Подход судов на мариуполь. Мариупольский морской порт

Добрый день, дорогие читатели. Сегодня я предлагаю немного продолжить про Мариупольский морской торговый порт, а точнее его судьба в связи со строительством Россией Крымского моста. Кому интересно разбираться, то можете изучить два документа: раз и два . Я буду отталкиваться от них. А ещё предлагаю обратить внимание на новость :

«В августе Министерство Украины по вопросам временно оккупированных территорий заявило, что из-за постройки Россией моста через Керченский пролив порт Мариуполя может потерять до 43% грузооборота.
Это связано с тем, что проходить под мостом смогут только суда с грузоподъемностью не более 10 тыс. тонн ».

Что же это будет означать? А давайте разберёмся.
Вначале предлагаю сухие факты:

В 2014 году Мариупольским портом было переработано 12072,8 тыс. тонн из которых 55% приходилось на металлы, 18% на уголь и кокс, 13% на глину насыпом, 8% руда (каботаж), 4% на зерновые, по 1% на масло наливом и контейнеры. За эти услуги порт заработал 901646 тыс. грн (чистого дохода). А зарплаты заплатил аж 2591, 51 тыс. грн (здесь видимо ошибка, поэтому запятую поставил я, т.к. не верю, что зарплата Порта за год составила 259 млн. грн ).

В 2015 году Портом было переработано 8537,9 тыс. тонн из которых 50,4% металлы, 28,4% навалочные (руда?), 15,7% уголь и кокс, 2,8% зерновые, 1,5% глина насыпью, 1,2% масло наливом, 0,1% контейнеры. За эти услуги порт заработал 983561 тыс. грн (чистого дохода). А зарплаты заплатил аж 2871,5 тыс. грн.

В 2016 году Портом было переработано 6958,8 тыс. тонн из которых 62,6% металлы, 24,8% навалочные, 3,7% уголь и кокс, 1,7% глина насыпью, 5,7% зерновые, 1,3% масло наливом, 0,1% контейнеры. За эти услуги порт заработал 1 036 036 тыс. грн (чистого дохода). А зарплаты заплатил аж 3 658,8 тыс. грн.

А теперь небольшой анализ. С 2014 полувоенного года по конец предыдущего года грузооборот Порта упал на 42%. Соответственно прогноз по падению грузооборота ещё на 43% означает, что он составит порядка 4 000 тыс. тон, что будет равно примерно 33% полувоенного 2014 года и явно меньше мирного 2013 года. За эти три года, по которым у нас есть статистика, упор порта делался на металлы. Если в 2014 году их было обработано 6653,2 тыс. тонн, то в 2016 году их было обработано 4357,9 тыс. тонн, т.е. явное падение на 35%, хотя падение меньше общего падения результаты не утешительные. Выросла руда (?) до 173% (аж интересно откуда её тащат - не из России ли? ), уголь и кокс упали на 88% (это скорее прекратился экспорт отсюда ), глина упала на 92% (кто-то знает зачем она нужна, может цементный завод какой или всё же металлургия? ). Остальные пункты хоть и сократились, но общей картины не меняют. За это время номинальные доходы выросли на 114,9%, но это номинальные. Фактический курс доллара в 2014 году составил 11,9 грн, в 2015 уже 21,81 грн, а в 2016 составил уже 22,5 грн. Это означает, что в 2014 году Порт заработал 75769 тыс. долларов, т.е. 75,769 млн. долларов, а в прошлом году эта цифра составила всего 46046 тыс. долларов, т.е. падение составило 39%. А теперь даже если предположить, что курс меняться не будет, то сокращение на 43% грузооборота может привести к падению дохода до 26246 тыс. долларов. Кстати, читая вышеуказанные документы, я обнаружил что Россия зарабатывает по 5$ за каждую тонну груза за проход через Керченский пролив.

Что это всё означает на деле? На деле это будет означать, что Порт начнёт умирать. Хорошо, если его будут поддерживать в приемлемом состоянии, но даже это сомнительно. Дело в том, что до строительства моста порт можно было развивать. Можно было углублять дно и надеяться, что в него будут заходить суда океанского класса. Теперь же, с появлением моста, эти планы уйдут навсегда. Понятно, что мост это не просто надолго - это навсегда. Даже если предположить влажную мечту укропатриотов и Крым вернётся в состав Украины, то ни один политик не станет рушить этот мост. Напротив - он будет его беречь и охранять, ведь с него тоже можно получать хорошую прибыль. Метинвест от этого порта уже отказался и вышел из доли в которой он участвовал. Сокращение грузооборота, близость линии фронта, ограниченная перспектива развития Порта и как следствие ограниченная инвестиционная привлекательность порта вкупе с отсутствием средств на развитие порта у государства приведут к сокращению численности сотрудников порта. Хорошо, если это составит те же 43%. Это хорошо с финансовой точки зрения Порта, но плохо для жителей Мариуполя. Куда хуже окажется ситуация, когда сократить удастся, например, только 37% сотрудников. Это будет означать, что конечная стоимость услуг Порта вырастет, а значит он потеряет свою привлекательность ещё для каких-то клиентов. И в итоге грузооборот порта может потерять уже не 43%, а, например, 45%, что в свою очередь негативно отразиться на всех показателях Порта. Отсюда можно проследить и другие интересные тенденции. Метинвест, поставляющий свою продукцию по морю, будет искать новые пути. Но в независимости от выбранного решения они будут дороже. Это может быть доставка железной дорогой до Одесского порта, но это дополнительные транспортные расходы. Если же пользоваться Мариупольским портом, то придётся ограничиваться меньшими судами, что будет опять означать удорожание транспортных расходов, а значит уменьшать конечную прибыль. Так что, как мы видим, строительство Керченского моста Россией это не только обеспечение ею развития Крыма и решения транспортных, а следовательно и финансовых своих проблем. Это ещё и создание дополнительных проблем, финансовых проблем, для Украины. И это такие проблемы, которые будут теперь всегда. А в условиях мусорной экономики Украины это тяжёлый удар.

Всего вам доброго!

Мариу́поль (укр. Маріу́поль, в 1948-1989 - Жда́нов) - город областного значения в Донецкой области Украины на берегу Азовского моря в устье реки Кальмиус. Мариупольский морской торговый порт входит в тройку крупнейших портов Украины. Мощности порта позволяют перерабатывать свыше 12 млн. тонн грузов в год. У причалов принимаются суда длиной до 240м и осадкой 8м. Это наиболее крупный и развитый порт Азовского моря. Выгодное положение порта определяется тем, что он находится в узле транспортных коридоров, расположен в центре крупнейшего индустриального района Украины и по праву называется «морскими воротами Донбасса». Порт соединен железной и автомобильной дорогами, воздушным и речным сообщением со всеми странами СНГ и зарубежьем. Порт занимает одно из ведущих мест среди портов Украины по переработке международных и каботажных грузов, обеспечению транзитных перевозок разнообразных грузов, перевалке контейнеров и пакетов. Тесное сотрудничество с агентскими, экспедиторскими и шипчандлерскими компаниями позволяет Мариупольскому порту эффективно организовывать комплексное обслуживание судов, грузов и экипажей.

Поти

Порт расположен на юго-восточном побережье Черного моря в Грузии. Порт незамерзающий, навигация - в течение всего года. Ежегодно порт обрабатывает 5млн. т грузов. Лоцманская проводка обязательна. В порту имеется 17 причалов с глубинами от 2,6 до 12,7 м. Порт высокомеханизирован. На причалах установлены грейферные и крюковые портальные электрические краны г/п от 3 до 40 т, имеются контейнерные перегружатели, плавучие краны г/п 70 т. Значителен парк авто- и электропогрузчиков г/п от 1,5 до 25 т, также есть тракторы, бульдозеры, тягачи и другая техника

Новороссийск

Россия. Порт расположен на берегу незамерзающей глубоководной Новороссийской бухте Черного моря. Ежегодно порт обрабатывает свыше 53 млн. т грузов. Там производятся всевозможные услуги по обслуживанию судов. Порт имеет около 20 причалов, которые оснащены различным перегрузочным оборудование, имеется 80 портальных кранов г/п от 5 до 40 т, мостовые краны г/п от 5 до 10 т, гусенечные краны, плавучий кран, более 200 автопогрузчиков г/п от 1,5 до 10 т, также большое количество специальных и универсальных захватных приспособлений, бульдозеры, тракторы, экскаваторы.

Варна

Порт Варна, главный порт страны Болгария, расположен в вершине Варненского залива, доступен для судов с максимальной осадкой 10,06 м, делится на западную восточную части. Варна Восточная – гавань для одновременной обработке 11 судов с генеральным грузом и осадкой до 8,53 м. Имеются терминалы для судов с осадкой 9,75 м, перевозящих уголь, ролкеров и контейнеровозов. Варна - западная специализированная гавань для обработки судов с навалочными грузами и осадкой 10,06м.

Плавание на подходах к заливу осуществляется по рекомендованным курсам и системе разделения движения, которые обеспечивают безопасные подходы к порту с востока и юга. Ширина подходных зон в системе разделения движения (с востока и юга) 2,4 мили. Глубины в этих зонах на подходах к заливу 16 – 22 м, грунт – ил, ракушка.

Акватория включает в себя 3 рейда, расположенные в Варненском заливе и перед входом в него, гавань порта, Варненское озеро и ведущий в него судоходный канал. Кроме того в порту Варна приписаны портовые пункты Балчик и Каварна.

В порту имеются 20-и и 16-тонные краны, 100-тонный плавучий кран. Площадь складов 30 тыс. кв.м.

Лоцманская проводка на внутреннем и портовом рейдах обязательна, на внешнем – не обязательна. Портовая проводка осуществляется с рейдов порта Варна до гавани порта и обратно и от одного причала к другому. Проводка судов вместимостью более 1000 рег. т брутто осуществляется с помощью буксиров. Количество буксиров определяет лоцман.

Гавань порта защищена молами: Южнам и восточным. Ширина входа между ними 200 м, глубина во входе около 10 м. Восточный мол защищает также вход в Варненское озеро. Гавань порта Варна доступна для судов длиной до 250 м. Глубины у причалов 7,6 – 12 м.

Выход к морю важен для любой страны, ведь водный путь - это большие торговые, экономические и политические возможности. Мариупольский морской торговый порт в Мариуполе является значимым государственным объектом Украины. Его история и развитие представляют общественный интерес. Мы расскажем о том, как создавался порт и каковы его особенности сегодня.

Географическое положение

Город и порт Мариуполь находятся на берегу Азовского моря, в северо-западной части Порт разместился в 14 км от входа в залив, административно он относится к Донецкой области Украины и является одним из четырех крупнейших морских гаваней государства. Берег Мариуполя возвышается на 68 метров над уровнем моря, рельеф территории преимущественно равнинный. Общая площадь города - 166 кв. км, и 0,67 кв. км занимает Мариупольский порт.

Климат

Мариуполь, порт находятся в зоне умеренно-континентального климата. Местную погоду сильно смягчает близость Азовского моря. Зима здесь теплая, влажная и короткая, а лето продолжительное, знойное, засушливое. В теплое время года преобладают ясные, солнечные дни, всего в году солнце сияет 2340 часов. Осадков в регионе выпадает не очень много (420 мм), это связано с тем, что летом здесь бывает мало дождей. Такой климат предоставляет возможность выращивать различные теплолюбивые овощи и фрукты. Но город и пригороды слабо обеспечены водными ресурсами. Объемов недостаточно, чтобы покрыть существующие потребности в пресной воде, поэтому в районе поселения создано несколько искусственных водохранилищ. Среднегодовая температура в Мариуполе составляет плюс 13,5 градуса. Зимой термометр опускается до минус 1-2 градусов. Ингода бывают заморозки до 10-15 градусов. Летом температура в среднем держится в районе 23 градусов тепла, но столбик термометра может подниматься и до цифры +35. Море в районе Мариуполя летом в среднем прогревается до 24-26 градусов тепла. Зимой, особенно в январе-феврале, воды сильно остывают, иногда на поверхности образуется ледяная корочка.

История города

Территория, на которой сегодня находится морской порт Мариуполя, издавна была заселена людьми. Удобное расположение у реки и моря делало это место выгодным для жизни. Здесь проживали многие древние племена, с 10 века земли находились под управлением Киевской Руси. В 1223 году здесь произошла известная битва при Калке между русскими и половцами и монголо-татарским войском. В результате русичи потерпели поражение, и земли надолго отошли под власть татар, здесь впоследствии было образовано Исконные жители, крестьяне, бежавшие от захватчиков, стали родоначальниками казачества. В 16-18 веках здесь селились которые возводили укрепления для защиты от нападений крымских татар. Однако собственно город Мариуполь ведет свою историю от второй половины 18 века (1778 год), когда в крепости был построен Храм Святого Николая и рядом было заложено поселение, которое сначала носило имя Павловск.

В 1779 году по приказу императрицы Екатерины Второй здесь был создан город Мариуполь, куда было велено переселить православных греков, которых вывезли с территории Крымского ханства. Переселенцам жаловали особые права на землю и льготы. В 1780 году город официально получил имя Мариуполь. Греки принялись за активное строительство. И город начал быстро расти. Когда Крым вошел в состав Российской империи, часть бывших переселенцев вернулись к себе на родину, а их земли раздавались вновь приезжающим жителям. Так была создана немецкая диаспора, приехало немало вольных казаков, были переселены крещеные евреи. Город становился все более многонациональным. Каждый народ находил себе свою бизнес-нишу, и это способствовало бурному экономическому развитию региона. Мощный толчок для роста города дало строительство порта. В конце 19 - начале 20 века в Мариуполе строятся железная дорога, крупнейший металлургический завод, расширяется порт. В советское время город продолжает расти, хотя ему не удалось избежать трагических потерь в годы войны. После распада СССР Мариуполь стал одним из важнейших портовых городов Украины и сегодня продолжает свою трудовую деятельность на благо страны и жителей.

История порта

В 1886 году начал возводиться порт Мариуполь, что стало закономерным продолжением политики российского правительства по развитию юга страны и по созданию новых возможностей для торговли. За три года рабочие углубили гавань для прохода большегрузных судов, построили набережную, молы, волноломы. В 1889 году состоялось торжественное открытие порта. И начались регулярные перевозки угля из донецких шахт. Затем в порт стали прибывать иностранные суда для ведения торговли. На протяжении последующих лет он модернизировался и разрастался, превращаясь в крупную современную гавань.

Характеристика порта Мариуполь

В конкурентной борьбе между портами выигрывают те, которые могут обслуживать суда любого типа - и таков Мариуполь. Порт способен круглый год принимать суда практически любой грузоподъемности, и в этом его несомненное преимущество перед многими гаванями Азовского моря. Мариуполь оснащен специальными системами, которые занимаются ледовой проводкой судов при помощи ледокола. Это позволяет обслуживать корабли круглый год. В порту установлены все виды связи с экипажами, в том числе спутниковая. Условия его таковы, что в него могут заходить суда с осадкой до 8 метров и с максимальной длиной в 240 метров. Для размещения грузов в порту оборудованы почти 12 тысяч кв. м крытых складов и 240 тысяч кв. м открытых площадок. Мариуполь связан с более чем 150 портами всех континентов.

Специализация порта

Порт Мариуполь способен принимать суда грузоподъемностью до 10 тысяч тонн, контейнеровозы, сухогрузы для транспортировки угля. Преимущественно он взаимодействует с гаванями Средиземного и Красного морей, Волго-Донской системы, Восточной Африки и Персидского залива. Порт Мариуполя специализируется на приеме зерна, товарно-штучных грузов, руды, кокса, угля, строительных грузов, металлопроката, труб, продовольственных контейнеров, нефтепродуктов, тяжеловесного и негабаритного оборудования.

Современное состояние порта

Сегодня порт Мариуполь входит в число крупнейших морских ворот Украины. В год через него проходит более 17 миллионов тонн различных грузов, и эта цифра с каждым годом возрастает. Порт является важнейшим предприятием города Мариуполя и дает стране постоянный приличный приток валюты. Часть прибыли постоянно направляется на модернизацию и совершенствование предприятия. Порт обеспечен самым современным оборудованием. Это позволяет ему принимать суда в любых погодных условиях. Морская сводка порта Мариуполя в постоянном режиме может отслеживаться онлайн, лоцманская служба обеспечивает надежное сопровождение судов, а службы разгрузки и логистики позволяют быстро и гарантированно доставить груз по необходимому адресу или на склады для хранения.

Музей порта

На протяжении долгих лет существования порта скопилось немало документов и интересных артефактов. Для систематизации и хранения этой ценной информации был создан Музей Мариупольского морского торгового порта (Мариуполь). В 2012 году он въехал в новое, современное здание. В двух залах музея посетители могут ознакомиться с историей создания и развития порта. Также здесь можно увидеть фото сотрудников гавани, макет ее территории, карты маршрутов принимаемых судов.

Мариуполь - тяжелое испытание для капитана
Общеизвестно даже детям, что Азовское море является самым мелким морем в мире, имеющим максимальную глубину 12,8 м, в то время как судоходный канал глубиной только 9 м, а в определенных частях канала - лишь 8,4 м.

Керченский канал соединяет Черное море с Азовским. Мариуполь, крупный украинский порт в этом регионе, который работает в основном со стальными грузами и каменным углем. Наш заход был в порт Мариуполь для погрузки стальных заготовок для отправки в Александрию, Египет.

Отсчет начинается, как только агент наводняет судно всевозможной информацией касательно местных норм и требований: начиная от отключения системы сточных вод, независимо оттого, что у вас применяется система современной улучшенной технологии, сертифицированная двумя ведущими и самыми важными государственными агентствами USCG & DTI.

Система сточных вод должна быть закрыта за 12 миль до захода в Керченский пролив и должна оставаться закрытой до того момента, пока экологический департамент не очистит судно после захода в порт (даст все разрешительные документы). Вся система сточных вод, ливневые и душевые клапаны должны оставаться перекрытыми, и это вопреки наличию человеческой жизнедеятельности на борту. Около 24 часов транзитного времени плюс время пребывания на рейде, вплоть до прибытия экологический инспекторов, итого общий период ожидания достигает 60-72 часов. Эти системы и такие вещи вообще могут оставаться закрытыми в течение столь длительного времени?

Лоцман заходит на борт судна при заходе в Керченский пролив и после прохода канала тихонечко проскальзывает в лоцманскую каюту. Капитан сам проводит судно по Азовскому морю. Тем не менее, если осадка судна в балластном состоянии 6,5 м, оно может быть принято. По достижении Мариуполя, местный лоцман прибывает для постановки судна на якорь. Судно становится к причалу.

По завершении безопасной постановки на якорь начинаются обычные формальности. Все документы судна подготовлены. Все туалеты были закрыты. Офицеры таможенной службы хотели воспользоваться туалетом, и агент посоветовал нам открыть их. Это нормально для таможенников срывать пломбы и пользоваться туалетом для своих нужд, но нельзя членам экипажа.

Около 12 должностных лиц - офицеров таможни, пограничной, карантинной служб поднялись на борт судна. В принципе, они не могли обнаружить чего-либо, что бы было не в порядке в нормальном понимании этого вопроса. Но если кто-то хочет найти что-то, кто ему может помешать?

Соответственно, они обнаружили просроченные наркотические средства, которые шли по отдельному списку, названному «просроченные наркотики», которые нужно передать агенту в коробке в госпитале. В соответствии с местными правилами нормами, даже просроченные наркотики должны храниться в сейфе у капитана. Это грозило судну штрафом 3000 USD , который должен быть уплачен владельцем до начала грузовых работ. Агент на этот раз вмешался для того, чтобы заявить, что в данном случае судно будет считаться в простое до тех пор, пока эти деньги не будут уплачены.

Агент берет инициативу на себя и договаривается, что на данный момент лучше уладить этот вопрос темным платежом на руки, чтобы избежать штрафа. Необходима сумма 1500 USD. В конце концов эта сумма обсуждалась и была доведена до 1000 USD. После консультации с нашими управляющими сумма была уплачена.

Далее шли представители пограничной службы. После того как была проведена общая проверка в течение, как минимум 2 часов, они потребовали денег. Когда я спросил, зачем, они сказали: чтобы все прошло быстрее. Здесь я отказался платить. Затем пришел агент и сказал, что вместо денег они согласились на 15 блоков сигарет, 8 бутылок водки и 2 ящика пива.

Тем временем инспекторы карантинной службы обшаривали склад провизии, из которого они прихватили 4 банки Nescafe, немного сыра и восемь упаковок копченого лосося.

Первый день, 17 августа, таможенные/пограничные/карантинные формальности начались в 17.30 и закончились в 20.15, оставив кислый привкус.

18-го утром в 9.00 инспектор портнадзора поднялся на борт. Для него все, что находилось на борту было с истекшим сроком эксплуатации. На картах нет корректировок, гидрокостюмы, спасательные жилеты, буи, трапы и пр. - все просрочено.

На этом этапе я пытался позвонить сюрвейеру, чтобы спросить, как все эти вещи могут быть просроченными когда судно недавно успешно прошло обследование аварийного снаряжения с датой подтверждения 8 августа 2005 года. Я попросил агента связаться с сюрвейером. Он набрал номер и заявил, что сюрвейер не может приехать - отдыхает в /Турции, другой - занят в Одессе. И тут агент сказал, что он нашел кого-то, кто может взять все просроченное оборудование и сертификаты и продлить их, причем уже с одобрением портнадзора. Стоимость - 872 USD. Эта сумма в конце концов была уплачена по дисбурсментскому счету владельца судна.

Затем нас навестили официальные представители экологической службы касательно балластных и сточных вод. После детальной проверки они не нашли никаких проблем. На этом этапе я заплатит 150 USD за лабораторные тесты, на которые агент оформил квитанцию. Еще один счет около 105 USD был выставлен к дополнению к чартерному счету.

Затем этот инспектор закуривает сигарету и спрашивает, сколько я бы ему хотел заплатит.

Платить ему за что?, - спросил я агента. Агент сказал, что за то, чтобы не отправлять балластные и сточные воды на анализ. Если он отсылает пробы на анализ, отчет будет готов только через три дня. До тех пор судно не может откачивать балластные и сточные воды. И снова сумма 550 USD, причем ее тоже нужно было оплатить наличными в руки экологическим инспекторам.

Мы подумали, что пришел конец проверкам. Но перед отходом таможенная и пограничная службы снова поднялись на борт для проведения формальностей по отходу судна. На этот раз таможенники хотели проверить склад краски. Они обнаружили, что судно имеет на 48 л краски больше, чем задекларировано (некоторые открытые емкости не были учтены при проведении инвентаризации). Был назначен штраф 1600 USD. Еще раз агент (Бог его знает, чьим агентом он был) вмешался и снизил сумму до 300 USD. Чтобы все уладить, 50 USD было уплачено наличными, остальные - из денег, которые мы получили после утилизации и сдачи металлолома и мусора в порту Damietta

Необходимо, чтобы вся команда еще раз заполнила декларации перед отходом судна. Старший механик задекларировал свои наличные и сошел на берег. Но не потратив их, он вернулся на борт. Эти деньги он не включил в свою декларацию. Во время осмотра каюты таможенная служба обнаружила эти деньги (около 100 USD) в его кармане и выписала штраф 700 USD, хотя снова вмешательство агента и его переговоры с таможней вместо штрафа обошлось платежом на руки агента в 300 USD.

Чтобы не быть забытым, тут появляется и пограничный чиновник. Он хотел что-то, но наш агент снова вел переговоры и наконец-таки сошелся на 15 блоках сигарет и 6 бутылках водки.

Касательно администрации порта, тут полный хаос. Ни одно судно не ушло, не заплатив денег в той или иной форме. Суда, часто заходящие сюда, имеют специально открытые агентом счета для того, чтобы нести такого рода траты.

Я не думаю, что мне следует выражать свои чувства по поводу нашего пребывания в Мариуполе. Я только могу заявить, что мы все знаем, что Египет очень плох, но по сравнению с Мариуполем Египет - просто рай.

Цитируя Вильяма Шекспира, ад пуст - все демоны здесь.
С уважением, капитан