов, среди которых наиболее эффективными являются:
беседы со специалистами аппарата управления;
изучение технико-экономических и статистических сведений о развитии производства рассматриваемого предприятия;
изучение опыта развития родственных предприятий.
Особое значение в исследовании имеют беседы с персоналом аппарата управления, которые в короткие сроки позволяют получить сведения о положительных и отрицательных факторах в развитии объекта, проанализировать и обобщить эти данные, а также наметить конкретные направления работ. Во многих случаях сведения по определенной группе факторов легче и быстрее получить в ходе беседы с работниками предприятия.
Результаты анализа представляют на рассмотрение руководства предприятия или специальной экспертной комиссии. Обсуждение результатов целесообразно организовать с участием представителей всех подразделений системы управления. Итоги обсуждения фиксируют в специальном документе и используют при разработке текущих и перспективных планов развития предприятия или рассматриваемой организации.

2 Разработка концепции исследования систем управления

Программно-целевое исследование систем управления требует создания конкретных организационных механизмов управления. Четкий организационный механизм необходим в условиях становления рыночных отношений в целях повышения эффективности управления. Любое сокращение аппарата управления, изменение его функций в конечном итоге должно быть регламентировано до такой степени, при которой обеспечивается персональная ответственность за принятие управленческих решений. Хозяйственный механизм определяется экономическими законами и практической деятельностью людей.
Под организационным механизмом понимается социально-управляемая система, обусловленная экономическими законами, наделенная соответствующими полномочиями, ресурсами, имеющая определенную структуру и позволяющая управлять коллективами людей путем принятия решений. Такое определение нацеливает аналитиков и проектировщиков систем управления на исследование «статики» и «динамики» механизма управления, под которыми соответственно понимается организационная структура управления и процессы выработки управленческих решений в рамках существующей структуры управления (6. С.64).
Анализ такого рода всегда целесообразно проводить в начале работы, направленной на перестройку системы управления. Как показал опыт, анализ оказывается наиболее эффективным, если он содержит шесть этапов. Рассмотрим их подробнее.
На первом этапе производится обследование организации управления. Изучается вся документация, регламентирующая процесс управления, должностные инструкции, в которых в общем виде представлены сведения о работах, выполняемых в каждом подразделении, изучается существующая система управления подразделениями, производится сопоставление этих подразделений с функциями, изложенными в должностных инструкциях и Положениях. В результате выявляется степень соответствия управленческой практики ее модели (выявляется проблема) и, в случае необходимости, производится соответствующая корректировка. На этом этапе также необходимо выяснить и зафиксировать документально потоки информации, циркулирующие в каждом подразделении.
Второй этап - разработка организационных процедур принятия управленческих решений. На этом этапе составляется схема каждой организационной процедуры дается ее описание, формируется перечень документов, используемых в этой процедуре. При построении схемы организационной процедуры следует зафиксировать документы, действующие в процедуре, указать, откуда поступают эти документы, какими документами она завершается; для выполнения такой процедуры необходимы выходные документы данной процедуры.
Третий этап - выяснение взаимосвязей между процедурами принятия решений н построение блок-схемы принятия решений.
На четвертом этапе составляется схема принятия решений конкретных подразделений организации, в которой фиксируются уровни руководства, схемы действующих процедур принятия решений.
Разумеется, реальную схему принятия решении надо проверить - подвергнуть логическому анализу. В этом и состоит пятый этап работы, на котором на основе логики и здравого смысла предусматриваются все управленческие процедуры, выполняемые в подразделении, документация, необходимая для выполнения каждой организационной операции и хранящаяся на каждом уровне управления. Логический анализ схемы принятия решений позволяет судить об эффективности организации управления,
И, наконец, шестой этап - непосредственная разработка всей документации, которая регламентирует деятельность управленческого аппарата отдельного подразделения организации.
Итак, системная концепция совершенствования организационного механизма управления предполагает решение задач анализа системы управления как системы принятия решений и комплексного ее проектирования на основе выбранных качественных целей функционирования.
Решение задачи анализа системы управления предполагает исследование процесса управления и структуры управления на уровне управленческих решений. При решении задачи анализа ряд вопросов не рассматривается. Не обосновывается цель функционирования, состав решений определяется с помощью экспертов, не оценивается структура управления, т.е. не достигается комплексное проектирование системы управления.
Комплексное проектирование системы управления предполагает выбор целей функционирования, формирование состава решений, реализующих цели функционирования, процесс принятия решений (моделирование организационной технологии подготовки решения), формирование структуры управления, разработку документации, регламентирующей деятельность управления.
Достоинством предлагаемой концепции является то, что ряд этапов решается с помощью компьютерной техники, что упрощает системное проектирование. Решение указанных задач способствует лучшей организации управления и в результате повышению организованности управления и качества принимаемых решений.

3 Характеристика этапов проведения исследований

Любое исследование осуществляется в несколько этапов, последовательность которых можно выразить схемой, представленной на рис. 1.1.
Рассмотрим эти этапы.
На первом этапе необходимо выявить потребности в исследовании, проанализировать проблемы, стоящие перед конкретной системой управления, выбрать из них главную, определяющую важность и первостепенность проведения исследования. Для этого проблема должна быть четко сформулирована.
Под проблемой понимается несоответствие фактического состояния управляемого объекта (например, производства продукции) желаемому или заданному (запланированному). Именно в связи с отклонением от плановых (или нормативных) состояний, которое отмечается в определенный момент времени или прогнозируется на будущее, и возникают чаще всего проблемы в организациях. Но их источником может быть и изменение самих целей или нормативов. Менеджеры должны заново составить планы, найти и перераспределить ресурсы, организовать обучение персонала и т.д. (3. С.213).

Рис. 1.1. Этапы исследования объекта управления

Совершенно очевидно, что введение изменений, требующих для реализации ресурсов и времени, должно быть обосновано анализом факторов, оказывающих воздействие на состояние и положение организации.
Совокупность факторов и условий, вызывающих появление той или иной проблемы, называется ситуацией, а рассмотрение проблемы с учетом воздействующих на нее ситуационных факторов позволяет описать проблемную ситуацию. Описание проблемной ситуации, как правило, содержит две части: характеристику самой проблемы (места и времени ее возникновения, сущности и содержания, границ распространения ее воздействия на работу организации или ее подразделений и ситуационные факторы, ведущие к появлению проблемы.
Внутренние факторы в наибольшей мере зависят от самого предприятия. К ним относят: цели и стратегию развития, состояние портфеля заказов, структуру производства и управления, финансовые и трудовые ресурсы, объем и качество работ, в том числе НИОКР и т.д. Внутренние факторы влияют на систему управления и в значительной степени способствуют достижению стоящих перед ней целей. Поэтому изменение одного или нескольких факторов одновременно вызывает необходимость срочного принятия мер, направленных на сохранение равновесного состояния системы.
Внешние факторы в меньшей мере поддаются воздействию со стороны менеджеров организации, так как формируются внешней средой, в которой работает организация. В современных условиях эта среда характеризуется большой сложностью, динамичностью и неопределенностью, что существенно затрудняет учет внешних факторов при принятии управленческих решений. Внешние факторы оказывают различное влияние на работу организаций.
Еще одна большая группа внешних факторов, практически не поддающихся управлению менеджерам организации, но оказывающих на деятельность организации косвенное влияние, которое необходимо учитывать. К этой группе факторов относят состояние экономики страны, уровень научно-технического и социального развития, социокультурную и политическую обстановку, существенные для данной организации события в других странах и т.д.
Анализ ситуационных факторов позволяет рассмотреть проблему в связи с вызвавшими ее событиями и изменениями во внутренней и внешней среде и начать поиск решения.
Таким образом, определить проблему - значит установить границы системы, в пределах которой она рассматривается, уровень, на котором она должна решаться. Субъект, анализирующий ситуацию, определяет проблему в границах управляемой им системы. Однако важным для него является и представление, как система проявляет себя в системах и смежных системах и, главное, какое значение она имеет для суперсистемы, в которую данная (управляемая) система входит как элемент. Это обеспечивает увязку принимаемого решения с общими задачами и решениями вышестоящего звена управления, организацию интегрированного процесса решения данной проблемы.
При определении проблемы возникает чисто логическая трудность выделения причин и следствий. Перед менеджером в той или иной конкретной ситуации может возникнуть несколько проблем. Очень важно установить их иерархию, т.е. определить, какая из них главная, а какие - подчиненные или производные от нее. Определение главной проблемы позволит правильно сформулировать цель решения задачи.
Итак, на первом этапе проведения исследований анализируются проблемы и совокупность всех факторов, которые необходимо выявить и учитывать при решении проблем.
Содержание второго этапа - закономерное продолжение первого. Это выявление объекта и предмета исследования. Объектом исследования является система управления организации, а предметом - выявленная конкретная проблема, сдерживающая эффективную работу организации.
На третьем этапе необходимо выбрать методологию проведения исследования, под которой понимаем совокупность целей, методов, приемов управления при проведении исследования, а также подход менеджеров к принятию решений и учет традиций организации.
На четвертом этапе проводится анализ ресурсов, необходимых для проведения исследования. К таким ресурсам относятся материальные, трудовые, финансовые ресурсы, оборудование, информация. Анализ ресурсов необходим для успешного проведения исследования и достижения его результатов.
Пятый этап предполагает выбор методов проведения исследования с учетом имеющихся ресурсов и целей исследования.
Шестой этап заключается в организации проведения исследований. Здесь необходимо определить порядок проведения исследований, распределить полномочия и ответственность и отразить это в регламентирующих документах, например в должностных инструкциях. Здесь же необходимо уточнить или определить технологию подготовки и утверждения управленческих решений при проведении исследований.
На седьмом этапе следует зафиксировать и проанализировать полученные результаты. Такими результатами могут быть отдельные рекомендации, новая модель системы управления, улучшенные нормы управляемости, более совершенные методики, способствующие оперативному и успешному разрешению проблемы. На этом этапе необходимо предварительно подсчитать эффективность исследований, т.е. соразмерить затраты на проведение исследований и полученные результаты.
Иногда процесс исследования конкретного объекта производится в соответствии с выбранной (рекомендуемой) моделью системы управления, часто называемой эталоном. Этапы проведения исследования в соответствии с эталонной моделью представлены на рис. 3.2.

Рис 1.2. Исследование объекта управления в соответствии с эталонной моделью
4 Краткая характеристика ОАО "МТС Хабаровск"

Открытое акционерное общество ОАО "Мобильные ТелеСистемы Хабаровск", создано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в 2000 году. Место нахождения предприятия: г. Хабаровск, ул. Ленина, 68.
Основными видами деятельности ОАО "МТС Хабаровск" являются:
- розничная торговля и реализация средств сотовой, радиотелефонной связи;
- оптовая, мелкооптовая торговля средствами сотовой, радиотелефонной связи;
- предоставление услуг сотовой и радиотелефонной связи;
- розничная торговля фотоаппаратурой, оптическими и точными приборами;
- оптовая торговля фототоварами и оптическими товарами и т.д.
Для более наглядного представления об основных показателях деятельности предприятия рассмотрим данные таблицы 4.1.

Таблица 4.1 - Основные показатели деятельности ОАО "МТС Хабаровск"

Показатели
2008 г.
2009 г.
2010 г.
Отклонение 2010 г. к 2008 г.
Выручка от реализации товаров, работ, услуг, млн. руб.
26,04
45,38
70,93
44,89
Розничный оборот, млн. руб.
24,3
44,14
69, 19
55,3
Телефоны, млн. шт.
3,12
4,29
5,9
3,54
Sim-карты, млн. шт
3,94
4,53
4,39
1,82
Численность работников, чел.
9000
10627
12128
7769
в т. ч. управленческий персонал
1350
1594
1819
1165
Торговые точки
854
1200
1636
1230
Общая торговая площадь, м. кв.
42563
58988
77680
37856

Оборот группы компаний ОАО "МТС", включающий в себя выручку от реализации товаров и услуг и платежи за мобильную связь, за 2010 год составил 70,93 млн. руб. В целом за 2010 год компания увеличила свой оборот на 272% по сравнению с 2008 г. Группой компаний ОАО "МТС Хабаровск" в 2010 г. было реализовано 5,9 млн. телефонов и 4,39 млн. sim-карт операторов сотовой связи.
В таблице 4.2 рассмотрен объем продаж в ОАО "МТС Хабаровск" по видам продукции за 2009-2010 гг.

Таблица 4.2 - Объем продаж в ОАО "МТС Хабаровск" по видам продукции (%)


и т.д.................

2009 г.
2010 г.
Отклонение 2010 от 2009 г. (+/-)
GSM
69,5
70,10
+0,15
Аксессуары
3,38

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Методология и организация исследования систем управления, разработка концепции исследования. Источники получения сведений о деятельности организации, характеристика этапов проведения исследований. Стратегические направления в развитии организации.

    реферат , добавлен 20.02.2013

    Формы организации исследования систем управления. Консультирование как форма организации процесса исследования систем управления. Состав стадий и этапов исследования систем управления. Источники получения информации для исследования СУ.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2006

    Характеристика исследования систем управления организациями, их роль в научной и практической деятельности человека. Основные понятия и принципы системного подхода к исследованию систем управления, разработка и содержание соответствующей концепции.

    курсовая работа , добавлен 13.12.2013

    Понятие исследования и характеристика исследования систем управления. Цель, объект и предмет исследования. Исследования и их роль в научной и практической деятельности. Характеристика исследования систем управления. Основные подходы к исследованию систем

    курсовая работа , добавлен 14.12.2008

    Роль исследования в развитии организации. Характеристика методов исследования систем управления и обоснование выбора методов. Анализ элементов системы управления и направления совершенствования системы управления. Решение конкретных задач организации.

    курсовая работа , добавлен 16.03.2014

    Условия проведения исследования систем управления (СУ). Формы организации СУ и их характеристика. Консультирование как форма организации процесса исследования. Понятия и методологические положения, стадии выполнения управленческого консультирования.

    реферат , добавлен 13.05.2009

    Исследования и их роль в управлении организацией. Исследование систем управления посредством социально-экономических экспериментов. Параметрические и рефлексивные исследования систем управления. Тестирование в процедурах изучения систем управления.

    контрольная работа , добавлен 26.12.2010

© 2024 - sprint-work.ru БизнесПортал - SprintWork.