История создания поэмы блока двенадцать презентация. Презентация на тему ""Двенадцать" А

А. Блок и революция

Эта тема стала развитием темы XIX в. народ и дворянство, потом – народ и интеллигенция, и, наконец, интеллигенция и революция.

Поэма «Двенадцать» и статья Блока «Интеллигенция и революция» созданы в январе 1918 г.



Под впечатлением посещения съезда Советов солдатских и рабочих депутатов Блок писал: «...содержанием всей жизни становится всемирная Революция, во главе которой стоит Россия».


Он был назначен одним из редакторов стенографического отчета Чрезвычайной следственной комиссии, учрежденной Временным правительством для расследования преступной деятельности царских министров и сановников.

В Следственной комиссии Блок работал до Октябрьской революции.


Очень крупную роль в формировании критических настроений Блока по отношению к Временному правительству сыграло резкое неприятие им лозунга продолжения империалистической войны , провозглашенного буржуазными партиями и правительством Керенского. Накануне Октября Блок записывает в дневнике: «Один только Ленин верит, что захват власти демократией действительно ликвидирует войну и наладит все в стране».



В январе 1918 г. Блок пишет статью «Интеллигенция и революция»

Надо «всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушать Революцию». «Устроить так, чтобы все стало новым; чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной жизнью» .


В том же в январе 1918 года Блок создал лучшее свое произведение - поэму «Двенадцать».



Черный вечер.

Белый снег.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер -

На всем божьем свете!




От здания к зданию

Протянут канат.

На канате - плакат:

"Вся власть Учредительному Собранию!"



Ветер веселый

И зол и рад.

Крутит подолы,

Прохожих косит,

Рвет, мнет и носит

Большой плакат:

"Вся власть Учредительному Собранию"...

И слова доносит:



Хлеба!

Что впереди?

Проходи!

Черное, черное небо.




Так появляется в поэме важнейшая для Блока тема – тема рождения нового мира. Обдумывая революционные события, Блок искал исторические параллели и аналогии. Крушение буржуазного мира он сопоставлял с падением Римской империи.


- А Ванька с Катькой - в кабаке...

- У ей керенки есть в чулке!



Революционный держите шаг!

Неугомонный не дремлет враг!

Этот знаменитый лозунг можно понять и так, что враги не вокруг, зло гнездится в душах самих красногвардейцев. Это мы и увидим в дальнейшем. В бога они уже не верят и идут без креста.


Третья главка построена ритмически как фабричная частушка.

Как пошли наши ребята

В красной гвардии служить -

В красной гвардии служить -

Буйну голову сложить!


Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем,

Мировой пожар в крови -

Господи, благослови!

Эти строчки говорят о том, что Блок разделял утопические представления о мировой революции.


И вдруг навстречу красногвардейцам сани с теми самыми Катькой и Ванькой.

Снег крутит, лихач кричит,

Ванька с Катькою летит -






Петруха, пристыженный своими товарищами, ощущает неуместность своих страданий: "Он головку вскидывает,/ Он опять повеселел". Но отсутствие рифмы говорит о разладе в его душе.


Блок очень точно ощутил то страшное, что вошло в жизнь: полное обесценивание человеческой жизни, которую не охраняет больше никакой закон (никому даже не приходит в голову, что за убийство Катьки придется отвечать. Не удерживает от убийства и нравственное чувство - нравственные понятия предельно обесценились. Недаром после гибели героини начинается разгул, теперь все дозволено: "Запирайте етажи, Нынче будут грабежи!




Стоит буржуй, как пес голодный,

Стоит безмолвный, как вопрос.

И старый мир, как пес безродный,

Стоит за ним, поджавши хвост.






Разыгралась чтой-то вьюга,

Ой, вьюга", ой, вьюга"!

Не видать совсем друг друга

За четыре за шага!


В очи бьется

Красный флаг.

Раздается

Мерный шаг.

Единственная «цветная» краска - красная: цвет революционного флага.


Потерявшая нравственные ориентиры, охваченная разгулом темных страстей, разгулом вседозволенности - такой предстает Россия в поэме "Двенадцать". Но в том страшном и жестоком, через что предстоит ей пройти, что она переживает зимой 18-го года, А. Блоку видится не только возмездие, погружение в ад, в преисподнюю, но в этом же - ее очищение. Россия должна миновать это страшное; погрузившись на самое дно, вознестись к небу.



...Так идут державным шагом,

Позади - голодный пес,

Впереди - с кровавым флагом,

И за вьюгой невидим,

И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз -

Впереди - Исус Христос.


Весь путь, которым идут герои блоковской поэмы - это путь из бездны к воскресению, от хаоса к гармонии. Не случайно Христос идет путем "надвьюжным", а в лексическом строе поэмы после намеренно сниженных, грубых слов появляются столь прекрасные и традиционные для А.Блока:

"Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,














Знаменем русской культуры

для Блока становится «веселое имя: Пушкин». В пушкинском творчестве Блок находит для себя последнее, наиболее полное выражение гармонического:

«веселый», «артистический» мир и одновременно - мир

высокой человечности. Последнее стихотворение


Класс: 11

Презентации к уроку




















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.










Назад Вперёд

Цели:

  • Показать полемический характер поэмы, ее художественные особенности.
  • Совершенствовать умение учеников делать самостоятельные выводы после знакомства с произведением поэта.
  • Повторение понятий: стиль, жанр, композиция, символ.
  • Совершенствовать выразительное чтение и умение анализировать поэтический текст.
  • Воспитывать внимание к слову, определить отношение автора к событиям революции 1917 года.

Приемы и методы: анализ поэтического текста (поисковый и частично исследовательский методы работы), самостоятельная работа уч-ся по заданной программе (интерпретация художественного текста, создание конечного продукта деятельности - компьютерной презентации), групповая работа учащихся.

Оборудование:

1. Мультимедийный проектор

2. Компьютеры.

3. Экран для воспроизведения результатов работы - презентации.

ХОД УРОКА

I. Слово учителя. Объявление темы урока. (Слайд 1)

II. Постановка целей и задач урока. (Слайд 2).

Обращение к слайд-фильму проекта “Кирилл и Мефодий” - 2 слайда мультимедийного урока “А. Л. Блок. Поэма “Двенадцать”; прослушивание записи фрагмента поэмы.

III. Обращение к эпиграфу.

Учитель: Написав поэму “Двенадцать”. Блок воскликнул: “Сегодня я - гений!”. “Двенадцать” - какие бы они ни были - это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью ”, - утверждал поэт. (Слайд 3).

Учитель: В январе 1918 года с Блоком произошло нечто такое, что он сумел воплотить весь хаос, который окружал его – хаос революции, из которого, он полагал, должна родиться гармония будущего, и потому он благословил этот хаос и запечатлел его не только в словесном, но и в музыкальных образах своей поэмы. (Слайд 4).

О. Парамонов (автор проекта “ХХ век глазами русских поэтов”) – заслуженный учитель России - вспоминает: “Когда я прочитал эту поэму монгольскому студенту, с котором мы встретились во время моей учебы в Ленинграде, он, плохо знавший русский язык, сказал: “Это буран в степи ”. Блоку действительно удалось воплотить то состояние, в котором находилась Россия, и в котором находился поэт в эти дни. (Слайд 5).

Что подвигло поэта па создание такого неоднозначно трактуемого произведения. Об этом нам расскажет первая 1 группа уч-ся, которая го готовила презентацию на заданную тему.

IV. Выступление групп (не более 5 минут каждая).

1 группа

Предварительное задание: рассказать о замысле поэмы “Двенадцать” (период создания, отношение автора к произведению, идея произведения). Обратить внимание на отношение автора к своему произведению, отзывы в критике, трактовку образов, политический аспект (если таковой присутствовал). Создать опорный слайд.

(Слайд 7). Блок в своих стихах предчувствовал пробуждение России, приветствовал его очистительный приход, потому что жизнь настоящая была для него невозможна. Когда он завершил эту поэму в январе 1918 года, то достаточно строгий к себе записал в своём дневнике: “Сегодня я гений”

Вообще “Двенадцать” - парадоксальное произведение. Оно написано в январе 1918 года, то есть по горячим следам, через два месяца после Октябрьской революции. Осознать значение события современнику очень сложно - “большое видится на расстоянье”. Поэма удивляла еще современников Блока. По утверждению В. Маяковского, “одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие - славу ей”. Но если поэма о революции, почему в поэме не изображены революционные действия, вожди революции? Почему в центре эпического повествования - погоня за “изменницей” Катькой (проституткой вообще-то) и ее убийство?

По мнению литературоведа Л. Дологополова: “Блок создал новую форму эпической поэмы, и новизна формы находилась в прямой зависимости с новизной содержания. Философия революционной эпохи, как ее понимал Блок, была воплощена в “Двенадцати” в совершенно повой поэтической системе, которая нашла свое отражение в новых ритмах, в новой стилистике, в лексике” .

Герои обрисованы лаконично и выразительно. Это образное сравнение: “старушка, как курица, / кой-как перемотнулась через сугроб”; речевая характеристика: “Предатели! Погибла Россия! / Должно быть, писатель - / Вития… ”, хлесткий эпитет и оксюморон: “А вон и долгополый - / Сторонкой за сугроб... / Что нынче невеселый, / Товарищ поп?”. Двенадцать героев составляют один отряд: “В зубах - цигарка, примят картуз, / На спину б надо бубновый туз!” - коротко и ясно - “тюрьма по ним плачет” (ромб нашивали на одежду каторжан). Среди них - Петька, “бедный убийца”, повеселевший от напоминаний товарищей: “Над собой держи контроль!”

Подробнее показана Катька. Здесь и внешность: “зубки блещут жемчугом”, “больно ножки хороши”, “толстоморденькая”, и образ жизни: “у ей керенки есть в чулке”, “с офицерами блудила”, и притягательное обаяние: “из-за удали бедовой / В огневых ее очах, / Из-за родинки пунцовой / Возле правого плеча... ”).

Учитель: Как взаимосвязаны название поэмы и ее построение, расскажет 2 группа уч-ся.

2 группа

Предварительное задание: рассказать о композиции поэмы (по какому принципу выстроена, сколько глав, чему посвящены, как расположены, какие приемы используются автором). Создать опорный слайд.

Во-первых, поэма содержит двенадцать глав. Во-вторых, героями поэмы являются двенадцать красноармейцев. В-третьих, образ Христа, идущего впереди этих красноармейцев (в конце поэмы), вызывает ассоциации с двенадцатью апостолами. Возникает следующий вопрос. Почему Христос? Что значит этот образ в поэме?

(Слайд 10). Одни воспринимают образ Христа как попытку освятить дело революции, другие - как кощунство. Появление Христа, может быть, залог будущего света, символ лучшего, справедливости, любви, знак веры. Он “и от пули невредим”, и он мертвый - “в белом венчике из роз”. “Двенадцать стреляют в него, пусть “невидимого”.

“Христос в поэме - антитеза “псу” как воплощению зла, центральному “знаку” старого мира, - самая светлая нота поэмы, традиционный образ добра и справедливости” (Л. Долгополов).

(Слайд 11). “Двенадцать” - эпическая поэма, как будто составленная из отдельных зарисовок, картинок с натуры, быстро сменяющих одна другую. Динамичность и хаотичность сюжета, выразительность эпизодов, из которых складывается поэма, передают неразбериху, которая царила и на улицах, и в умах.

Л. Горелов: “Поэма Блока состоит из массы мелких деталей-зарисовок, картин быта, реплик, разговоров, частушек, угроз, восклицаний, жалоб. Но все они слиты воедино, прочно спаяны единым ритмом, тем мощным и грозным смысловым подтекстом, который и есть главное в “Двенадцати”.

Учитель: Зная о том, что Блок является поэтом-символистом, нельзя не обратить внимания на использование поэтом образов-символов и своей поэме. Об этом аспекте произведения расскажет 3 группа уч-ся.

3 группа

Предварительное задание: рассказать о стиле и жанре поэмы (использование символов-образов: н-р, ветер, цветовая гамма, образ Христа, 12 красногвардейцев - 12 апостолов и т.п). Перечислить жанры, которые автор использует при создании тех или иных образов. Создать опорный слайд.

(Слайд 12). Композиция, отражающая стихию революции, определяет стилевое разнообразие поэмы. “Слушайте музыку революции”, - призывал Блок.

В поэме и звучит эта музыка.

Прежде всего, “музыка” у Блока - метафора, выражение “духа”, звучание стихии жизни. Музыка эта отражена в ритмическом, лексическом, жанровом разнообразии поэмы. Традиционные ямб и хорей сочетаются с разностопными размерами, иногда с нерифмованным стихом.

(Слайд 13) . В поэме звучат интонации марша:

В очи бьется
Красный флаг.
Раздается
Мерный шаг.
Вот - проснется
Лютый враг. (гл.ll)

Слышен городской романс. Он интересно обыгрывается: начало знакомое а дальше - пошел разгул:

Нe слышно шуму городского,
Над невской башней тишина,
И больше нет городового
Гуляй, ребята, без вина!

Часто встречается частушечный мотив:

Запирайте етажи!
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба -
Гуляет нынче голытьба!

Прямо процитирована революционная песня:

Вперед, вперед,
Рабочий народ!

Кроме того, в поэме бросаются в глаза лозунги: “Вся власть Учредительному Собранию!”, доносятся обрывки разговоров:

…И у нас было собрание...
... Вот в этом здании...

(Слайд 14). Ветер, вьюга, снег - постоянные блоковские мотивы; символика цвета “Черный вечер. / Белый снег”, кровавый флаг; число “двенадцать”, “пес безродный”, Христос.

(Слайд 15) “Блок ввел Христа не как образ церковной традиции, а народного, незамутненного церковью и государством представления о бесхитростной божьей правде. Блок вовсе не “благословлял” революцию этим заимствованным атрибутом народной веры, а лишь утверждал историческую преемственность. Революция принимала в наследство этическую веру народа!” (А. Горелов).

“Когда я кончил, Я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа. И тогда же я записал у себя: “К сожалению, Христос”. Что Христос идет перед ними - несомненно. Дело не в том, достойны ли они его, а страшно то, что опять он с ними и другого пока нет, а надо другого?” - писал сам Блок.

V. Контроль знаний. (Слайд 16).

Вопросы по теме (3-4 минуты):

1. Как вы считаете, почему поэт так высоко оцепил свое собственное сочинение (обращение к эпиграфу)?

2. Подберите в тексте поэмы доказательства тезиса исследователя творчества А. А. Блока Л. Дологополова: “Блок создал новую форму эпической поэмы, и новизна формы находилась в прямой зависимости с новизной содержания. Философия революционной эпохи, как ее понимал Блок, была воплощена в “Двенадцати” в совершенно повой поэтической системе, которая нашла свое отражение в новых ритмах, в новой стилистике, в лексике” .

Тест (3 минуты).

На рабочем столе компьютеров найдите ярлык виртуальной школы Кирилла и Мефодия, откройте папку, найдите оглавление, в нем выберите “Литература”. “Уроки. 11 класс”. “А. Л. Блок. Поэма “Двенадцать”, откройте слайд № 8 и выполните тест (бланки предварительно распечатаны индивидуально) (Слайд 17) , (Приложение 1) .

Проверка ответов (Слайд 18).

VII. Домашнее задание: выучить наизусть зачин поэмы “Двенадцать” (1 гл. до слов “...И буржуй на перекрестке в воротник упрятал нос”) (Слайд 19).

Источники (Слайд 20).

  1. Н. Егорова. Поурочные разработки по русской литературе. 11 класс. – М.: “ВАКО”, 2005 год, стр.: 232-237.
  2. С. В. Ломтев, А. В. Терновский. А. А. Блок. Стихотворения. Поэма. – М.: Издательский дом “Дрофа”, 2001 год, стр.: 56-61.
  3. “Русская литература ХХ века. 11 класс” под редакцией В. В. Агеносова. – М.: Издательский дом “Дрофа”, 1998 год, стр.: 90-94.
  4. Энциклопедия для детей. (То м 27). Великие люди мира./ под ред. М. Аксёнова и др. – М.: Мир энциклопедий Аванта +. Астрель, 2006, стр.:261, 263
  5. www.Shahatovo.ru.
  6. http://solsand.by.ru./blok ? 12. html.

Слайд 1

Тема урока: «Поэма А.А. Блока «Двенадцать». Сложность ее художественного мира».
Учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей «Дубна» Шмидт Елена Ивановна

Слайд 2

«Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию». А.А. Блок.

Слайд 3

Цель урока:
Воспитывать читательский вкус учащихся. Познакомить учащихся с новаторским поэтическим методом А.Блока. Показать реализацию этого метода через анализ художественной ткани произведения. Развить интерес учащихся к поэме А.Блока «Двенадцать» и помочь творчески осмыслить ее. Привлечь к углубленной работе с текстом. Закрепить полученные на уроке знания при помощи творческого домашнего задания.

Слайд 4


Полиметрия – (греч. «poly» - много; «metreō» - мерю, измеряю) – сочетание различных стихотворных размеров или нескольких систем стихосложения в одном произведении.

Слайд 5

Ритмическая организация произведения.
Вывод: А. Блок сочетает в своей поэме не только размеры одной системы (силлабо-тонической), но и соединяет внутри строфы разные системы стихосложения. Поэтому в целом произведение представляет собой полиметрический стих.

Слайд 6

Стиль произведения
Марш Лозунг Призыв Плакат Песня Романс Частушка Молитва Нерифмованные строки + разговоры, выстрелы
Единое целое. «Музыка тех дней».

Слайд 7

Стиль произведения
Вывод: Автор использует в произведении полифонию, многоголосие, а также полиметрию, чтобы передать «музыку тех дней». Кажущийся эстетический многомерный хаос в произведении передает реальный хаос революционного времени.

Слайд 8

Система персонажей.
Прошлое Пёс Буржуй Старушка Писатель Поп Барыня Ванька Катька
Настоящее Двенадцать Петруха Андрюха

Слайд 9

Система персонажей.
Вывод: Двенадцать – это символ народной стихии. А. Блок не идеализирует героев и не пытается их судить. Двенадцать ведет вперед «черная злоба», но и «святая злоба». Их дела – это акт возмездия за века угнетения. Двойственное отношение к героям показывает и двойственное отношение автора к революции. Мечта высока, но ее реализовывают люди, которые «ко всему готовы» и которым «ничего не жаль».

Слайд 10

Цветовая символика
Черный Низкое Старое Ложь Зло Красный Белый Высокое Новое Правда Добро
Прошлое Настоящее Будущее

Слайд 11

Цветовая символика
Вывод: А.Блок изобразил революционную Россию как расколотый надвое мир, как противостояние черного и белого. Старая Россия ассоциируется в сознании Блока с черным цветом. Он надеется на преображение России из черной в белую. Кровавое (красное) настоящее – это лишь переходный этап.

Главное, что можно сказать о поэме, это то, что она гениально передает грозовую атмосферу Октября. В.Орлов

Слайд 2

Цель урока: показать полемический характер поэмы, её художественные особенности; повторение понятий: стиль, жанр, композиция, символ; определить отношение автора к событиям революции 1917 года.

Планурока: Исторические и политические предпосылки создания поэмы Стилистика и жанровое своеобразие поэмы Единство замысла и композиции Контраст как основное средство изображения в поэме Система образов Изобразительно-выразительные средства Образы-символы.

Слайд 3

Творческая история поэмы «Двенадцать»

  • Слайд 4

    «Одно из благодеяний революции заключается в том, что она пробуждает к жизни всего человека, если он идет к ней навстречу, она напрягает все его силы и открывает те пропасти, которые были крепко закрыты». А. Блок.

    Слайд 5

    «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию!» А.Блок. «Интеллигенция и революция»

    Слайд 6

    Черновики А.Блока Поэма «Двенадцать» написана Александром Блоком в январе 1918 года. Блок, неоднократно подчеркивающий, что его стихи рождаются из «духа музыки», что писать он может тогда и только тогда, когда слышит «музыку», услышал «звуки» времени, привел их в «гармонию», дал им форму, и на свет появилась поэма.

    Слайд 7

    Исторические и политические предпосылки создания поэмы

    Блок в своих стихах предчувствовал пробуждение России, приветствовал его очистительный приход, потому что жизнь настоящая была для него невозможна. Когда он завершил эту поэму в январе 1918 года, то достаточно строгий к себе записал в своём дневнике: «Сегодня я гений»

    Слайд 8

    «Сегодня я – гений!».

    «Двенадцать» – какие бы они ни были – это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью». А. Блок (январь 1918 г.)

    Слайд 9

    56-я записная книжка поэта

    3 января… К вечеру – ураган (неизменный спутник переворотов) 8 января. Весь день – «Двенадцать». 11 января … Нет уж, не то время, не та музыка. – Музыка какая (если…желтое?). 15 января… - Мои «Двенадцать» не двигаются. Мне холодно. 22 января…толпа кричала по адресу…моему: «изменники». Не подают руки. Господа, вы никогда не знали России и никогда ее не любили! Правда глаза колет. 25 января… Думы, думы – и планы, столько, что мешает приняться за что-либо прочно. А свое бы писать (Иисус). 27 января. Двенадцать. 28 января. Двенадцать. 29 января… Сегодня я – гений.

    Слайд 10

    Смысл заглавия

  • Слайд 11

    12 красноармейцев,патрулирующих революционный Петербург; 12 апостолов Христа– разносчики учения Христа. Викторов. Александр Блок. «Двенадцать».

    Слайд 12

    Стилистика, жанровое своеобразие поэмы

  • Слайд 13

    Тема:тема революционной стихии, влияющей на судьбы людей Идея: два начала в революции: разрушение старого и созидание нового. Проблема: ВРЕМЯ - ЧЕЛОВЕК- ИСТОРИЯ проблема СВОБОДЫ БУДУЩЕЕ РОССИИ «Двенадцать» - поэма. Поэма – лиро-эпический жанр, крупное стихотворное произведение с повествовательным сюжетом.

    Слайд 14

    Жанровое своеобразие поэмы

    «Двенадцать» – эпическая поэма, как будто составленная из отдельных зарисовок, картинок с натуры, быстро сменяющих одна другую. Динамичность и хаотичность сюжета, выразительность эпизодов, из которых складывается поэма, передают неразбериху, которая царила и на улицах, и в умах.

    Слайд 15

    «Блок создал новую форму эпической поэмы, и новизна формы находилась в прямой зависимости с новизной содержания. Философия революционной эпохи, как ее понимал Блок, была воплощена в «Двенадцати в совершенно новой поэтической системе, которая нашла свое отражение в новых ритмах, в новой стилистике, в лексике». Л. Дологополов

    Слайд 16

    Близость поэмы к стихии народной поэзии подчеркивается не только ее интонационной структурой, но и непосредственным включением в текст фольклорных жанров или стилизованных под них фрагментов. « …Над нами повисла косматая грудь коренника, и готовы опуститься тяжелые копыта». А. Блок «Народ и интеллигенция».

    Слайд 17

    12 Единство замысла и композиции

    Слайд 18

    О. Парамонов (автор проекта «ХХ век глазами русских поэтов») – заслуженный учитель России – вспоминает: «Когда я прочитал эту поэму монгольскому студенту, с котором мы встретились во время моей учебы в Ленинграде, он, плохо знавший русский язык, сказал: “Это буран в степи”». Единство замысла и композиции

    Слайд 19

    Единство замысла и композиции

    Внешне поэма построена в соответствии с названием: она состоит из двенадцати глав. Но если мы обратимся к героям поэмы, то снова обнаружим связь с названием: в центре событий – 12 патрулирующих красноармейцев, которые в заключении поэмы, следуя за Христом, ассоциируются с 12-ю апостолами.

    Слайд 20

    Поэма написана в исключительный циклон, производит бурю во всех морях – природы, жизни и искусства. «Двенадцать» стала произведением поистине новаторским, единственным в своем роде, построенным по принципу монтажа. Помимо голоса автора-повествователя, звучат голоса героев и голоса города, господствует стихия фольклора. Композиционная особенность: поэма построена по принципу кольца. В первых и последних главах – городской пейзаж: ночь, зима, вьюга, людские фигуры на улицах.

    Слайд 21

    Сходство первой и последней глав еще и в том, что обе они построены на контрастах. Поэма начинается антитезой – «Черный вечер. Белый снег…» и антитезой завершается: «Позади- голодный пес… Впереди – Иисус Христос.» Поэма, таким образом, движется от одного полюса к другому.Как и все в поэме, этот образ приобретает символический смысл, который воплощен и в названии, и в композиционном делении произведения на двенадцать глав.

    Слайд 22

    Контрастность произведения

  • Слайд 23

    В январе 1918 года с Блоком произошло нечто такое, что он сумел воплотить весь хаос, который окружал его – хаос революции, из которого, он полагал, должна родиться гармония будущего, и потому он благословил этот хаос и запечатлел его не только в словесном, но и в музыкальных образах своей поэмы..

    Слайд 24

    Основные образы поэмы

  • Слайд 25

    Система образов Экспозиция Старый мир Катька Писатель Поп Паршивый пёс Старушка Барыня в каракуле Новый мир Будущее? Иисус Христос 12, идущие «державным шагом»

    Слайд 26

    Слайд 27

    Гуляет ветер, порхает снег. Идут двенадцать человек. Винтовок чёрные ремни, Кругом – огни, огни, огни…

    Слайд 28

    Товарищ, винтовку держи, не трусь! Пальнем-ка пулей в святую Русь…

    Слайд 29

    Революционный отряд « Как пошли наши ребята В красной гвардии служить – В красной гвардии служить – Буйну голову сложить!»

    Слайд 30

    Слайд 31

    Образ красноармейцев

    И опять идут двенадцать, За плечами – ружьеца.

    Слайд 32

    Красногвардейский патруль в Петрограде. «…ко всему готовы, ничего не жаль…»

    Слайд 33

    Характеристика двенадцати

    2 глава – похожи на каторжников (цигарка, бубновый туз), неприятие религии; ими движет желание найти врага 3 глава – рваное пальтишко, австрийское ружье. Разрушить все: себя, мир – главная цель. 11 глава – нет имени святого, ничего не жаль, они закалены в борьбе с врагом. 12 глава – «идут державным шагом»

    Слайд 34

    Слайд 35

    Старушка (символизирует обывательское сознание), Буржуй на перекрестке, оставшийся «с носом», Писатель – вития (красноречивый оратор), говорящий вполголоса «Предатели! Погибла Россия!», Товарищ поп, Барыня в каракуле, со своими спутницами, Бродяга – «Эх, бедняга».

    Слайд 36

    От здания к зданию Протянут канат. На канате – плакат: «Вся власть Учредительному Собранию!»

    Слайд 37

    В последней главе тоже раздаются реплики, но они принадлежат только «двенадцати»: «- Кто еще там? Выходи!.. Кто в сугробе – выходи!.. Отвяжись ты, шелудивый, Я штыком пощекочу!.. Последняя реплика обращена к «псу голодному», который появился еще в первой главе. Интересно, что из всех героев первой главы – старушка, барыня в каракуле, поэт, поп, буржуй, проститутки, бродяга – только пёс появляется в заключительной главе. Попробуем разобраться, почему. После первой главы пес появится в девятой:«Стоит буржуй на перекресткеИ в воротник упрятал нос.А рядом жмется шерстью жесткой Поджавший хвост паршивый пес».

    Слайд 38

    Блок делает пса спутником буржуя, таким образом, можно сказать, что пес и буржуй – это своеобразные символы старого, немузыкального мира. Однако было бы неверным ограничиться только таким истолкованием. Дело в том, что в финальной главе поэмы возникает диссонансная рифма: пес – Христос. Художественное пространство поэмы размыкается, разыгравшаяся вьюга заставляет пса потерять свои реальные очертания, и он на глазах становится фигурой воистину символической.

    Слайд 39

    И буржуй на перекрестке в воротник упрятал нос…

    Слайд 40

    Буржуи

    Известно, что к «буржуям» Блок относился почти с физической ненавистью. «Я живу в квартире, а за тонкой перегородкой находится другая квартира, где живет буржуа с семейством… Он обстрижен ежиком, расторопен, пробыв всю жизнь важным чиновником; под глазами – мешки, под брюшком тоже, от него пахнет чистым мужским бельем, его дочь играет на рояле, его голос – теноришка – раздается за стеной и на лестнице, во дворе, у отхожего места, где он распоряжается, и пр. Везде он.. Господи Боже! Дай мне силу освободиться от ненависти к нему, которая мешает мне жить в квартире, душит злобой...» – это дневниковая запись февраля 1918 года.

    Слайд 41

    Катька – Из-за удали бедовой В огневых её очах, Из-за родинки пунцовой Возле правого плеча…

    Слайд 42

    – А Ванька с Катькой – в кабаке… – У ей керенки есть в чулке!

    Слайд 43

    Снег крутит, лихач кричит, Ванька с Катькою летит – Елекстрическийфонарик На оглобельках… Ах, ах, пади!..

    Слайд 44

    «А Катька где? – Мертва, мертва! Простреленная голова!» Что, Катька, рада? – Ни гу-гу… Лежи ты, падаль, на снегу!..

    Слайд 45

    Образ Христа

    Появление Христа, может быть, залог будущего света, символ лучшего, справедливости, любви, знак веры. Он «и от пули невредим», и он мертвый – «в белом венчике из роз». «Двенадцать стреляют в него, пусть «невидимого».

    Слайд 46

    Блок увидел Христа в вихре снега, вьюги, бури, символизирующим стихию жизни, стихию революции. Христос является воплощением того нравственного, духовного идеала, чистоты и света, к которому должны прийти в итоге двенадцать – апостолы новой веры.

    Слайд 47

    «Блок вовсе не «благословлял» революцию этим заимствованным атрибутом народной веры, а лишь утверждал историческую преемственность. Революция принимала в наследство этическую веру народа!» (А. Горелов). «…почему Христос?»

    Слайд 52

    В поэме звучат интонации марша. Слышен городской романс. Естьинтонация плача. Часто встречается частушечный мотив. Прямо процитирована революционная песня. Бросаются в глаза лозунги: «Вся власть Учредительному Собранию!» «Музыка революции»

    Слайд 53

    Образы - символы

    Ветер, вьюга, снег – постоянные блоковскиемотивы. Символика: цвет: «Черный вечер. /Белый снег», кровавый флаг; число – «двенадцать»; старый мир– «пес безродный»; новый мир– двенадцать красногвардейцев, образ Христа.

    Слайд 54

    Герои поэмы

    обрисованы лаконично и выразительно. Образное сравнение: «старушка, как курица,/кой-как перемотнулась через сугроб». Речевая характеристика: «Предатели! Погибла Россия!/Должно быть, писатель – /Вития…». Хлесткий эпитет и оксюморон: «А вот и долгополый – /Сторонкой за сугроб…/Что нынче невеселый,/Товарищ поп?». Двенадцать героев составляют один отряд:«В зубах – цигарка, примят картуз, /На спину б надо бубновый туз!» – коротко и ясно – «тюрьма по ним плачет». Подробнее показана Катька. Здесь и внешность: «зубки блещут жемчугом», «больно ножки хороши», «толстоморденькая», и образ жизни:«у ей керенки есть в чулке»

    Слайд 59

    3 марта 1918 года. Газета «Знамя труда» на оберточной бумаге напечатала поэму «Двенадцать». «Этой поэме суждено бессмертие». А.В.Луначарский. «Поэмой зачитывались белые и красные». В.Маяковский. Спасение мира от разрушения, обращение к общечеловеческим ценностям – одна из главных мыслей поэмы. «Что же задумано? Перестроить все так, чтобы все стало новым, чтобы лживая, скучная наша жизнь стала справедливой, чистой и прекрасной жизнью…» (Из статьи А. Блока)

    Слайд 60

    Листовка с текстом поэмы, распространявшаяся в тылу белой армии в Сибири. 1919 год.

    Посмотреть все слайды


    Время создания поэмы В январе 1918 г. по горячим следам событий, которые потрясли мир. Начал 8 января, перерыв, дописал 17 и 28 января. 2 Поэма «Двенадцать» навеяна революционными событиями: последние месяцы 1917 и январь 1918 г. были неделями апокалипсическими – Брестский мир, красный террор, начало Гражданской войны, обстрел Кремля, погромы и самосуды, поджоги усадеб и убийства помещиков, слух о поджоге Михайловского и родного Шахматово. Поэма, написанная менее чем за месяц, на высшем взлете творческих сил, остается памятником кратчайшей эпохи первых недель революции 1917 года. Закончив ее, Блок сказал: «Сегодня я – гений».




    Жанр, стиль и композиция поэмы «Двенадцать» «Двенадцать» - эпическая поэма, как будто составленная из отдельных зарисовок, картинок с натуры, быстро сменяющих одна другую. Динамичность и хаотичность сюжета. Выразительность картинок, составляющих поэму, передают неразбериху, которая царила и на улицах, и в умах. - Есть ли в поэме лирические мотивы? Как проявляет себя автор? Автор не является героем поэмы, его позиция проявляется косвенно в том, что и как он изображает; в начальной картине-пейзаже, в конце поэмы.


    Композиция, отражающая стихию революции, определяет стилевое разнообразие поэмы. «Слушайте музыку революции», - призывал Блок. В поэме звучит эта музыка. Музыка революции – это метафора, выражение, звучание жизни. Музыка эта отражена в ритмическом, лексическом, жанровом разнообразии поэмы. Традиционные ямб и хорей сочетаются с разностопными размерами, иногда с нерифмованным стихом. В поэме звучат интонации марша: В очи бьется Красный флаг. Раздается Мерный шаг. Вот – проснется... Лютый враг (гл. 11).




    Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер - На всем божьем свете! Завивает ветер Белый снежок. Под снежком - ледок. Скользко, тяжко, Всякий ходок Скользит - ах, бедняжка! Контраст чёрного и белого цвета. Чёрный вечер, Белый снег… («Белый снег» - символ чистоты и надежды) Но Под снежком – ледок. Скользко, тяжко, Всякий ходок Скользит – ах, бедняжка! Что символизирует «ледок»? 1 глава


    Образ ветра -всё действие поэмы развёртывается на фоне разгулявшихся природных стихий: Ветер, Ветер На всё божьем свете! «Ветер хлёсткий», он «гуляет», «свищет», «и зол и рад», «разыгралась чтой-то вьюга», «ох, пурга какая, спасе!» «Вьюга долгим смехом Заливается в снегах» 8 Образ ветра бы комментирует происходящее: одних сбивает с ног, другим кажется «весёлым», он «рвёт, мнёт плакат про «Учредительное собрание», когда появляются красногвардейцы, он радостно «гуляет». Ветер срастается с петроградским пейзажем и Революцией.


    Персонажи 1-й главы. Старушка: образное сравнение: «старушка, как курица, / кой-как переметнулась через сугроб». Буржуй: «…на перекрёстке в воротник упрятал нос» Хлёсткий эпитет и оксю́марон: «А вон и долгополый - / Сторонкой за сугроб… / Что нынче не весёлый, / Товарищ поп?» Вития: «А это кто? – Длинные волосы И говорит вполголоса: -Предатели! - Погибла Россия!» -оратор, человек, искусный в красноречии (устар. или ирония.). Витиеватый, замысловатый (о слоге, стиле речи, почерке) Поп: «брюхо» «А вон долгополый – Сторонкой – за сугроб… Что нынче невесёлый, Товарищ поп? Барыня: «в каракуле» Бродяга: «сутулится» 9


    Можно ли согласиться с тем, что Блок сатирически изображает старый мир? Какие художественные особенности использует автор в обрисовке старого мира? Эпитеты: длинные волосы, долгополый ирония: что нынче невеселый товарищ поп? Помнишь, как бывало, Брюхом шел вперед, И крестом сияло брюхо на народ; Просторечная лексика: Поскользнулась и – бац - растянулась Только ли старый мир изображается сатирически? Как Вы понимаете следующие строчки? И у нас было собрание … Вот в этом здании … … Обсудили – Постановили: На время – десять, на ночь двадцать пять … И меньше - ни с кого не брать … (Это представительницы древнейшей профессии разрешают возникшие проблемы по примеру строителей новой жизни.)


    2 глава – образ свободы без креста Во 2 главе на авансцену выходят 12. Значимость этого числа подчёркивается названием поэмы Как они появляются в поэме? - на фоне многоголосия (обилие диалогов) - чёткий маршевый ритм - реплики анархического толка 11 … идут двенадцать человек. Винтовок черные ремни, Кругом - огни, огни, огни … В зубах – цигарка, примят картуз, На спину б надо бубновый туз! Это городская беднота, бывшие каторжники. Их внешность олицетворяет духовный облик: Свобода, свобода, Эх, эх без креста! Они безбожники, слишком ясно несут на себе следы той жизни, которую они прожили, жизнь, в которой,чтобы уцелеть,надо было стать такими.


    Реплики 2 главы: Свобода, свобода, Эх, эх, без креста! Тра-та-та! Холодно, товарищи, холодно! Товарищ, винтовку держи, не трусь! Пальнём-ка пулей в Святую Русь… Эх, эх, без креста! Лозунги: Вперёд, вперёд, вперёд, Рабочий народ! (6) Товарищ! Гляди В оба! (10) Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг! (2)


    12 говорится о них как о потенциальных каторжниках. Их облик и повадки непривычны и даже отпугивают. «Словеса» изобилуют грубым просторечием и руганью, мысли и побуждения низменны: не без зависти говорят 12 о своём былом товарище, удачливом в житейских и любовных делах Ваньке. Новый мир, как и старый, не идеализирует. Не выпрямляет, не идеализирует своих героев.


    Это внутренний, психологический портрет «товарищей», их коллективное сознание («наши», «мы»). Но это и размышление Блока о необходимости преодоления противоречия между внешним и внутренним. Чтобы революция оправдалась, мало спалить буржуев мировым пожаром. Надо, чтобы этот пожар был в крови. Но по старой привычке за благословением на этот шаг они обращаются к Господу.


    4-7 главы – история Катьки За что убили Катьку? В чем ее вина? Фактически Катька является невинной жертвой: даже если считать, что ее вина перед революцией в том, что раньше она проводила ночки с красноармейцем Петрухой, а теперь с буржуем Ванькой, то не слишком ли сурово за такую вину наказание? – убийство без суда и следствия, а потом глумление над трупом? А Катька где? – Мертва, мертва! – Простреленная голова! Что Катька, рада?- ни гу-гу… Лежи ты, падаль, на снегу!


    Обратите внимание на нравственную оценку совершенного поступка. Петруха переживает потому, что Эту девку … любил Ночки черные, хмельные с этой девкой проводил. 7 глава Но переживания Петрухи лишены нравственной основы. Его товарищи не переживают вовсе: в их системе ценностей то, что они совершили, является поступком обыденным, не заслуживающим переживания. Их сочувствие Петрухи весьма своеобразно: в оказании моральной поддержки они пытаются обратить Петьку к великой идее революции: Что ты, Петька, баба что ль… Поддержи свою осанку! Над собой держи контроль! Не такое нынче время, Чтобы нянчиться с тобой! Потяжеле будет время Нам, товарищ дорогой!


    8 глава В 8 главке пустота души героя толкает его на вакханалию. «Скучно» – абсолютная внутренняя пустота. Когда нет духовного и душевного «содержания» своей жизни, то и чужая ничего не стоит. Эгоизм революционного своеволия социально направлен в «этажи», к буржуям. Однако кровное возмездие не принесло удовлетворения Петрухе. Нельзя заполнить пустую душу чужой кровью, и поэтому герой остается в прежнем состоянии. Композиционно главка закольцована словом «Скучно!» 8 строк создают жуткую картину бездуховности: явлениями одного порядка предстают и семечки лущит, и темечко почесать, и ножичком полоснуть.


    9 глава-буржуй на перекрестке сравнивается с голодным псом Начало главы – романс о декабристах. -Случайно ли образ буржуя дан на перекрестке? Что такое перекресток? Только ли 4 дороги, ли это еще и крест? Может ли хоть одна из дорог привести в ту жизнь, где он станет самим собой? - Как вы понимаете образ «человек-вопрос»? К кому обращается этот вопрос? Можно ли на него ответить? Кто мог бы на него ответить? Почему человек-вопрос застыл там, где находится сердце распятого Христа? В 9 главе Блок рисует страшную по своей безысходности картину страданий человека, обреченного на гибель не в силу каких-то личных качеств, а потому, что мир, в котором он мог бы быть человеком разрушен теми самыми «двенадцатью», которые продолжают свое победное шествие «Гуляй, ребята, без вина!».


    10 глава-вьюга усиливается… Перекресток заметает пурга, и в этой тупиковой ситуации Петруха, смущенный предложением буржуя, пытается опереться на прежние, привычные ценности: «Ох, пурга какая, спасе!» Спас – Спаситель – другое имя Иисуса Христа. «Товарищи» Петрухе возражают: - Петька! Эй, не завирайся! От чего тебя упас Золотой иконостас? Бессознательный ты, право, Рассуди, подумай здраво – Али руки не в крови Из-за Катькиной любви?


    11 глава Первая строфа утверждает свершившееся: И идут без имени святого Все двенадцать вдаль… Обратим внимание на слово «все». Они обрели единство, которое символизировано маршевым музыкальным ритмом. В этот момент внешние стихии утрачивают свою власть – «И вьюга пылит им в очи», – но движение вперед продолжается. К концу поэмы меняется и едва ли не окольцовывает ее мотив движения. Сопоставим три словосочетания: «Идут двенадцать человек»; «Идут без имени святого»; «Вдаль идут державным шагом». Изменилось внутреннее содержание движения? Безусловно. Державность – это исполнение государственной миссии. В этом исполнении они осознают свое предназначение. Выполнила революция свою задачу – «переделать все»? Да. Такой Блок ее «услышал» в январе 1918 года. А в реальности? В реальности она была более страшной, кровавой и сложной. Блок это скоро поймет: музыка звучать перестанет. - Почему эта строфа отделена от предыдущей и последующих многоточием? Значит ли это, что Блок придает ей особое значение?


    12 глава В завершающей главе командные слова и интонации. «Товарищи» вступают в свои права и от слов переходят к «делу». Сюжет поэмы завершаются кровавой строфой: Трах-тах-тах! Трах-тах-тах… И многоточием, говорящем о продолжении кровопролития. Убив Катьку, они осознали свое право безнаказанно убивать других… Вот с этого-то момента и начинается реальная революция. Картина, нарисованная в последней главе, - двенадцать красноармейцев и позади голодный пес, олицетворение старого мира. Блок понимал, что прошлое и будущее на таких крутых поворотах истории, как революция, неразрывно связаны между собой.


    Последняя строфа, завершающая поэму, многосмысленна. Во-первых, начавшись с отголоска маршевой интонации, она почти мгновенно ее утрачивает, и возникает напевная, молитвенная мелодия, личная мелодия Блока, возвращающая нас к его циклам «Снежная маска», «Фаина». Во-вторых, поэт в образах- символах высказал свое понимание исторического движения человечества: от «позади» к «впереди». Схематично его следует представить так: П 12 И.Х. « П » обозначает пса, прошлое во всех его проявлениях; дьявольское начало; двенадцать символизирует человечество, движущееся к Истине, Красоте, Добродетели, которые олицетворяются в христианстве Иисусом Христом. Пес и Христос – рифмуются. Если есть добро, то есть и зло. Но если « Пес » в композиции строфы поставлен рядом с идущими, то от Христа они отдалены громадным расстоянием – в двадцать значимых слов! Дойдут ли они до Него?


    Случайно ли появление Христа в последней главе? Появление Христа нельзя считать неожиданным: начиная с первой строфы образ Творца постоянно присутствует в поэме. Вспомним, что изначально христианство- религия обездоленных, стремящихся к лучшей судьбе. Возможно, Христос в финале поэмы потому берет в руки кровавый флаг и оказывается с теми, кому он не нужен, что Он не волен в самом себе, ибо не вправе оставить слабое и несовершенное творение- человека – наедине с тем миром злобы, который этим же человеком и создан… Ибо если Он с ними, то есть пусть ничтожная, но все же надежда на то, что смута и тьма в душах людских уступят миру света, добра… Без Него такой надежды быть не может. Наверное поэтому поэма заканчивается все-таки белым: «В белом венчике…»


    Какое значение имеет образ Христа в поэме? 1. Одни воспринимают образ Христа как попытку освятить дело революции, Появление Христа может быть залогом света, символ лучшего, справедливости, Любви, знак веры. Он и «от пули невредим», и он мертвый – «в белом венчике из роз». «Двенадцать стреляют в него, пусть и «невидимого». 2. Другие воспринимают этот образ как кощунство


    Христос упомянут в поэме несколько раз. «Господи, благослови!» - восклицают революционеры, не верящие в Бога, но призывающие его благословить раздуваемый ими «мировой пожар». К Спасителю обращается и Петруха: « Ой, пурга какая, Спасе». И уже в заключительном эпизоде – явление Христа с кровавым флагом в руке. Эта концовка не давала покоя и самому Блоку: «Чем больше я вглядывался, тем явственнее я видел Христа. И тогда же я записал у себя: к сожалению, именно Христос». Но Блок писал и том, что с красногвардейцами должен идти не Христос, а Другой. Кто же все-таки появляется в конце поэмы?


    Кто там машет красным флагом? По-разному трактуется этот образ. М. Волошин, например, считал, что Христос преследуется красногвардейцами. И это преследование заканчивается стрельбой по нему. Можно предположить и другое: Христос здесь Спаситель грешных душ людей, заблудившихся в политическом мраке. Они не ведают, что творят. Вернуть их к Богу – назначение Христа. Как же тогда объяснить красный флаг в руке Христа? Блок по этому поводу высказывался неопределенно: «Христос с флагом – это ведь – «и так и не так». Поэт сказал все, что мог. В те январские дни ему казалось, что стихия революции созидательна, а она оказалась разрушительной.


    Какой бы ни хотел Блок видеть революцию, изобразил он ее объективно, следуя своему призыву «всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте революцию». Он услышал ее в январе 1917 и в январе же понял ее и… замолчал. Лишь однажды еще, 11 февраля 1921 года прозвучали его новые стихи «Пушкинскому дому» – стихи тому, кто был для Блока воплощением России духа ее народа. «Нет. Пушкина убила не пуля Дантеса, - скажет Блок, - его убило отсутствие воздуха, у него отняли тайную свободу». «Отсутствие воздуха» убило и Блока.


    Таким образом, в революции А. Блок увидел стихию, согласился с ее закономерным характером, но при этом разглядел ее жестокое лицо, во многом предугадал ее гибельные последствия. Приветствуя революцию как радикальный способ изменения жизни к лучшему, поэт романтически представлял ее силы более разумными и гуманными, чем они оказались на самом деле.