Гражданское право россии. Гражданское право россии Особенности проведения публичного конкурса

Статья 1057. Организация публичного конкурса

1. Конкурсы получают все большее распространение в России. Они преследуют цель наилучшего разрешения определенных задач, стоящих в сферах духовной жизни и материального производства. Конкурс в той или иной области человеческой деятельности предполагает обращение к неопределенному количеству людей, его открытость. Поэтому он назван "публичным". Конкурс означает соревнование, соперничество, состязание. В результате проведенного конкурса первенство отдается лучшему. В зависимости от характера конкурса речь может идти о выявлении лучшего участника или работы.

Конституция (ст. 43) вводит понятие "на конкурсной основе" применительно к получению высшего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Применение этого понятия значительно шире. Оно встречается во многих законах, принятых в последнее время, и затрагивает различные стороны жизни государства и общества.

По своей юридической природе конкурс представляет собой одностороннюю сделку, для которой характерно изъявление воли одной стороны. Объявление конкурса - односторонняя сделка, ибо для ее возникновения достаточно изъявления воли устроителя конкурса. Представление лицом выполненной согласно условиям конкурса работы - тоже односторонняя сделка, поскольку выражается желание лица участвовать в соревновании без предварительного согласования вопросов, относящихся к конкурсу.

Односторонние сделки, совершенные сторонами конкурса (объявившим конкурс и его участником), в некоторых случаях перерастают в конкурсное правоотношение. В своем развитии оно проходит несколько стадий, как-то: а) объявление конкурса, б) представление работы, выполненной согласно условиям конкурса, в) сравнительная оценка работ, г) принятие оценочного решения, д) выплата награды. Каждая стадия конкурса порождает для его участников соответствующие права и обязанности.

Субъектами конкурсного правоотношения выступают лица, объявившие публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды, а также участники конкурса, т.е. лица, выполнившие и представившие на смотр определенную работу.

Ранее действовавшее гражданское законодательство (ст. 439 ГК РСФСР) признавало, что публичное обещание вознаграждения (премии) могло исходить от государственной, кооперативной или общественной организации, т.е. от юридического лица. Но не всякое юридическое лицо могло объявить конкурс, а лишь то, для которого проведение конкурса являлось элементом его специальной правоспособности. Гражданину или организации, не являвшейся юридическим лицом, право проведения конкурса не предоставлялось.

Теперь в качестве устроителя конкурса выступает лицо, публично объявившее о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной премии. Понятие "лицо" дает основание говорить об устроителе конкурса в широком смысле. Под ним подразумеваются как физические, так и юридические лица. Из ст. 18 ГК, раскрывающей содержание правоспособности граждан, следует, что граждане могут совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах. Это право можно отнести и к проведению конкурса.

Правоспособность юридического лица означает, что оно может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности (ст. 49 ГК). Право проведения конкурса может быть оговорено в учредительных документах, уставах, положениях творческих союзов, научно-технических обществ, редакций газет, журналов и др. В то же время той или иной организации право проведения конкурса может быть предоставлено специальным гражданским законодательством России, иными актами, содержащими нормы гражданского права.

Участвующими в конкурсе могут быть как граждане, так и юридические лица. Дееспособность граждан-участников конкурса определяется общими нормами гражданского права. Никаких ограничений в отношении возраста не установлено. Это значит, что в конкурсе могут участвовать не только совершеннолетние граждане, но и несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, ибо они вправе самостоятельно без согласия родителей, усыновителей и попечителей осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности (ст. 26 ГК). За несовершеннолетних до 14 лет, согласно ст. 28 ГК, сделки могут совершать от их имени законные представители (родители, усыновители, опекуны).

Граждане участвуют в конкурсе единолично или коллективно. Участниками конкурса могут быть иностранные граждане, а также лица без гражданства, правоспособность которых определена гражданским законодательством. В качестве соискателей могут выступать юридические лица. Если конкурс объявляется на лучшее решение технической задачи, то в ее разработке вправе участвовать научно-исследовательские институты, конструкторские бюро, технические общества и т.д.

Из содержания объявления о конкурсе должно быть видно, кто приглашается к участию в нем: либо только граждане (например, артисты-исполнители), либо только организации (самодеятельные коллективы). Возможна ситуация, когда приглашаются и те, и другие. Так, из сообщения о конкурсе "Экология-96" следует, что в конкурсе могут принять участие журналисты, коллективы газет, радио- и телекомпании (РГ. 1996. 19 апр.).

Обещание вознаграждения за выполнение определенной работы, как правило, должно быть публичным. Это предполагает обращение к неопределенному кругу лиц. Обещаемое вознаграждение - это специально установленная премия или иная награда, которая выплачивается победителю конкурса за достигнутый результат. Получение победителем награды не исключает его права на получение других видов вознаграждения за свой труд. Конкурсное вознаграждение может быть в денежном выражении или в виде конкретной вещи (автомашина, телевизор и т.д.). Иные формы поощрения победителя конкурса (грамоты, дипломы, медали и другие отличительные знаки) возможны только в сочетании с выплатой премии. Выдача указанных поощрений без выплаты премии не является конкурсным вознаграждением.

Публичный конкурс является видом публичного обещания награды, который ранее не был урегулирован гражданским законодательством (подробно см. коммент. к гл. 56 ). Объединяет эти виды публичного обещания награды то, что в обоих случаях публично обещается награда за совершение правомерных действий в определенный срок. Но между публичным обещанием награды и публичным конкурсом есть различия. У них разные цели. Публичное обещание награды связано с совершением любого правомерного действия (например, обнаружение потерянной вещи, животного, сообщение лицу необходимых сведений и т.д.). Публичный конкурс предполагает достижение лучшего результата в выполнении творческой работы лицом, пожелавшим участвовать в конкурсе. Кроме того, публичному конкурсу присущ характер состязательности и соперничества, что отсутствует при публичном обещании награды.

Если в публичном конкурсе всегда должен быть определен победитель, то при публичном обещании награды он не устанавливается, хотя действие, указанное в объявлении, может быть совершено двумя или более лицами одновременно. В этом случае усилия лиц, принявших участие в совершении названного выше любого правомерного действия, вознаграждаются поровну.

2. Публичный конкурс преследует достижение каких-либо общественно полезных целей. Выражение "каких-либо" дает возможность широко определять общественно полезные цели. Они могут затрагивать области духовной жизни и материального производства.

Подготовка специалистов обеспечивается путем получения высшего образования. Как отмечалось, ст. 43 Конституции закрепляет положение о том, что каждый вправе на конкурсной основе получить высшее образование в государственном и муниципальном образовательном учреждении.

В сфере трудовых правоотношений публичный конкурс связан с подбором кадров и регулируется нормами трудового законодательства. Конкурс позволяет выявить высококвалифицированных специалистов, способных эффективно участвовать в решении задач, стоящих перед организатором конкурса.

В природоохранных правоотношениях тоже используется конкурс, но с другой целью. Согласно Закону о недрах лицензии на пользование недрами предоставляются на основе проведения конкурсов и аукционов. В данном случае определяющим является рациональное использование недр.

При пользовании недрами отношения, возникающие в процессе поиска, разведки и добычи минерального сырья, раздела произведенной продукции и т.д., регулируются соглашением о разделе продукции. Эти соглашения заключаются государством с победителем конкурса или аукциона (ст. 6 Закона о разделе продукции).

Переход к рыночным отношениям раздвинул границы применения конкурса. Если раньше конкурс как гражданско-правовой институт охватывал отношения, связанные с выполнением определенной творческой работы или выявлением лучшего участника, то теперь он находит применение при купле-продаже, подряде, в строительстве и т.д.

На конкурсе продаются предприятия как имущественные комплексы или акции созданного при приватизации открытого акционерного общества, составляющие более чем 50% уставного капитала общества, если в отношении указанного имущества покупателю придется выполнить какие-либо условия (Закон о приватизации).

Необходимость эффективного расходования средств федерального и других бюджетов требует производить закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд на основе конкурсного размещения заказов, но Федерального закона об организации торгов пока нет. ГК тоже не регулирует отношения по конкурсному размещению заказов на закупку продукции для государственных нужд. Этот пробел в законодательстве восполняет Указ Президента РФ от 08.04.97 N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд"*(246) , который определяет порядок проведения торгов и одновременно ставит перед законодателями задачу дополнить гражданское законодательство нормами о конкурсах, носящих коммерческий характер.

Кроме того, Федеральный закон от 25.09.97 N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. от 06.10.03)*(247) предписывает осуществлять размещение муниципального заказа на выполнение работ (оказание услуг), финансируемых за счет средств местного бюджета, на основе открытого конкурса, правила которого устанавливаются представительным органом местного самоуправления. Заказчиком по муниципальному заказу на выполнение работ (оказание услуг), финансируемых за счет средств местного бюджета, выступают органы или должностные лица местного самоуправления.

Для конкурсов, конечной целью которых является получение разрешения на пользование чем-либо, права приобретения, характерна состязательность с элементом конкуренции. Здесь определяется не лучший участник, не победитель, а тот, кто обеспечит наиболее рациональное использование чего-то, экономическую выгоду от приобретения чего-либо.

Конкурс сочетает в себе материальные и моральные стимулы к достижению общественно полезной цели. Он порождает деятельность его участников, которая должна носить творческий характер. Итогом этой деятельности становится произведение литературы и искусства или решение иных задач, содействующих культурному и техническому прогрессу.

3. Лицо, объявившее о публичном конкурсе, обращается к неопределенному кругу лиц. Число его участников может быть достаточно широким, а может ограничиваться работниками одной организации или одной профессии.

Конкурсы могут быть открытыми и закрытыми. Открытый конкурс предполагает обращение ко всем желающим участвовать в нем. Сообщение об объявлении публичного конкурса дается в средствах массовой информации (печати, передается по радио, телевидению). Соответствующие объявления могут быть развешены в общественных местах. При проведении открытого конкурса его устроители вправе заранее производить отбор участников, пожелавших принять в нем участие. Это связано с предварительной оценкой квалификации участников (например, артистов-исполнителей, музыкантов). Но как бы круг участников открытого конкурса ни был ограничен отбором, он должен оставаться неопределенным.

К участию в закрытом конкурсе привлекается ограниченный круг лиц, т.е. специально приглашенные. Выбор участников производится организатором конкурса, а предложение принять участие в конкурсе направляется определенному кругу лиц. Если конкурс проводится среди строго определенного круга специально приглашенных лиц, он характеризуется сочетанием элементов конкурса и авторских договоров. По сути, такой конкурс представляет собой заказ конкретным лицам на выполнение определенного задания. Выплата вознаграждения производится тому, чье произведение будет отвечать условиям задания.

Отношения, связанные с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства, регулируются нормами авторского права. Для конкурсного отбора лучших произведений создается жюри, авторам выплачиваются установленные премии, тем самым здесь применимы нормы о конкурсе.

4. Объявление о конкурсе должно содержать ряд условий. Одни из них являются обязательными, другие таким качеством не обладают. К обязательным условиям относятся: существо задания, критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений; место, срок и процедура их представления; размер и форма награды; порядок и сроки объявления результатов конкурса.

Существо задания - это, по сути, сведения о предмете конкурса или "определенной работе". Характер этих сведений зависит от цели конкурса.

В объявлении о конкурсе на лучший материал, призванный освещать выборы Президента РФ в 1996 г. (РГ. 1996. 24 февр.), задание было определено следующим образом: материалы о выборах, представленные на конкурс, должны содействовать дальнейшему развитию демократии, повышению политической активности, сознательному участию граждан Российской Федерации в управлении делами государства, более полному использованию ими своих избирательных прав.

Конкурсное задание может выражаться в простой постановке задачи, в которой дается идея, тема, а также указывается форма ее разрешения. Возможна детализация признаков, которым должно отвечать решение конкурсной задачи.

Порядок и срок сравнительной оценки работ предопределены особенностями самой работы. Возможны проведение предварительного отбора и оценка проспектов работ и заявок.

Конкурс может проходить в несколько этапов (туров). На каждом из них дается оценка работ, что позволяет отобрать лучшие работы для последующего тура. Окончательной оценке работы может предшествовать открытое обсуждение либо помещение на выставку для публичного обозрения и выявления общественного мнения.

К числу обязательных условий конкурса относится место представления работы. Его указание имеет значение не только для участников конкурса, но и для общественности. Особенно это касается конкурсов на исполнительскую деятельность, на которых присутствует зрительская аудитория.

Срок реализации конкурсного задания должен быть такой продолжительности, чтобы участник имел реальную возможность выполнить его. Время, для этого отведенное, может определяться соответствующим периодом (например, с 15 февраля по 15 июля 1996 г. или в течение 6 месяцев со дня объявления конкурса) либо точно зафиксированной календарной датой.

Могут устанавливаться окончательные и промежуточные сроки, например, промежуточный срок предварительного просмотра или прослушивания исполнителей; срок представления проспектов выполнения конкурсного задания.

Форма представления работы на конкурс определяется ее характером. Возможна передача участником конкурса результата своего труда в виде материализованного объекта (рисунка, картины, медали, рукописи, проекта и т.д.) при создании произведения науки, литературы, искусства или выявления технического решения.

Особой формой представления работы может быть вокал, исполнение танца, стихотворения при непосредственном восприятии этого исполнения самим устроителем конкурса.

Отказ в приеме работы на конкурс может иметь место только по мотиву несоответствия ее условиям конкурса либо нарушения порядка и сроков ее представления.

Размер и форма награды являются обязательным условием конкурсного объявления. Они устанавливаются в виде денежной суммы или другой имущественной ценности. Может быть учреждено несколько премий в соответствии с занятым призовым местом (например, первая премия - 15 тыс. руб., меньшие суммы для двух вторых премий, двух третьих). На каждое место может быть установлена не одна, а несколько премий: одна первая премия, две вторых, две третьих и т.п. Одновременно с премиями для победителей конкурса могут быть предусмотрены поощрительные премии. Они предназначаются для награды тех, кто не занял призового места, но создал произведение, достойное быть отмеченным.

Число премий и их размеры устанавливаются устроителями конкурса в пределах средств, отведенных на эти цели.

Порядок и сроки объявления результатов конкурса отнесены к обязательным условиям. Определение результатов конкурса вытекает из оценки представленных работ. Срок объявления результата дается в сообщении о конкурсе. Премированные и принятые к использованию устроителем конкурса произведения литературы, науки или искусства могут становиться предметом договорных отношений между устроителем конкурса и авторами этих произведений.

Необязательные условия конкурса определяются свободным усмотрением самого устроителя. Количество и характер подобных условий зависят от особенностей конкурса. Необязательные условия могут касаться порядка представления работы под девизом, когда имя автора сохраняется в тайне до оценки его работы, или за подписью автора; количества экземпляров предоставляемых на конкурс работ; необходимости и срока предварительного представления проспекта работ и т.д.

5. Устроитель конкурса может использовать произведение, удостоенное награды, на основе договора с соответствующим участником. Если устроитель конкурса уклоняется от заключения договора, предусмотренного условиями конкурса, то участник, получивший награду (премию), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Одновременно ставится вопрос о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения. Правила, предусмотренные комментируемой главой, применяются в данном случае, поскольку они не противоречат ст. 447-449 ГК.

Статья 1058. Изменение условий и отмена публичного конкурса

1. В отличие от ранее действовавшего законодательства (ст. 440 ГК РСФСР) в настоящее время расширены возможности устроителя конкурса. Ему предоставляется право не только изменять условия конкурса, но и отменять его. Внесение поправок допустимо во все условия, кроме того, которое касается существа конкурса (цели, задачи). Изменение существа конкурса практически приводит к его отмене.

Иное изложение условий конкурса может затрагивать интересы потенциальных участников, которые приступили к выполнению означенного задания. Поэтому закон разрешает устроителю конкурса изменять условия или отменять его только в первой половине срока, установленного для представления работ.

Не исключены и более поздние изменения условий конкурса, но лишь в том случае, если они улучшают положение будущих участников (например, увеличены размер и количество премий).

Отмена правомерно объявленного конкурса может быть связана с усмотрением его устроителя, у которого возникли препятствия для его проведения (например, невозможность обеспечить условия пребывания иногородних участников или отказ спонсоров от оказания финансовой поддержки).

Устроитель конкурса не может изменять условия или отменять конкурс, если кто-либо из участников представил работу в пределах первой половины установленного срока. После извещения об изменении условий конкурса в соответствии с п. 2 комментируемой статьи участник конкурса не может требовать принятия работы на первоначальных условиях или признания недействительными внесенные в них изменения. Его дальнейшее участие в конкурсе возможно в результате исправления работы согласно новым условиям конкурса.

2. Изменение условий конкурса или его отмена должны быть доведены до сведения возможных его участников. Имеется в виду неопределенный круг лиц, которому было адресовано объявление о публичном конкурсе. Возможные участники должны быть информированы об изменениях условий конкурса или его отмене тем же способом, каким конкурс был объявлен (публикации в газетах, сообщения по радио, телевидению, распространение информационных листков на уличных стендах и т.д.).

Соблюдение этого требования устроителем конкурса освобождает его от обязанности принять работу, выполненную на первоначально указанных условиях. Не принимается во внимание обстоятельство, что автор этой работы по уважительной причине не знал об изменениях условий конкурса или его отмене.

3. После объявления публичного конкурса лица, пожелавшие в нем участвовать и выполнившие работу, несут определенные затраты (например, приобретают писчую бумагу, полотно, краски, кисти и т.д.). Работа может быть сделана участником конкурса до сообщения об изменении условий или отмене конкурса. Расходы, понесенные любым участником конкурса, должны быть ему возмещены. Лицо, объявившее конкурс, в случае его отмены или изменения условий должно возместить расходы, понесенные лицом, выполнившим конкурсную работу, если она была готова до того, как ее автору стало или должно было стать известно об изменении условий конкурса и его отмене.

Устроитель конкурса может быть освобожден от обязанности возместить расходы. Для этого он должен доказать, что указанная работа была выполнена не в связи с конкурсом, а именно до его объявления. Другим основанием освобождения устроителя конкурса от обязанности возместить расходы участнику является выполнение им работы, заведомо не отвечающей условиям конкурса.

4. Независимо от причин, заставивших лицо, объявившее конкурс, изменить его условия или отменить вовсе, оно должно соблюдать определенные требования. Последние касаются срока и порядка уведомления участников конкурса о происходящих переменах в проведении конкурса. Эти требования изложены в п. 1 и 2 комментируемой статьи.

Если они нарушены устроителем конкурса, то он должен выплатить награду тем, кто выполнил работу в соответствии с оговоренными условиями.

Статья 1059. Решение о выплате награды

1. Объявление о конкурсе в числе обязательных должно содержать условие о порядке и сроке выплаты награды. Решение о выплате награды доводится до сведения участников конкурса. Делаться это должно своевременно и с соблюдением порядка и срока выплаты награды. Объявляя конкурс, устроитель указывает, сколько он учреждает премий и в каком размере.

При подведении итогов конкурса устроитель, исходя из количества назначенных премий, может принять одно из следующих решений: а) о выплате премий согласно их числу по каждому призовому месту; б) об отказе в присуждении премий, за отдельные призовые места (при объявлении нескольких); в) о присуждении поощрительных премий вместо присуждения премий за призовые места; г) о неприсуждении премий вообще, если ни одна из представленных работ не признана быть отмеченной или ни одна из них не отвечает требованиям, изложенным в условиях конкурса. При отказе в выплате наград или ином решении устроитель конкурса не обязан мотивировать свои решения.

Оценка конкурсных работ может осуществляться самим устроителем, быть поручена другим организациям либо специально созданной конкурсной комиссией или жюри из высококвалифицированных специалистов в данной области деятельности.

Об образовании конкурсной комиссии (жюри) сообщается в объявлении, но состав ее с поименным перечислением не указывается. Конкурсная комиссия или жюри оценивает представленные работы и определяет победителей. Присуждение премий производит устроитель конкурса. Победителями конкурса признаются только лица, которым присуждены премии за призовые места.

Несоблюдение срока объявления результатов проведенного соревнования и выплаты премий является нарушением обязанности устроителя. Участники конкурса, чьи работы признаны удовлетворяющими условиям конкурса и подлежащими премированию, вправе обратиться в суд с требованием о выплате премии.

2. Работа, представленная на конкурс, может быть выполнена двумя или более лицами. В случае присуждения премии авторскому коллективу сумма премии не увеличивается. Она распределяется между участниками, выполнившими работу в соответствии с достигнутым ими соглашением. При отсутствии такого соглашения порядок распределения награды определяется судом.

Решение выплатить награду участникам конкурса, чьи работы премированы, доводится до них путем письменного извещения, а также публикации результатов конкурса в печати или оглашения в других средствах массовой информации.

При несогласии с решением конкурсной комиссии (жюри) о результатах конкурса и выплате награды участники конкурса обращаются с жалобой к его устроителю. Повторно жалоба может быть подана в вышестоящий орган, решение которого является окончательным.

Статья 1060. Использование произведений науки, литературы и искусства, удостоенных награды

Публичный конкурс может объявляться с целью создания произведения науки, литературы или искусства. Устроитель конкурса, удостоив обусловленной наградой созданное произведение, приобретает преимущественное право на заключение договора об использовании произведения с победителем конкурса.

Если в планы лица, объявившего конкурс, не входит намерение использовать премированные произведения, авторы этих произведений должны быть поставлены об этом в известность. При объявлении условий конкурса может быть оговорено, что премированные произведения не будут использоваться устроителем. Это дает автору возможность использовать произведение по своему усмотрению, а именно искать лицо или организацию, с которой можно заключить договор.

Закон не определяет срока, в течение которого лицо, объявившее публичный конкурс, должно реализовать возникшее у него преимущественное право на заключение договора с автором произведения, удостоенного награды. Задержка на неопределенный срок оформления договора с победителем конкурса позволяет последнему обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. При необоснованном уклонении от заключения договора устроитель конкурса должен возместить автору премированного произведения причиненные этим убытки (см. п. 4 ст. 445 ГК).

В зависимости от решения суда о понуждении устроителя конкурса заключить договор с автором премированного произведения право устроителя либо погашается, либо он заключает договор в соответствии с нормами авторского права (ст. 31 Закона об авторском праве).

При заключении договора между устроителем конкурса и автором оговаривается срок, на который он передал право на премированное произведение, как, впрочем, и другие условия договора. Если в авторском договоре отсутствует условие о сроке, договор может быть расторгнут автором по истечении 5 лет с даты его заключения с письменным уведомлением об этом пользователя за 6 месяцев до расторжения договора.

Закон (п. 4 ст. 1057 ГК) не оговаривает способ использования произведения, удостоенного награды на конкурсе. Он определяется либо при заключении авторского договора, либо используется способом, вытекающим из цели конкурса, например: музыкальное произведение - для исполнения перед публикой; литературное произведение - для опубликования, художественного чтения и т.д.

Выдача обусловленной награды участнику - победителю конкурса не лишает его права получить соответствующее вознаграждение по заключенному с ним договору об использовании произведения.

Статья 1061. Возврат участникам публичного конкурса представленных работ

Помимо обязательных условий (см.

Полный текст ст. 1057 ГК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 1057 ГК РФ.

1. Лицо, объявившее публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды (о выплате награды) за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов (публичный конкурс), должно выплатить (выдать) обусловленную награду тому, кто в соответствии с условиями проведения конкурса признан его победителем.

2. Публичный конкурс должен быть направлен на достижение каких-либо общественно полезных целей.

3. Публичный конкурс может быть открытым, когда предложение организатора конкурса принять в нем участие обращено ко всем желающим путем объявления в печати или иных средствах массовой информации, либо закрытым, когда предложение принять участие в конкурсе направляется определенному кругу лиц по выбору организатора конкурса.Открытый конкурс может быть обусловлен предварительной квалификацией его участников, когда организатором конкурса проводится предварительный отбор лиц, пожелавших принять в нем участие.

4. Объявление о публичном конкурсе должно содержать по крайней мере условия, предусматривающие существо задания, критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений, место, срок и порядок их представления, размер и форму награды, а также порядок и сроки объявления результатов конкурса.

5. К публичному конкурсу, содержащему обязательство заключить с победителем конкурса договор, правила, предусмотренные настоящей главой, применяются постольку, поскольку статьями 447 - 449 настоящего Кодекса не предусмотрено иное.

Комментарий к статье 1057 ГК РФ

1. Комментируемая статья посвящена организации публичного конкурса. Публичный конкурс - разновидность публичного обещания награды. При его объявлении лицо, объявившее публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды (о выплате награды) за лучшее выполнение работы или достижение других результатов, должно выплатить (выдать) обусловленную награду тому, кто в соответствии с проведением конкурса признан лучшим исполнителем работы или достиг лучших результатов.

2. В отличие от публичного обещания награды публичный конкурс направлен на достижение каких-либо общественно полезных целей и может быть обращен ко всем желающим (открытый конкурс) и к определенному кругу лиц по выбору организатора конкурса (закрытый конкурс).

Так, например, целью проведения открытого публичного конкурса на лучший урок по истории на тему: "Первая мировая война на карте Союзного государства" выступила потребность найти новые форматы проведения уроков по истории в целях формирования и воспитания военно-патриотических чувств у молодого поколения, выявления общих исторических корней российского и белорусского народов.

________________
См. Положение о публичном конкурсе на лучший урок по истории на тему: "Первая мировая война на карте Союзного государства / URL: http://www.kp.ru/daily/26245/3126779/
Цель публичного конкурса "БАМ в истории моей семьи" - популяризация истории России, пропаганды патриотизма и достижений отечественного строительства железных дорог.

________________
См. Положение о публичном конкурсе "БАМ в истории моей семьи" / URL: http://www.kp.ru/daily/26227.5/3110226/
Целевое назначение Всероссийского конкурса на лучшую научную работу среди студентов, аспирантов и молодых ученых высших учебных заведений Минсельхоза России - поддержка талантливой молодежи, пропаганда научных знаний и творческих достижений, выявление и развитие у российской молодежи творческих способностей, интереса к научной деятельности (см. приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 17.07.2014 N 283).

3. Объявление о конкурсе может иметь место в печати или иных средствах массовой информации. Это объявление, как и обещание награды, является односторонней сделкой или публичной офертой. В пользу последней говорит п.4 ст. 1057 ГК РФ, а именно то обстоятельство, что объявление о публичном конкурсе должно содержать условия, предусматривающие существо задания, критерии и порядок оценки результатов работы и иных достижений, место, срок и порядок их представления, размер и форму награды, порядок и сроки выполнения результатов конкурса.

Так, например, объявление об открытом публичном конкурсе работ на соискание премий Правительства РФ в области образования в 2014 году, было опубликовано 15.01.2014 в "Российской газете" (федеральный выпуск N 6278), а также на сайте Минобрнауки России.

________________
См. также электронную версию: URL: http://www.rg.ru/2014/01/13/konkurs-site-dok.html
См. URL: http://минобрнауки.рф/новости/3856/файл/2660/Объявление о конкурсе_премия Правительства РФ в области образования в 2014 году.doc
Объявления о проведении конкурса "БАМ в истории моей семьи" и на лучший урок по истории на тему: "Первая мировая война на карте Союзного государства", а также соответствующие положения о проведении этих конкурсов были опубликованы на сайте ЗАО "Издательский дом "Комсомольская правда" в сети Интернет по адресу: www.kp.ru.

4. Поскольку конкурс - соревнование, которое определяет лучших из числа его участников, он предполагает наличие нескольких участников, которые принимают во внимание объявленные условия и представляют на конкурс работы - результаты авторского, исполнительского мастерства, спортивные достижения, научные труды и т.д.

Представление работ, достижений на конкурс является акцептом и моментом заключения договора (). Это условная сделка с отлагательным условием, поскольку обязанность выплаты награды наступает лишь для победителя. Форма договора может быть любая. Чаще всего доказательством его заключения является письменное оформление представления результатов работы или иных достижений. Существенное условие такого договора - его предмет: вышеназванные работы или достижения, критерии и порядок их оценки, размер и форма награды, порядок и сроки объявления результатов конкурса.

Награда может быть выплачена не только в денежной форме. В качестве награды вручаются памятные знаки. Выдаче награды могут сопутствовать награждение различного рода грамотами, присуждение почетных званий лауреата или дипломанта конкурса. Однако это лишь меры морального поощрения, которые сами по себе конкурсной наградой не являются.

Субъектами договора могут быть любые физические и юридические лица. В качестве организатора конкурса могут выступать государственные органы и органы местного самоуправления.

5. К публичному конкурсу, содержащему обязательство заключить с победителем конкурса договор, применяются положения о публичном конкурсе и соответственно статьи о заключении договора на торгах (ст. 447-449 ГК РФ).

6. Применимое законодательство:
- постановление Правительства РФ от 28.08.2013 N 744;
- распоряжение Министерства транспорта РФ от 08.09.2014 N МС-127-р;
- распоряжение Министерства транспорта РФ от 08.09.2014 N МС-126-р;
- приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 04.08.2014 N 516;
- приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 17.07.2014 N 283;
- приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 13.05.2014 N 224;
- приказ Федерального агентства по делам молодежи от 17.03.2014 N 60;
- приказ Федерального агентства по делам молодежи от 12.03.2014 N 56;
- приказ Федерального агентства по делам молодежи от 12.03.2014 N 50;
- приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 07.03.2014 N 61;
- приказ Федеральной службы судебных приставов от 15.01.2014 N 3;
- приказ Федерального агентства по делам молодежи от 13.01.2014 N 6;
- приказ МВД России от 10.08.2013 N 612;
- Положение о конкурсе "За производство высококачественной пищевой продукции" (утв. Министерством сельского хозяйства РФ 20.08.2014);
- Положение о Всероссийском конкурсе "За служение спорту" (за вклад в развитие физической культуры и спорта) (утв. Министерством спорта РФ 21.07.2014);
- Положение о Всероссийском конкурсе "Спортивная солидарность" (за укрепление международных спортивных отношений) (утв. Министерством спорта РФ 01.07.2014);
- Положение о проведении конкурса "Лучшая семейная животноводческая ферма" (утв. Министерством сельского хозяйства РФ 18.06.2014);
- Положение о Всероссийском конкурсе на звание "Гордость России" (лучший спортсмен, лучшая спортсменка, лучший тренер) (утв. Министерством спорта РФ 11.06.2014);
- Положение о Всероссийском конкурсе на звание "Эпоха в спорте" (за многие годы работы на благо развития спорта в стране) (утв. Министерством спорта РФ 11.06.2014);
- письмо Министерства образования и науки РФ от 28.01.2014 N ВК-101/09.

7. Судебная практика:
- определение ВС РФ от 11.04.2012 N 32-АПГ12-3;
- постановление ФАС Дальневосточного округа от 22.10.2009 N Ф03-5483/2009 по делу N А59-148/2009;
- постановление ФАС Дальневосточного округа от 19.10.2009 N Ф03-5340/2009 по делу N А59-6592/2008;
- постановление ФАС Дальневосточного округа от 16.10.2009 N Ф03-5395/2009 по делу N А59-6582/2008;
- постановление ФАС Поволжского округа от 22.01.2009 по делу N А55-8445/2008.

Консультации и комментарии юристов по ст 1057 ГК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 1057 ГК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

1. Лицо, объявившее публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды (о выплате награды) за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов (публичный конкурс), должно выплатить (выдать) обусловленную награду тому, кто в соответствии с условиями проведения конкурса признан его победителем.

2. Публичный конкурс должен быть направлен на достижение каких-либо общественно полезных целей.

3. Публичный конкурс может быть открытым, когда предложение организатора конкурса принять в нем участие обращено ко всем желающим путем объявления в печати или иных средствах массовой информации, либо закрытым, когда предложение принять участие в конкурсе направляется определенному кругу лиц по выбору организатора конкурса.

Открытый конкурс может быть обусловлен предварительной квалификацией его участников, когда организатором конкурса проводится предварительный отбор лиц, пожелавших принять в нем участие.

4. Объявление о публичном конкурсе должно содержать по крайней мере условия, предусматривающие существо задания, критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений, место, срок и порядок их представления, размер и форму награды, а также порядок и сроки объявления результатов конкурса.

5. К публичному конкурсу, содержащему обязательство заключить с победителем конкурса договор, правила, предусмотренные настоящей главой, применяются постольку, поскольку статьями 447 — 449 настоящего Кодекса не предусмотрено иное.

Комментарий к Ст. 1057 ГК РФ

1. Сегодня все большее распространение в гражданском обороте получает такое юридическое действие, как объявление публичного конкурса. По мнению С.А. Чернышевой, по своей юридической природе конкурс представляет собой одностороннюю сделку, для которой характерно изъявление воли одной стороны. Объявление конкурса — односторонняя сделка, ибо для ее возникновения достаточно изъявления воли устроителя конкурса. Представление лицом выполненной согласно условиям конкурса работы — тоже односторонняя сделка, поскольку выражается желание лица участвовать в соревновании без предварительного согласования вопросов, относящихся к конкурсу.

Конституция РФ (ст. 43) вводит понятие «на конкурсной основе» применительно к получению высшего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Однако практическое применение этого понятия значительно шире. Оно встречается во многих законах, принятых за последнее время, и затрагивает различные стороны жизни государства и общества. Так, во исполнение Указа Президента РФ от 12 апреля 1993 г. N 443 «О неотложных мерах государственной поддержки студентов и аспирантов образовательных учреждений высшего профессионального образования» и Положения о стипендиях Президента Российской Федерации, утвержденного распоряжением Президента РФ от 6 сентября 1993 г. N 613-рп (в ред. Указов Президента РФ от 14 февраля 2010 г. N 182 , от 22 июня 2010 г. N 773 , от 8 марта 2011 г. N 285), объявлено о проведении открытого публичного конкурса на получение стипендий Президента РФ для обучения за рубежом студентов и аспирантов российских вузов в 2011/2012 учебном году.

———————————
Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 16. Ст. 1341.

Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 37. Ст. 3451.

Собрание законодательства РФ. 2010. N 8. Ст. 837.

Собрание законодательства РФ. 2010. N 26. Ст. 3331.

Собрание законодательства РФ. 2011. N 11. Ст. 1514.

Обычно публичный конкурс объявляют организации, заинтересованные в достижении наилучшего результата в определенной сфере деятельности. Однако, как показывает практика, далеко не всегда организаторы и участники публичного конкурса отчетливо представляют себе правовую сторону отношений, в которые они вступают в связи с его объявлением.

Публичный конкурс — это в первую очередь один из важнейших институтов гражданского права, в силу которого лицо, объявившее публично о выдаче награды за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов, обязуется провести в установленный срок конкурс и выдать обусловленную награду тому, кто в соответствии с условиями проведения конкурса признан его победителем.

Публичный конкурс и публичное объявление награды объединяет публичное обещание награды за совершение правомерного действия.

Публичный характер проявляется в том, что объявление адресовано неопределенному кругу лиц в публичном месте. Таким может быть обращение, сделанное в Интернете или на пресс-конференции во время проведения международной выставки, в печатных и электронных средствах массовой информации.

Под объявлением публичного конкурса понимается сделанное доступным для сведения неопределенного круга лиц способом сообщение организатора конкурса о принятии им на себя обязательства выплатить имущественное вознаграждение победителю конкурса, т.е. тому, кто в соответствии с условиями конкурса будет признан наилучшим образом выполнившим определенную работу или достигшим иных наилучших результатов.

2. Необходимым признаком результатов действий участников конкурса должно быть их способствование достижению каких-либо общественно полезных целей. Что касается публичного обещания награды, то сообщение об этом, как и в случае публичного конкурса, должно быть доступно сведению неопределенного круга лиц. В то же время, в отличие от конкурса, при публичном обещании награда может быть обещана за совершение не только общественно полезного, но и любого иного правомерного действия, обычно направленного на удовлетворение интересов частного лица (например, отыскание утраченной вещи, получение необходимой информации). Кроме того, награда должна быть выплачена любому, кто совершит указанное в объявлении действие. Если же требуемое действие совершается несколькими лицами, то право на награду приобретает тот, кто совершил это действие первым, а не тот, кто достиг результатов и признан победителем конкурса.

И публичное обещание награды, и публичный конкурс как разновидность публичного обещания награды, как уже отмечалось выше, традиционно считаются односторонними сделками. Между тем применительно к ним в этом аспекте можно усмотреть некоторое различие.

По мнению профессора А.М. Эрделевского, квалификация публичного обещания награды в качестве односторонней сделки не вызывает сомнений. Для возникновения обязательства выплатить награду необходимо наличие двух юридических фактов: 1) публичное объявление обещающего лица о выплате награды; 2) совершение другим лицом того действия, которым обусловлена выплата награды. Из этих действий лишь первое должно быть направлено на наступление юридических последствий, свойственных обещанию награды, а именно на возникновение обязанности выплатить награду. Действительная направленность воли лица, совершившего соответствующее действие, для возникновения этой обязанности юридически безразлична, поскольку согласно п. 4 ст. 1055 ГК РФ обязанность выплатить награду возникает независимо от того, совершено ли соответствующее действие в связи со сделанным объявлением или независимо от него.

———————————
Эрделевский А.М. Публичное обещание награды // Законность. 2000. N 8. С. 11.

Направленность воли совершающего требуемое действие лица на получение награды имеет правовое значение лишь как основание возникновения его права на возмещение расходов, понесенных в связи с совершением этого действия, в случае правомерной отмены публичного обещания награды, поскольку такое право может возникнуть у лица, «отозвавшегося» на объявление (п. 2 ст. 1056 ГК).

Односторонний характер такой сделки, как публичный конкурс, не столь очевиден. Для возникновения обязанности организатора публичного конкурса выплатить награду необходимо наличие четырех юридических фактов: 1) объявление организатора о публичном конкурсе; 2) выполнение участниками конкурса определенной работы или достижение иных результатов; 3) представление результатов конкурсного задания на участие в конкурсе; 4) признание участника конкурса победителем.

Нетрудно заметить, что выполнение конкурсного задания и представление результатов для участия в конкурсе в совокупности образуют то действие, совершением которого обусловлено обещание награды в публичном конкурсе. Совершение первой части этого действия — выполнение конкурсного задания — вполне может не быть связано с объявлением о конкурсе и не быть направлено на принятие участия в нем. Однако вторая часть действия участника конкурса — представление результатов выполненной работы на конкурс — всегда направлена на вступление в обязательственные правоотношения с организатором публичного конкурса и на достижение свойственных такому конкурсу правовых последствий.

Изложенное дает основания некоторым российским ученым-цивилистам (в их числе В.П. Мозолин, С.А. Чернышева, А.М. Эрделевский и некоторые другие) рассматривать публичный конкурс не как одностороннюю сделку, а как своего рода договор, где объявление о конкурсе оказывается разновидностью публичной оферты, становящейся по истечении первой половины установленного для представления работ срока безотзывной, а представление результатов работы на конкурс — акцептом оферты в порядке п. 3 ст. 438 ГК РФ, где указано, что совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действия по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.

3. Организаторами публичного конкурса могут быть как юридические лица, так и граждане, а сам публичный конкурс может быть открытым и закрытым. Дееспособность граждан — участников конкурса определяется общими нормами гражданского права. Никаких ограничений в отношении возраста не установлено. Это значит, что в конкурсе могут участвовать не только совершеннолетние граждане, но и несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, ибо они вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителей осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности (). За несовершеннолетних до 14 лет согласно ст. 28 ГК РФ сделки могут совершать от их имени законные представители (родители, усыновители, опекуны).

Круг участников конкурса зависит от вида конкурса. Если публичный конкурс открытый, то предложение организатора принять в нем участие обращено ко всем желающим путем объявления в средствах массовой информации.

Открытый конкурс может быть обусловлен и предварительной квалификацией его участников, когда организатором конкурса проводится предварительный отбор лиц, пожелавших принять в нем участие.

Так, перед проведением XIV Международного конкурса имени П.И. Чайковского, прошедшего с 14 июня по 2 июля 2011 г. в г. Москве, всем подавшим заявки для участия в этом конкурсе было предложено пройти предварительный отбор, который и сформировал окончательный состав конкурсантов в четырех номинациях (фортепьяно, скрипка, виолончель, сольное пение). Следует отметить, что на данном конкурсе был установлен и определенный возрастной ценз: инструменталисты — 16 — 30 лет, певцы и певицы — 19 — 32 года.

При закрытом конкурсе участники составляют определенный круг лиц по выбору организатора конкурса.

Возможность проведения закрытого конкурса применительно, например, к размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд регламентирована специальным Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступившими в силу с 1 января 2011 г.).

———————————
Собрание законодательства РФ. 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3105.

Министерство экономического развития и торговли РФ своим Приказом от 3 мая 2006 г. N 124 утвердило Порядок, который регламентирует вопросы проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, возможности заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) .

———————————
Бюллетень нормативных актов. 2006. N 30.

Тем не менее само сообщение об объявлении закрытого конкурса должно быть сделано публично, хотя в этом случае не обязательно через средства массовой информации, а любым способом, например, через стенгазету, вывешивание объявлений, распространение информационных листков. Этот вывод следует из п. 1 комментируемой статьи, где публичность объявления о выплате награды указана в качестве обязательного признака любого публичного конкурса, как открытого, так и закрытого.

4. Содержание односторонней сделки (публичное объявление организатором о конкурсе) или договора о публичном конкурсе составляют существенные и иные условия. В п. 4 комментируемой статьи установлены достаточно жесткие требования к содержанию объявления о публичном конкурсе. Оно должно включать условия, определяющие существо задания (т.е. то, какая именно работа должна быть выполнена или какие результаты должны быть достигнуты), критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений (самим организатором конкурса, специально формируемым жюри и т.п.), место, сроки и порядок представления результатов на конкурс, размер и форму награды, а также порядок и сроки объявления результатов конкурса. Установление критериев оценки результатов необходимо, в частности, для того, чтобы исключить возможность произвольного определения победителя конкурса. Отсутствие в объявлении о конкурсе любого из необходимых условий влечет его недействительность.

Таким образом, к существенным условиям публичного конкурса следует отнести следующие: предмет сделки; место, срок и порядок предоставления работы или иных достижений; критерий и порядок оценки результатов работы; размер и форма награды; порядок и сроки объявления результатов конкурса.

В качестве иных условий могут быть указаны порядок и сроки выплаты вознаграждения, а также судьба представленных на конкурс работ, не удостоенных награды.

Предмет сделки — осуществление правомерных действий, направленных на достижение общественно полезной цели и составляющих существо задания.

Наличие общественно полезной цели означает, что сам конкурс и его результаты служат обществу в целом, поскольку оно заинтересовано в выявлении и поддержке талантливых исполнителей, разработке проектов по охране памятников, защите окружающей среды и т.п.

Существо задания описывается как требования, предъявляемые к работе и ее результату. Практикуется и детализация требований к результату работы. Так, программа XIII Международного конкурса имени П.И. Чайковского подробно регламентировала содержание каждого тура, а также обязательные требования к исполнению конкурсантами в каждом туре определенного рода музыкальных произведений.

Место представления работы — обычно адрес организатора или его управомоченного. В условиях конкурса может быть установлено, что представление работы производится в публичном месте, т.е. наряду с жюри обеспечивается также доступ зрителям, слушателям.

Установление срока представления работы необходимо для того, чтобы все участники находились в одинаковых по времени условиях для успешного выполнения указанного в объявлении задания. Срок должен быть реальным. Для представления работы могут устанавливаться окончательный и промежуточные сроки. Для конкурса исполнителей организатор обычно утверждает календарный план конкурса с указанием дат регистрации, жеребьевки, каждого тура (прослушивания, просмотра), церемонии вручения наград и закрытия.

Условиями конкурса может быть предусмотрено предоставление работы под девизом с целью сохранения тайны имени участника для объективного определения победителя.

К существенным относится условие о критериях и порядке оценки результатов работы. Организатор вправе самостоятельно оценивать достижения, представленные на конкурс, либо привлечь третьих лиц. Иногда, как уже отмечалось выше, создается специально для этих целей жюри конкурсная комиссия или комитет. Оценку результатов работы может осуществлять какой-либо постоянный орган организатора конкурса.

Для каждого конкурса с учетом его специфики устанавливаются критерии оценки результатов работы. Оценка может выводиться по сумме набранных баллов по каждому критерию.

Обязательным условием является определение порядка и срока объявления результатов конкурса. Устанавливается точная дата объявления результатов конкурса или период, в течение которого результат объявляется после принятия решения о выборе победителя.

Результат сообщается либо устно всем участникам, либо через средства массовой информации одновременно с извещением каждого победителя, либо письменно. Иногда специально оговаривается объявление результата в торжественной обстановке.

5. Отдельную группу представляют собой нормы, регулирующие заключение договоров на торгах, одной из форм которых являются конкурсы (ст. 447 ГК). Цель этих конкурсов — отчуждение определенного имущества тому, кто предложил за него наилучшие условия. В результате таких конкурсов для организаторов возникает обязанность заключить с победителем договор, который определяет их обязательства. Объектом же конкурса в смысле гл. 57 ГК РФ являются заранее объявленные обязательства организатора. Поэтому нормы комментируемой главы могут применяться к отношениям, возникающим при проведении торгов, только в тех случаях, когда эти отношения не урегулированы указанными нормами и не противоречат им.

А. ЭРДЕЛЕВСКИЙ
А. Эрделевский, доцент МГЮА.
Сегодня все большее распространение в гражданском обороте получает такое юридическое действие, как объявление публичного конкурса. Обычно публичный конкурс объявляют организации, заинтересованные в достижении наилучшего результата в определенной сфере деятельности. Однако, как показывает практика, далеко не всегда организаторы и участники публичного конкурса отчетливо представляют себе правовую сторону отношений, в которые они вступают в связи с его объявлением.
Такие отношения регулируются ст. ст. 1057 - 1061 ГК. Публичный конкурс представляет собой одну из разновидностей публичного обещания награды, поэтому между ним и публичным обещанием награды как односторонними сделками есть много общего, однако есть и существенные отличия.
Под объявлением публичного конкурса понимается сделанное доступным для сведения неопределенного круга лиц способом сообщение организатора конкурса о принятии им на себя обязательства выплатить имущественное вознаграждение победителю конкурса, т.е. тому, кто в соответствии с условиями конкурса будет признан наилучшим образом выполнившим определенную работу или достигшим иных наилучших результатов. Согласно п. 2 ст. 1057 ГК необходимым признаком результатов действий участников конкурса должно быть их способствование достижению каких-либо общественно полезных целей (например, разработка способа мелиорации земель, создание художественного произведения и т.п.).
Что касается публичного обещания награды, то сообщение об этом, как и в случае публичного конкурса, должно быть доступно сведению неопределенного круга лиц. Однако, в отличие от конкурса, здесь награда может быть обещана за совершение не только общественно полезного, но и любого иного правомерного действия, обычно направленного на удовлетворение интересов частного лица (например, отыскание утраченной вещи, получение необходимой информации). Кроме того, награда должна быть выплачена любому, кто совершит указанное в объявлении действие. Если же требуемое действие совершается несколькими лицами, то право на награду приобретает тот, кто совершил это действие первым, а не тот, кто достиг лучших результатов и признан победителем конкурса.
И публичное обещание награды, и публичный конкурс как разновидность публичного обещания награды традиционно считаются односторонними сделками. Между тем применительно к ним в этом аспекте можно усмотреть некоторое различие.
Квалификация публичного обещания награды в качестве односторонней сделки не вызывает сомнений. Для возникновения обязательства выплатить награду необходимо наличие двух юридических фактов: публичное объявление обещающего лица о выплате награды; совершение другим лицом того действия, которым обусловлена выплата награды. Из этих действий лишь первое должно быть направлено на наступление юридических последствий, свойственных обещанию награды, а именно - возникновению обязанности выплатить награду. Действительная направленность воли лица, совершившего соответствующее действие, для возникновения этой обязанности юридически безразлична, поскольку, согласно п. 4 ст. 1055 ГК, обязанность выплатить награду возникает независимо от того, совершено ли соответствующее действие в связи со сделанным объявлением или независимо от него.
Направленность воли совершающего требуемое действие лица на получение награды имеет правовое значение лишь как основание возникновения его права на возмещение расходов, понесенных в связи с совершением этого действия, в случае правомерной отмены публичного обещания награды, поскольку такое право может возникнуть лишь у лица, "отозвавшегося" на объявление (п. 2 ст. 1056 ГК).
Односторонний характер такой сделки, как публичный конкурс, не столь очевиден. Для возникновения обязанности организатора публичного конкурса выплатить награду необходимо наличие четырех юридических фактов: объявление организатора о публичном конкурсе; выполнение участником конкурса определенной работы или достижение иных результатов; представление результатов конкурсного задания на участие в конкурсе; признание участника конкурса победителем.
Нетрудно заметить, что выполнение конкурсного задания и представление результатов для участия в конкурсе в совокупности образуют то действие, совершением которого обусловлено обещание награды в публичном конкурсе. Совершение первой части этого действия - выполнение конкурсного задания - вполне может не быть связано с объявлением о конкурсе и не направлено на принятие участия в нем. Вывод о том, что представляемая на конкурс работа может быть выполнена не в связи с конкурсом, следует, в частности, из п. 3 ст. 1058 ГК, где последствием этого является освобождение организатора конкурса от возмещения участнику произведенных расходов в случае изменения условий конкурса или его отмены.
Однако вторая часть действия участника конкурса - представление результатов выполненной работы на конкурс - всегда направлена на вступление в обязательственные правоотношения с организатором публичного конкурса и достижение свойственных такому конкурсу правовых последствий. Изложенное дает основания рассматривать публичный конкурс не как одностороннюю сделку, а как своего рода договор, где объявление о конкурсе оказывается разновидностью публичной оферты, становящейся по истечении первой половины установленного для представления работ срока безотзывной, а представление результатов работы на конкурс - акцептом оферты в порядке п. 3 ст. 438 ГК.
Обусловленность выплаты награды совершением требуемого действия или победой в конкурсе не означает, что публичное обещание награды и публичный конкурс являются условными сделками в смысле ст. 157 ГК, поскольку без включения указанных условий, выражающих существо этих сделок, последние вообще не могут быть совершены.
Организаторами публичного конкурса могут быть как юридические лица, так и граждане, а сам публичный конкурс может быть открытым и закрытым (п. 3 ст. 1057 ГК). Открытым конкурс является в случае, когда предложение организатора конкурса принять в нем участие обращено ко всем желающим путем дачи соответствующего объявления в печати или иных средствах массовой информации. В этом случае адресованное неопределенному кругу лиц сообщение об объявлении конкурса является одновременно предложением принять в нем участие, причем это сообщение должно быть сделано через средства массовой информации. Нарушение этого требования влечет недействительность открытого публичного конкурса.
Хотя объявление об открытом конкурсе адресуется неопределенному кругу лиц, участие в нем может быть обусловлено проведением предварительного квалификационного отбора из числа лиц, откликнувшихся на объявление. Кроме того, сам предмет конкурса может обусловливать участие в нем не любого желающего, а лишь определенных лиц, каждое из которых обладает необходимым для участия в конкурсе признаком (например, является специалистом в той или иной области и может подтвердить это обстоятельство документом о получении соответствующего образования). Но и в этих случаях персональный состав потенциальных участников конкурса, которым адресовано сообщение, остается неопределенным.
В случае закрытого конкурса предложение принять в нем участие направляется заранее определенному кругу лиц по выбору организатора конкурса. Тем не менее само сообщение об объявлении закрытого конкурса должно быть сделано публично, хотя в этом случае не обязательно через средства массовой информации, а любым способом - например, через стенную печать, вывешивание объявлений, распространение информационных листков. Этот вывод следует из п. 1 ст. 1057 ГК, где публичность объявления о выплате награды указана в качестве обязательного признака любого публичного конкурса, как открытого, так и закрытого.
В п. 4 ст. 1057 ГК установлены требования к содержанию объявления о публичном конкурсе. Оно должно включать условия, предусматривающие существо задания (т.е. какая именно работа должна быть выполнена или какие результаты должны быть достигнуты), критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений (самим организатором конкурса, специально формируемым жюри и т.п.), место, срок и порядок представления результатов на конкурс, размер и форму награды, а также порядок и сроки объявления результатов конкурса. Установление критериев оценки результатов необходимо, в частности, для того, чтобы исключить возможность произвольного определения победителя конкурса. Отсутствие в объявлении о конкурсе любого из необходимых условий влечет его недействительность.
Большое значение для защиты прав и законных интересов участников конкурса имеют правила ст. 1058 ГК об изменении условий и отмене публичного конкурса. Как показывает анализ немногочисленной судебной практики по спорам в связи с объявлением конкурса, эти правила не всегда соблюдаются организаторами конкурса, и тогда встает вопрос об их ответственности перед участниками конкурса. По своим фактическим последствиям для конкурсантов тождественным отмене конкурса является такое неправомерное действие организатора конкурса, как неподведение его итогов в установленный в объявлении срок.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 1058 ГК организатор публичного конкурса вправе изменить его условия или отменить конкурс только в течение первой половины установленного для представления работ срока, причем извещение об этом должно быть сделано тем же способом, каким конкурс был объявлен. В случае изменения условий конкурса или его отмены организатор конкурса должен возместить расходы, понесенные любым лицом, которое выполнило предусмотренную в объявлении работу до того, как ему стало или должно было стать известно об изменении условий или отмене конкурса. Заметим, что здесь речь идет только о правомерной отмене конкурса или изменении его условий.
На практике могут возникать сложности при определении момента, с которого участнику конкурса должно стать известно об изменении условий или отмене конкурса. Очевидно, таковым следует считать момент обнародования соответствующего извещения. Пункт 3 ст. 10 ГК устанавливает принцип презумпции разумности действий участников гражданских правоотношений. Действия участника конкурса будут разумными в случае, если он, узнав об объявлении конкурса, например, из газеты "Вечерняя Москва", и исходя из того, что изменение условий или отмена конкурса возможны в течение первой половины срока с обязательным сообщением об этом в той же газете, будет на протяжении этого периода внимательно следить за всеми ее выпусками, чтобы приобрести право на возмещение всех расходов, которые он понесет в связи с участием в конкурсе.
В п. 3 ст. 1058 ГК предусмотрено, что организатор конкурса освобождается от обязанности возмещения расходов, если докажет, что работа была выполнена не в связи с конкурсом, например, до объявления о конкурсе, либо заведомо не соответствовала его условиям. Это правило объясняется отсутствием в указанных случаях причинной связи между изменением условий или отменой конкурса, с одной стороны, и понесенными участником убытками в виде произведенных расходов - с другой.
Особые сложности возникают в связи с применением п. 4 ст. 1058 ГК ввиду неудачной редакции этой нормы. В ней предусмотрена ответственность организатора конкурса за нарушение правил изменения условий или отмены конкурса, установленных в п. п. 1, 2 ст. 1058 ГК. В этом случае организатор конкурса должен "выплатить награду тем, кто выполнил работу, удовлетворяющую указанным в объявлении условиям". Нетрудно видеть, что эту фразу можно истолковать и таким образом, будто организатор конкурса, изменивший условия или отменивший его во второй половине срока конкурса, либо сделавший это хотя и в первой половине срока, но иным способом по сравнению с тем, каким конкурс был объявлен, обязан выплатить награду каждому из участников, чья работа соответствует условиям конкурса. Подобное толкование можно встретить и в юридической литературе (например, Комментарий к ГК РФ, части второй (постатейный) / Под ред. О.Н. Садикова. - М., 1999, с. 1058).
Понятны последствия такого толкования, найди оно поддержку в судебной практике. Представим себе открытый конкурс с объявленной наградой в размере 1 миллион руб., в котором принял участие 1 миллион конкурсантов. Допустим далее, что организатор конкурса, отменяя его, допустил оплошность - поместил объявление не в газете "Вечерняя Москва", где было дано первичное объявление, а в газете "Московская правда". Означает ли это, что вследствие такого нарушения каждый из миллиона участников вправе требовать от организатора конкурса по миллиону рублей? Несправедливость такого последствия и его явная несоразмерность нарушению очевидна. Тем не менее в судах уже появляются подобные иски.
Так, участница конкурса предъявила иск к журналу, объявившему конкурс среди студентов на лучшую статью по профилю тематики журнала. В качестве первого приза победителю конкурса был обещан портативный компьютер. Конкурс был объявлен в начале 1999 г. со сроком представления работ до 31 июля 1999 г. Однако в июле 1999 г., т.е. во второй половине срока, журнал объявил о продлении этого срока до 31 августа 1999 г. Таким образом, требования п. 1 ст. 1058 ГК были явно нарушены. Основываясь на п. 4 ст. 1058 ГК, студентка в исковом заявлении потребовала взыскать с редакции журнала стоимость компьютера. Были ли в данном случае вообще как-либо затронуты интересы конкурсантки? В принципе, да. Во-первых, располагая большим временем на выполнение работы, она могла бы сделать ее лучше. Во-вторых, у нее появились дополнительные конкуренты (те, кто сдал работы в августе 1999 г.), которых по первоначальным условиям конкурса не должно было бы быть.
Для защиты интересов конкурсантки вполне достаточно было бы предъявления требования о признании изменения условий конкурса недействительным и исключении августовских участников из числа конкурсантов при подведении итогов конкурса. До настоящего времени решения по этому делу еще не вынесено. По всей вероятности, участнице будет отказано в иске хотя бы потому, что в объявлении о конкурсе, как это часто бывает и чего не замечают неосмотрительные любители наград, не были указаны критерии оценки работ, а в этом случае объявление о конкурсе, как указывалось выше, оказывается недействительным (ст. 168, п. 4 ст. 1057 ГК).
И все же, не будь этого весьма досадного для нее обстоятельства, как должен был бы быть решен спор? Для ответа на этот вопрос еще раз обратимся к п. 4 ст. 1058 ГК. Следует отметить, что о награде, которая должна быть выплачена всем тем участникам, чьи работы удовлетворяют условиям конкурса, в этой статье говорится в единственном числе. Поэтому награда должна быть выплачена, но одна на всех таких участников. Это вполне справедливо и соответствует требованиям закона. Во-первых, даже если исходить из принципа полного возмещения участнику понесенных убытков, что следует понимать в данном случае под убытками конкурсанта в форме упущенной выгоды? Ведь получение награды обусловлено подведением итогов конкурса, и если организатор конкурса или назначенное им жюри не определили победителя, то никто, в том числе и суд, не может их подменить. Между тем полноценное право на награду может возникнуть только у победителя.
Вывод о правомерности распределения одной награды между всеми участниками конкурса основан также и на том, что, как отмечалось выше, объявление публичного конкурса представляет собой разновидность публичного обещания награды. Согласно п. 5 ст. 1055 ГК в случаях, когда действие, соответствующее обещанию награды, совершили несколько лиц, право на получение награды приобретает то из них, которое совершило соответствующее действие первым. Но если это действие совершено двумя или более лицами и невозможно определить, кто из них совершил соответствующее действие первым, а также в случае, если оно совершено двумя или более лицами одновременно, награда между ними делится поровну или в ином предусмотренном соглашением между ними размере.
Применительно к конкурсу при нарушении правил его отмены возникает аналогичная ситуация. Разница состоит, в частности, в том, что в случае отмены конкурса становится невозможно определить не первенство в совершении действия, а того, кто выполнил требуемое действие лучше. Поэтому в случае неправомерной отмены конкурса вполне допустимо для целей определения упущенной выгоды применение в порядке аналогии закона принципа распределения стоимости награды поровну между теми участниками, чьи работы удовлетворяют указанным в объявлении условиям. Что же касается произведенных участниками конкурса расходов, то они должны быть возмещены каждому из участников в пределах полной стоимости обещанной в объявлении о конкурсе награды применительно к каждому участнику (п. 2 ст. 1056, п. 3 ст. 1058 ГК).
В заключение коснемся ситуации, когда условия конкурса допускают представление работы, выполненной несколькими лицами совместно. Если такая работа признается лучшей, то ее исполнители оказываются коллективным победителем конкурса. Как распределяется награда между ними? На этот вопрос отвечает п. 2 ст. 1059 ГК: награда распределяется между соисполнителями в соответствии с достигнутым между ними соглашением. При недостижении такого соглашения порядок распределения награды определяется судом.
Зачастую предмет публичного конкурса заключается в создании произведения науки, литературы или искусства. В таких случаях, если условиями конкурса не предусмотрено иное, организатор конкурса приобретает преимущественное право на заключение с автором произведения, признанным победителем, договора об использовании произведения с выплатой ему авторского вознаграждения.
Статья 1061 ГК определяет судьбу работ, представленных на конкурс и не удостоенных награды, по его завершении. По общему правилу такие работы (т.е. тот объект, в котором они получили материальное, доступное объективному восприятию воплощение) организатор конкурса обязан в разумный срок возвратить участникам конкурса. Однако ст. 1061 ГК является диспозитивной нормой, поэтому такая обязанность наступает у организатора в случае, "если иное не предусмотрено объявлением о конкурсе и не вытекает из характера выполненной работы". Под работами, характер которых освобождает организатора конкурса от обязанности их возврата, следует понимать, во-первых, работы, вообще не имеющие материального воплощения (например, конкурс на лучшее исполнение танца), и, во-вторых, работы, хотя и имеющие материальное выражение, но возврат которых противоречил бы разумно понимаемым интересам организатора и участников конкурса (например, конкурс на лучшее изготовление скоропортящегося кулинарного изделия).
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)"
от 26.01.1996 N 14-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 22.12.1995)
Законность, N 8, 2000