Периодичность повышения квалификации. О дополнительном профессиональном образовании Закон об образовании курсы повышения квалификации педагогов

Как организовать повышение квалификации педагогических работников, как это оформить и какие гарантии предоставить сотрудникам.

Из статьи вы узнаете:

Как часто надо направлять на повышение квалификации педагогов вузов, и могут ли они отказаться

Обязанность или право. По закону педагоги вузов обязаны повышать квалификацию. Регулируют порядок повышения квалификации педагогических работников нормативные документы:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (далее - Закон № 273-ФЗ);
  • статьи 173.1, 187 и 196 ТК.

Как часто. Обязанность повышать квалификацию установлена в подпункте 7 пункта 1 статьи 48 Закона № 273-ФЗ. В этом же законе указана периодичность повышения квалификации педагогических работников - один раз в три года (подп. 2 п. 5 ст. 47 Закона № 273-ФЗ).

Скачать документы по теме:

Можно ли отказаться . Отказавшихся от повышения квалификации педагогов, работодатель вправе наказать, если на курсы их направляет компания. Отказ можно рассматривать как дисциплинарный проступок . Педагога можно привлечь к дисциплинарной ответственности по статье 192 ТК.

Сколько программ. Существует три вида программ повышения квалификации педагогических работников. Это программы (ст. 12 Закона № 273-ФЗ):

  • подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации в аспирантуре (адъюнктуре);
  • ординатуры;
  • ассистентуры-стажировки.

При каких условиях. К освоению программ повышения квалификации педагогические работники допускаются при одном условии. У них должно быть высшее образование по программам специалитета или магистратуры (ст. 69 Закона № 273-ФЗ). Причем принимают в аспирантуру (адъюнктуру) с учетом положений из приказа Минобразования от 27.03.1998 № 814.

Какие гарантии предоставить на время повышения квалификации педагогическим работникам

Работодатель обязан создавать сотрудникам необходимые условия для совмещения работы с повышением квалификации. Педагогическим работникам надо предоставить гарантии, которые установлены законом, коллективным и трудовыми договорами (ч. 3 ст. 196 ТК).

Место работы, заработок. Если научно-педагогические работники повышают квалификацию по направлению работодателя, за ними сохраняется место работы. Кроме этого на период повышения квалификации педагогам сохраняется средняя зарплата (ч. 1 ст. 187 ТК).

Командировочные расходы. Работодатель оплачивает педагогам расходы на командировку, если направил их в другую местность с отрывом от работы. За время повышения квалификации педагогическому работнику он возмещает оплату проезда, жилья и т. п. (ч. 1 ст. 168 ТК). Причем в таких же размерах, как и другим командированным сотрудникам (ч. 1 ст. 187 ТК).

Когда при повышении квалификации педагоги имеют право на дополнительный отпуск и свободные от работы дни

Дополнительный отпуск. Право на дополнительный отпуск имеют педагоги, которые учатся заочно по программам повышения квалификации педагогических работников (ч. 1 ст. 173.1 ТК):

  • в аспирантуре (адъюнктуре);
  • ординатуре;
  • по программе ассистентуры-стажировки.

Работодатель, который направил на повышение квалификации педагога, обязан сохранить ему на период дополнительного отпуска среднюю зарплату. Длительность ежегодного дополнительного отпуска составляет 30 календарных дней. К этим дням добавляется время, которое педагог затратил на проезд от работы до образовательного учреждения (ч. 1 ст. 173.1 ТК).

Один свободный от работы день в неделю. Право на свободный от работы день имеют те педагоги, которые заочно проходят повышение квалификации. Педагогическим работникам этот день компания оплачивает в размере 50% зарплаты (абз. 3 ч. 1 ст. 173.1 ТК).

Учтите, что в последнем году обучения работодатель вправе предоставить педагогам по их желанию не больше двух свободных от работы дней в неделю. Правда без сохранения зарплаты . Такое право есть у тех, кто учится заочно по программам повышения квалификации педагогических работников.

Отпуск на три месяца. Для завершения работы над кандидатской или докторской диссертацией педагог по месту работы может взять отпуск. В первом случае на три месяца, во втором - на шесть. В обоих случаях на время повышения квалификации педагогу сохраняется средняя зарплата (ч. 2 ст. 173.1 ТК).

Другой день отдыха. Другой день отдыха положен сотруднику, если компания направила его в выходной день на курсы повышения квалификации. Педагогический работник должен написать заявление, в какой день он использует заработанный день отдыха. Предоставление дня отдыха оформите приказом (образец ниже). Этот день не оплачивается.

Что должно быть в документах по повышени ю квалификации п едагогическ их работник ов

План. Кого из сотрудников направить на курсы, посмотрите в вашем плане повышения квалификации педагогических работников. В нем есть сведения о структурном подразделении, ФИО сотрудника, его должности и коде специальности, об основаниях для направления. Есть также даты начала и окончания программы и место проведения.

Как правило, повышение квалификации платное. Но бывает, что некоторые образовательные учреждения проводят курсы повышения квалификации педагогических работников бесплатно. От того, на платные или бесплатные курсы вы направляете сотрудников, будет зависеть оформление документов.

Приказ. Составьте приказ о направлении работника на повышение квалификации (образец ниже). Укажите в нем, с какой целью направляете, кого, куда и на какой срок повышения квалификации. Педагогического работника ознакомьте с приказом под подпись.


Скачать в.doc


Скачать в.doc

Договор . В договоре на оказание образовательных услуг между работодателем и образовательным учреждением посмотрите программу обучения.

В договоре должно быть указано:

  1. как будет проходить повышение квалификации педагогических работников: дистанционно или в образовательном учреждении;
  2. форма обучения;
  3. сроки прохождения образовательной программы;
  4. какой документ получит сотрудник по окончании.

Приложения к договору . Изучите приложение к договору. В нем прописана учебная программа по повышению квалификации педагогических работников. Проверьте, есть ли у вас ксерокопия лицензии образовательного учреждения на образовательную деятельность.

Дополнительный договор с работником . Составьте дополнительный договор с педагогом. Определите в нем обязанности сотрудника после повышения квалификации. Педагогического работника ознакомьте с документом под подпись.

Акт об оказанных услугах . Акт составляет образовательное учреждение после того, как окажет услуги по повышению квалификации педагога. В акте указано, по какой программе работник повышал квалификацию, сколько обучался. А также, сколько стоит повышение квалификации.

В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июня 1992 г. № 3266-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Съезда Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2000, № 33, ст. 3348; 2002, № 26, ст. 2517; 2004, № 35, ст. 3607; 2007, № 1, ст. 21; № 7, ст. 838; № 30, ст. 3808; 2010, № 31, ст. 4184; 2011, № 1, ст. 51) приказываю:

Утвердить прилагаемые федеральные государственные требования к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, а также к уровню профессиональной переподготовки педагогических работников.

Министр Д. Ливанов

Регистрационный № 27609

Приложение

Федеральные государственные требования к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, а также к уровню профессиональной переподготовки педагогических работников

1. Настоящие федеральные государственные требования к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, а также к уровню профессиональной переподготовки педагогических работников (далее - Требования) определяют цели и структуру дополнительных профессиональных образовательных программ (далее - ДПОП) профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, реализуемых в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности по ДПОП (далее - организация), а также требования к уровню профессиональной переподготовки педагогических работников.

2. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации педагогических работников осуществляются в целях, определенных в Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 610 (далее - Типовое положение).*

3. К уровню профессиональной переподготовки педагогических работников устанавливаются следующие требования.

Лица, завершившие освоение ДПОП профессиональной переподготовки, должны обладать следующими профессиональными компетенциями:

следовать в организации образовательного процесса реализации приоритетных направлений государственной политики в сфере образования в соответствии с законодательством Российской Федерации;

оценивать роль и место актуальных знаний и умений по предмету в профессиональной деятельности;

организовывать образовательную деятельность на основе современных достижений психолого-педагогической науки и практики, технологий в конкретной отрасли знания (науки) и предметной области;

проектировать образовательный процесс в целом и отдельные учебные занятия как часть целого на основе системно-деятельностного и компетентностного подходов с использованием инновационных форм, методов, средств и технологий;

планировать результаты образовательной деятельности и разрабатывать в соответствии с ними контрольно-измерительные материалы и другие оценочные средства.

4. ДПОП профессиональной переподготовки педагогических работников должна предусматривать изучение следующих учебных разделов (таблица 1):

базовая часть:

учебный раздел Р.1 "Нормативно-правовой";

учебный раздел Р.2 "Психолого-педагогический";

профильная часть:

учебный раздел Р.2 "Предметная деятельность".

Таблица 1

Структура ДПОП профессиональной переподготовки педагогических работников

№ Учебного раздела
Базовая часть
Р.1 Нормативно-правовой
В результате освоения раздела обучающийся должен: знать: государственные программы (проекты), направленные на развитие образования и отдельных отраслей науки и экономики (связанных с предметной деятельностью обучающегося); нормативное правовое регулирование в сфере образования; развитие кадрового потенциала системы образования; систему независимой оценки качества образования; инновационные процессы в образовании; уметь: проектировать свою профессиональную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и ориентацией на современные социальные реалии и перспективы развития системы образования.
Вариативная составляющая
Р.2 Психолого-педагогический
В результате освоения раздела обучающийся должен: знать: традиционное и инновационное содержание теории и практики обучения, воспитания, развития личности и управления образовательным процессом; методические подходы к проектированию, осуществлению образовательного процесса и оцениванию планируемых результатов на основе системно-деятельностного, компетентностного подходов; уметь: ставить проверяемые цели как планируемые результаты деятельности и адекватно выбирать содержание, формы, методы и средства обучения, а также системы, методы и инструментарий оценивания; организовывать профессиональную деятельность с опорой на современные достижения психолого-педагогической науки и практики, технологий в конкретной отрасли знания (науки) и предметной области; обеспечивать условия для успешной деятельности, позитивной мотивации, а также самомотивирования обучающихся; разрабатывать программы учебных предметов, курсов, методические и дидактические материалы, выбирать учебную и учебно-методическую литературу, рекомендовать обучающимся дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы; управлять учебно-исследовательской и проектной деятельностью обучающихся, выполнением индивидуального проекта при организации образовательного процесса; реализовывать педагогическое оценивание деятельности обучающихся, включая: осуществление комплексной оценки способности обучающихся решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи; использование стандартизированных и нестандартизированных работ; проведение интерпретации результатов достижений обучающихся.
Вариативная составляющая
Профильная часть
Р.3 Предметная деятельность
В результате освоения раздела обучающийся должен: знать: цели, задачи, структуру и основные понятия предметной области: современное состояние, перспективы и направления развития конкретной отрасли знания (науки), производственной сферы и предметной области, в рамках которой осуществляется профессиональная деятельность; назначение, сущность и структуру современных технологий в рамках предметной области (включая информационные технологии), традиционные и инновационные методы, особенности их применения, основные ожидаемые результаты; особенности применения и ожидаемые результаты при использовании современных технологий в конкретной отрасли знания (науки) и предметной области, в рамках которой осуществляется профессиональная деятельность; уметь: включать в реализуемое содержание образования современные достижения науки в конкретной предметной области; использовать современные педагогические технологии, в том числе информационные и технологии конкретной предметной области; осуществлять самостоятельный поиск и анализ предметной информации с помощью современных информационно-поисковых технологий; использовать возможности информационно-коммуникативных технологий, работать с содержанием предметной области.
Вариативная составляющая

5. ДПОП повышения квалификации педагогических работников должна предусматривать изучение следующих учебных разделов (таблица 2):

базовая часть:

учебный раздел Р.1 «Основы законодательства Российской Федерации в области образования»;

профильная часть:

учебный раздел Р.2 «Предметно-методическая деятельность».

Таблица 2

Структура ДПОП повышения квалификации педагогических работников

№ Учебного раздела Наименование учебных разделов и требования к результатам их освоения
Базовая часть
Р.1 Основы законодательства Российской Федерации в области образования
В результате освоения раздела обучающийся должен: знать: изменения законодательства Российской Федерации в области образования; уметь: актуализировать свою профессиональную деятельность в соответствии с изменениями законодательства Российской Федерации в области образования.
Вариативная составляющая
Профильная часть
Р.2 Предметно-методическая деятельность
В результате освоения раздела обучающийся должен: знать: цели, задачи, структуру и основные понятия предметной области; современные тенденции развития предметной области; современные методики и технологии обучения, обеспечивающие эффективную организацию учебного процесса в рамках конкретной предметной области; особенности применения и ожидаемые результаты при использовании современных технологий в конкретной отрасли знания (науки) и предметной области, в рамках которой осуществляется профессиональная деятельность; уметь: разрабатывать программы учебных предметов, курсов, методические и дидактические материалы, выбирать учебную и учебно-методическую литературу, рекомендовать обучающимся дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы с учетом современных достижений науки в конкретной предметной области; организовывать образовательный процесс, обеспечивающий достижение планируемых результатов конкретной предметной области.
Вариативная составляющая
Государственная (итоговая) аттестация

6. В целях реализации Требований организация:

разрабатывает и утверждает ДПОП профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, которые включают в себя рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), а также другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся и реализацию соответствующей образовательной технологии;

выбирает образовательную технологию, обеспечивающую требуемое качество подготовки обучающихся.

7. Организация определяет трудоемкость учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), включая аудиторную и самостоятельную работу обучающихся, текущую, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию.

Каждый учебный раздел базовой и профильной частей ДПОП профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников включает в себя обязательную и вариативную составляющие. Вариативная составляющая учебного раздела устанавливается организацией в целях расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием обязательной части учебного раздела.

8. Освоение ДПОП профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией, форма проведения которой определяется организацией самостоятельно.

По результатам проведения государственной (итоговой) аттестации педагогическим работникам, успешно освоившим ДПОП профессиональной переподготовки и повышения квалификации, выдаются документы государственного образца, предусмотренные пунктом 28 Типового положения.

_____________________________

* Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 27, ст. 2580; 2000, № 12, ст. 1291; 2002, № 52, ст. 5225; 2003, № 14, ст. 1276.

Обзор документа

Утверждены федеральные гостребования к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, а также к уровню такой переподготовки.

Освоение программ предполагает освоение ряда компетенций. Прошедшие их педагоги должны в организации образовательного процесса следовать реализации приоритетных направлений госполитики в сфере образования, оценивать роль и место актуальных знаний и умений по предмету в профдеятельности. Необходимо организовывать образовательную деятельность на основе современных достижений психолого-педагогической науки и практики, технологий в конкретной отрасли знания (науки) и предметной области. Нужно проектировать образовательный процесс в целом и отдельные учебные занятия как часть целого на основе системно-деятельностного и компетентностного подходов с использованием инновационных форм, методов, средств и технологий. Также педагоги должны планировать результаты образовательной деятельности и разрабатывать в соответствии с ними контрольно-измерительные материалы и другие оценочные средства.

Программа должна включать базовую и профильную части. Первая содержит 2 раздела: нормативно-правовой и психолого-педагогический, вторая - только один: предметная деятельность.

Профессиональное развитие – это, пожалуй, то, к чему стремится большинство людей.

Кто-то совершенствуется самостоятельно, а кто-то ищет и находит варианты обучения в различных учебных центрах.

Важно знать:

Существует несколько разновидностей документов, которые выдаются по окончании обучения, и связано это с определенными требованиями Закона об образовании и других нормативных документов.

Почему это важно знать:

Новый закон об образовании (№ 273-ФЗ) существенно изменил систему послевузовского образования еще в 2013 году, изменения вступили в силу весной 2014 года.

Одно из существенных изменений – с 2014 года второе высшее образование можно получить только полностью – с первого до последнего курса. Такая форма образования, как “сокращенное второе высшее образование за 3,5 года” устарела.

И это понятно – срок обучения бакалавра – 4 года. Какая уж тут сокращенная форма за 3,5 года.

Законом об образовании вместо “сокращенного второго высшего” была введена новая форма послевузовского образования – профессиональная переподготовка. Продолжительность ее на сегодняшний день – от 250 часов и выше.

Однако большинство граждан, чья деятельность не связана с системой образования, об этом не знают.

Заблуждение № 1. Второе высшее образование, сокращенная форма.

Кое-кто пользуется незнанием закона об образовании, до сих пор набирая студентов в группы “второго высшего” за 3 года.

В то время, как ровно такой же диплом – а именно, диплом о профессиональной переподготовке установленного образца (а вовсе не государственный диплом о высшем образовании, как вещают нечистоплотные “рекрутеры” от образования) – можно получить в разы быстрее и дешевле, если обратиться в Вуз, где в структуре дополнительного профессионального образования работают профессионалы.

Заблуждение № 2. Сертификат установленного образца.

Другой распространенной формой обмана на “черном рынке” образования является так называемый “сертификат установленного образца”. Такого образца сертификата не существует. И, как правило, такой “установленный” сертификат выдают организации, которые хотят получать деньги от клиентов, но не хотят, или, что еще хуже, не могут оформить лицензию на образование. Именно из-под “пера” таких горе-“учебных центров” и выходят “сертификаты установленного образца”. Бывает, что они берут бессовестную сумму денег за выдачу таких “сертификатов” – иногда до 300 тысяч рублей. А документальный плод вашего обучения можно пристроить разве что на стене уборной, потому что законной силы такой документ не имеет.

Другое дело, сертификаты на авторские знания, когда автор какой-то методики, обучив вас, всегда сможет подтвердить, что да, лично он выдал лично вам сертификат на право использования полученных знаний в каком-то виде своей деятельности.

Но, обратите внимание – это НЕ сертификат установленного образца, этот сертификат который подтверждает, что вы приняли участие в определенном авторском семинаре, и автор семинара посчитал ваше участие настолько плодотворным, что выдал вам сертификат об участии.

Рассмотрим этапы образования подробнее.

Вузовское образование

1. Диплом об образовании государственного образца и установленного образца

1. Окончание вуза, техникума, колледжа – государственного или коммерческого, но обязательно имеющего государственную аккредитацию подтверждает выдача диплома государственного образца с гербовой печатью.

Коммерческие вузы, не имеющие государственной аккредитации, выдают дипломы установленного образца. Разница между ними в статусе, а также в том, что занимать какую-либо должность в государственном учреждении имеют право только выпускники, имеющие диплом государственного образца, как и поступать в аспирантуру. Если вы планируете работать в коммерческой организации, или заниматься собственным бизнесом, и не имеете цели становиться кандидатом или доктором наук, для вас не имеет роли вид диплома о высшем образовании.

Но все это касается основного образования.

Послевузовское образование (дополнительное профессиональное образование)

Теперь поговорим о послевузовском образовании, или дополнительном профессиональном образовании (ДПО).

Согласно закона об образовании и других нормативных документов, в системе ДПО не существует дипломов государственного образца, а только дипломы установленного образца, независимо от того, получаете вы образование в государственном вузе или в каком-нибудь неведомом АНО или НОЧУ.

Однако, сохраняется разница в статусе диплома, и в том, подписан диплом ректором или первым проректором известного вуза, или директором НОЧУ-однодневки.

Также, даже в дипломе установленного образца, аккредитованные учебные заведения, как правило, ставят гербовую печать, в отличии от обычной печати неаккредитованного учебного заведения.

Согласно Закона об образовании, с 2013 года отменено второе высшее образование за 3,5 года после техникумов и колледжей, как это было раньше.

Вместо укороченного второго высшего официально введена ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА.

Профессиональная переподотовка вместо ускоренного второго высшего образования

Во ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты), в официально прописанных профессиональных стандартах, касаемых, практически, всех профессий, говорится, что обязательным требованием к той или иной профессии является наличие диплома о соответствующем образовании или диплома о профессиональной переподготовке по соответствующему направлению.

Диплом, который слушатель получает по окончании программы дополнительного образования профессиональной переподготовки, не имеет государственного образца, – это обязательно диплом установленного образца.

Продолжительность программ профессиональной переподготовки должна быть обязательно свыше 250 часов.

Как правило, такой диплом также подписывает ректор или первый проректор вуза, и ставит гербовую печать.

Существуют как сравнительно непродолжительные по времени программы профессиональной переподготовки (от 250 часов), так и такие, которые имеют продолжительность свыше 1000 часов, и длятся 2-3 года.

Удостоверение о повышении квалификации.

По ряду профессий законом предусмотрено обязательное регулярное повышение квалификации.

Как правило, чтобы пройти повышение квалификации по соответствующей программе, слушатель уже должен иметь диплом по соответствующей квалификации, чтобы ему было, что повысить.

По окончании программы повышения квалификации слушатель получает удостоверение о повышении квалификации.

Продолжительность программ, по которым выдаются удостоверения квалификации, может быть от 16 до 250 часов.

Сертификат о прохождении обучения.

Сертификаты о прохождении обучения можно встретить как в лицензированных образовательных учреждениях, так и в компаниях, в названии которых встречаются слова, типа Школа, Академия, и т.д., но которые не являются, в действительности, образовательными учреждениями, и не имеют образовательной лицензии.

Сертификат не является документом, подтверждающим законное право ведение профессиональной деятельности. Его функционал несколько иной.

Если вам нужен законный документ о профессии, прежде, чем платить большие (или небольшие) деньги за обучение в таких Школах и Академиях, уточните, имеется ли у этой школы лицензия на ведение образовательной деятельности.

Если нет, – узнайте, можете ли вы получить соответствующее образование в лицензированном образовательном учреждении.

Трудоемкость образовательной программы

Ряд программ профессиональной переподготовки имеют требования, чтобы программа была не менее установленного количества часов. После прохождения таких программ продолжительностью более 250 часов вам должны выдавать диплом установленного образца – не сертификат, не удостоверение, а именно ДИПЛОМ , и только диплом, и только на основании лицензии на образование.

Важно понимать, что здесь речь идет о классических профессиях, внесенных в Единый Тарифно-Квалификационный справочник , о тех, по которым существуют нормативные документы, надзор, регулярные проверки, и пр., – обучение по этим профессиям нужно выбирать среди официальных учебных заведений, которые выдают официальные документы.

Обучение по “экзотическим” профессиям.

Если же вы собрались получить достаточно экзотичную профессию, например, профессию тренера по йоге или скандинавской ходьбе, и работать вы планируете в частной компании, где работодателя устроит любой документ, подтверждающий ваши знания, или вы будете заниматься собственной деятельностью, вас может устроить и сертификат, в этом случае главное, чтобы знания, которые вам дадут, были качественными.

Иногда даже по таким программам выдаются удостоверения о повышении квалификации.

Вообще, повышение квалификации обычно подразумевает, что у вас УЖЕ ЕСТЬ диплом, подтверждающий вашу квалификацию, и документ о повышении квалификации подтверждает то, что вы ее повысили. Но в данном случае от такого правила можно и отступить.

Получению диплома или удостоверения о повышении квалификации всегда предшествует какая-либо форма аттестации – квалификационный экзамен или написание выпускной квалификационной работы. Повышение квалификации может заканчиваться не экзаменом, а зачетом.

Такое же право на жизнь имеет сертификат, который подтверждает, что вы участвовали в программе определенного рода.

Существуют сертификаты, которые подтверждают, что вы прошли соответствующую программу, в ходе освоения которой получили соответствующие навыки.

Есть, также, сертификаты о том, что вы участвовали в авторской программе, и автор обучил вас определенной методике, ознакомил вас с определенными знаниями.

Сертификат, тем самым, в зависимости от формулировки, может подтверждать, что:

– вы, действительно, присутствовали на некоем обучающем мероприятии, и, если вдруг начнете кому-то о нем рассказывать, то ваш визави поймет, что узнали вы об этом, действительно из первых рук;

– вы участвовали в определенном мероприятии, и автор своим сертификатом подтверждает, что вы на нем присутствовали, а потому вправе передавать данную информацию дальше.

– вы присутствовали на некоей обучающей программе и получили навыки использования того, чему обучала эта программа (например, работа с программой 1С или семинар по вышеупомянутой скандинавской ходьбе), вы даже выполнили определенные действия, которые были оценены как положительные.

Если вы прошли обучающую программу по авторской методике, или программу, обучающую определенным навыкам, и получили сертификат, в котором указано, что вы можете применять знания в профессиональных целях, – вы, действительно это можете в соответствии с сертификатом (напомним, что речь идет о направлениях, которые не указаны в ЕТКС и по которым не разработано профессиональных стандартов).

Работодателя коммерческой организации может вполне устроить ваш сертификат. Единственное ограничение – такой сертификат будет недействителен, если вы будете устраиваться с ним на работу в государственное учреждение. Как, в общем-то, и с дипломом о высшем образовании, полученном в вузе, не имеющем государственной аккредитации, о чем говорилось выше.

Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.

Источник: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Кто может обучаться на курсах повышения квалификации?

В соответствии с пунктом 3 статьи 76 Федерального закона №273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» к освоению дополнительных профессиональных программ повышения квалификации допускаются граждане:

  • лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
  • лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Если у вас есть только начальное профессиональное образование, то по действующему законодательству оно приравнено к среднему профессиональному (базовый уровень). Поэтому можете быть зачислены на обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации и получить удостоверение о повышении квалификации.

Какой минимальный срок установлен для освоения программ дополнительного профессионального образования?

Минимальные сроки освоения программ дополнительного профессионального образования установлены Федеральным законом №273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» и Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам":

  • для программ повышения квалификации по любой специальности - не менее 16 академических часов (ранее минимальный срок составлял 72 академических часа);
  • для программ профессиональной переподготовки - не менее 250 часов (ранее минимальный срок освоения составлял 500 академических часов).

Чем отличается диплом профессиональной переподготовки от второго высшего образования?

Закон об образовании дает определения:

  • второе высшее образование направлено на подготовку высококвалифицированных кадров (часть 1 статья 69 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).
  • профессиональная переподготовка направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новых навыков, новой квалификации (часть 5 статья 76 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).

Обращаем Ваше внимание, что второе высшее образование Вы можете получить только в образовательной организации высшего образования (пункт 4 часть 2 статья 23 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ), профессиональную переподготовку можно получить в любых других образовательных организациях, которые имеют Лицензию на право ведения образовательной деятельности по профессиональной переподготовке (части 6, 10 статья 76 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).

Профессиональную подготовку Вы можете пройти, если у Вас есть высшее или среднее профессиональное образование или Вы получаете в настоящее время высшее или среднее профессиональное образование. Но в последнем случае, диплом о профессиональной подготовке Вы сможете получить только после получения документа об образовании (ВУЗ или ССУЗ).

Cогласно Федеральному закону № 273-ФЗ с 1 сентября 2013 года педагогические работники получат право на получение дополнительного профессионального образования (далее – ДПО) по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года (п. 2 ч. 5 ст. 47)

Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливает работодатель.

Ситуация

Я учитель- пенсионер,в 2016 году решила выйти на пенсию,могу ли я отказаться от запланированных на март курсов повышения квалификации,и могут ли меня уволить,не дав доработать до конца учебного года?

Трудовой кодекс предоставляет работнику право увольнения по собственному желанию в срок, указанный заявлением. Право на свободное расторжение трудовых отношений со стороны работодателя в связи с выходом на пенсию работника не установлено. Поэтому, без вашего заявления, директор не может вас уволить не дав доработать до конца учебного года.

В связи с тем, что курсы повышения квалификации являются обязанностью педагогического работника, проводятся в рамках рабочего времени, то вы не вправе отказаться от них. На практике, обычно директора школ не считают необходимым отправлять на такие курсы учителей предпенсионного возраста при наличии педагогов, которые проявляют желание в повышении категории.

Ситуация

Если я в 2011 году проходила курсы повышения квалификации, я должна проходить следующие курсы через 3 года или через пять лет?

Ответ

Согласно Федеральному закону № 273-ФЗ с 1 сентября 2013 года педагогические работники получат право на получение дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года (п. 2 ч. 5 ст. 47).

Ситуация

Здравствуйте, я закончил пед. университет в 2010 году, но по специальности не работал. Обязан ли я перед трудоустройством в школу проходить курсы повышения квалификации?

Ответ

На сегодняшний день законодательство не устанавливает конкретных требований к периодичности повышения нетрудоустроенными педагогами своей профессиональной квалификации.

Требования к периодичности повышения квалификации устанавливаются самими образовательными учреждениями, но не реже, чем один раз в три года.

Поэтому, если Вы соответствуете квалификационным требованиям, указанным в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", то перед трудоустройством проходить курсы повышения квалификации не обязаны.

Какими нормативными актами регламентируются вопросы повышения квалификации?

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г.№413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»;
  • Трудовой кодекс РФ;
  • Коллективный договор между администрацией школы и ее работниками.