Презентация на тему анализаторы. Презентация "органы чувств и анализаторы человека"

—Данная презентация - сопровождение урока по теме "Анализаторы. Органы чувств". Использование данной презентации поможет ученикам сформировать понятие о строении и функциях анализаторов;увидеть различия между понятиями «анализатор» и «органы чувств»;

обеспечит —понимание значения совместного действия анализаторов; поможет провести проверку знаний и рефлексию собственной деятельности

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Анализаторы. Органы чувств.

Анализатор - от латинского « sensus » – чувство, ощущение. Э то нервные системы, обеспечивающие восприятие и анализ всех раздражителей, действующих на животных и человека. Учение об анализаторах, или сенсорных системах создал Иван Петрович Павлов в 1909году.

Анализаторы. Органы чувств. Цели и задачи урока: сформировать понятие о строении и функциях анализаторов и их видов; знать различия между понятиями «анализатор» и «органы чувств»; понимать значение совместного действия анализаторов для проверки достоверности полученной информации; .

Анализаторы. Органы чувств. Всю информацию об окружающем нас мире мы получаем благодаря АНАЛИЗАТОРАМ (сенсорным системам).

Схема понятия «анализатор» раздражители Орган чувств (рецеп - торы) Центр в коре головного мозга

Анализатор состоит: Периферический отдел (воспринимающий)- рецепторы- в них происходит преобразование сигналов внешнего мира (свет, звук, температура) в нервные импульсы, Промежуточный отдел (проводящий) - нервный путь, соединяющий органы чувств с центральным отделом, Центральный отдел (корковый)-зоны коры головного мозга, где происходит анализ информации, поступающий от органов чувств и возникает ощущение.

В зависимости от способа взаимодействия рецептора с раздражителем различают: 1)РЕЦЕПТОРЫ Контактные: -рецепторы кожи -вкусовые 2)РЕЦЕПТОРЫ Дистантные: -зрительные -слуховые -обонятельные

анализаторы воспринимают Чувство Орган Что воспринимает Зрение Глаз Световые волны Слух Уши Колебания воздуха и жидкости внутреннего уха Вкус Язык Молекулы пищи Обоняние Нос Запах (летучие молекулы) Осязание Кожа Шероховатость поверхности, давление, температуру

Зрительный анализатор. Зрительный анализатор позволяет опознавать предметы, определять их место в пространстве, следить за перемещениями. До 90% информации мы получаем через зрительный сенсорный канал.

Анализаторы. Органы чувств. Зрительный анализатор: рецепторы сетчатки, зрительный нерв, зрительная зона коры. В первичных чувствительных зонах- анализ ощущений, во вторичных зонах – формирование образов.

Анализаторы. Органы чувств. Зрительный анализатор состоит из трех частей: рецепторы сетчатки глаза, зрительный нерв, зрительная зона коры больших полушарий головного мозга.

Анализаторы. Органы чувств. С помощью слуха можно воспринимать информацию на значительном расстоянии. Для человека с этим анализатором связана членораздельная речь.

Анализаторы. Органы чувств. Звуковые колебания через органы среднего и внутреннего уха достигают слуховых рецепторов. Нервные импульсы по слуховому нерву передаются в слуховую зону коры в височной доле головного мозга. Там звуки опознаются, анализируются, оцениваются. Слуховые центры

Анализаторы. Органы чувств. Как называется анализатор? Где находятся его составные части? Какие вещества способны вызывать у нас ощущение запаха?

Анализаторы. Органы чувств. Обонятельный анализатор: рецепторы полости носа; обонятельный нерв; обонятельная зона коры височной доли головного мозга.

Анализаторы. Органы чувств. Как называется анализатор? Где находятся его составные части? Почему мы не можем ощущать вкус сухой пищи?

Анализаторы. Органы чувств. Вкусовой анализатор: рецепторы на языке; вкусовой нерв; вкусовая зона коры височной доли головного мозга.

Анализаторы. Органы чувств. Где находятся части осязательного анализатора? Какую информацию мы можем получить с их помощью? Как Вы думаете, различные ощущения вызывают раздражение разных или одинаковых рецепторных клеток?

Анализаторы. Органы чувств. Осязательный анализатор: рецепторы кожи; осязательный нерв; осязательная зона коры теменной доли головного мозга.

Анализаторы. Органы чувств. Разные анализаторы взаимно дополняют и уточняют друг друга.

Анализаторы. Органы чувств. Операции на мозге ведутся под местным наркозом. Больной находится в сознании, и с ним можно общаться. Чтобы не повредить здоровые ткани, приходится раздражать участки мозга специальными электродами – тестерами. Во время операции больной «слышал» речь своих сослуживцев, обсуждавших профессиональные дела. Какие участки мозга раздражал хирург? В какой доле переднего мозга они находятся? Больной видел светящиеся точки. Какие участки мозга раздражал хирург? В каком полушарии они находятся?

Анализаторы. Органы чувств. На рисунке изображены зрительные анализаторы здорового человека и больных. Определите, кто из пациентов здоров и какая часть зрительного анализатора повреждена у каждого больного. Б А В Г

ПРОВЕРЬ себя 1. Анализатор -это 1) глаз 2) системы, обеспечивающие восприятие и анализ всех раздражителей 3) орган чувств 4) ухо 2 . Зрительные рецепторы у человека расположены в 1) хрусталике 2) стекловидном теле 3) сетчатке 4) зрительном нерве 3. Нервные импульсы в органе слуха человека возникают 1) в улитке 2) в среднем ухе 3) на барабанной перепонке 4) на перепонке овального окна 4. К возникновению близорукости может привести 1) повышение уровня обмена веществ 2) чтение текста лежа 3) повышенная возбудимость нервной системы 4) чтение текста на расстоянии 30-35 см от глаз 5.В какой доле коры больших полушарий головного мозга находится зрительная зона у человека? 1)затылочной 2)височной 3)лобной 4)теменной 6.Проводниковая часть зрительного анализатора 1)сетчатка 2) зрачок 3)зрительный нерв 4) зрительная зона коры головного мозга 7 . В какую область коры больших полушарий поступают нервные импульсы от рецепторов слуха? 1)затылочную; 2) теменную; 3) височную; 4) лобную

Подведи итог Знал Что узнал на уроке Хочу еще узнать больше


Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Тема урока:

« Чувствительность анализаторов. Взаимодействие

Учебник: Сонин Н. И., Сапин М. Р. «Биология. Человек»

Составитель: Бурмистрова Инна Евгеньевна

Москва 2009 г.

Цели урока:

проверка усвоения знаний, умений и навыков работы в группах; умение применять знания в комплексе, осуществлять их перенос в новые условия.

Задачи урока:

Образовательная: продолжить формировать понятия органов чувств; продолжить знакомство с особенностями взаимодействия анализаторов при формировании общей картины окружающего мира; повторить и обобщить знания о строении и функциях анализаторов.

Развивающая: развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения; развивать умения делать выводы, обобщать; развивать умения работать в команде; развивать способности стремиться к успеху.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью других; развитие интереса к знаниям, культуры умственного труда; развитие культуры общения; развитие познавательной активности и самостоятельной деятельности учащихся; создание психологически комфортной среды: ощущения учащимися радости творчества и удовольствия от интеллектуального напряжения.

Оборудование:

Мультимедийный проектор Компьютер

Раздаточный материал для групп: ватман, цветные карандаши, клей, напечатанные фотографии

Тип урока: урок повторения, обобщение и систематизация знаний.

Форма урока: повторительно - обобщающий урок с элементами игры

Виды деятельности учащихся: На первом этапе урока учащиеся работают индивидуально. Используется фронтальная беседа. На втором этапе урока используется групповая форма работы. Класс уже в начале урока поделен на 5 команд.

Ход урока

  1. Организационный этап:

Взаимное приветствие учителя и учащихся: проверка отсутствующих подготовленность учащихся к уроку. Создание рабочего настроение классе.

  1. Этап повторения и обобщения понятий и усвоение системы знаний:

Фронтальный опрос по изученным темам:

  1. Какое значение имеют органы чувств?
  2. Что такое анализатор?
  3. Какое значение имеет зрение для человека?
  4. Строение и функции глаза. Почему не будет восприниматься изображение предмета в области выхода зрительного нерва из сетчатки?
  5. Из каких частей состоит зрительный анализатор?
  6. Каковы причины нарушения зрения?
  7. Почему вредно читать в движущемся транспорте?
  8. Какое значение в жизни человека имеет слух?
  9. Из каких частей состоит ухо?
  10. Как передаются звуковые колебания слуховым рецепторам?
  11. Какое значение для человека имеет чувство равновесия? Как работает вестибулярный аппарат?
  12. Какое значение для человека имеет орган вкуса? Как происходит различение вкуса пищи?
  13. Почему при насморке плохо различается вкус пищи?

14.Охарактеризуйте орган обоняния человека

15.Развитием каких анализаторов компенсируется у слепоглухонемых людей отсутствие зрения и слуха? Какие рецепторы находятся в коже?

Вывод: почему необходимо взаимосвязанная работа всех анализаторов?

3. Закрепление знаний об анализаторах с помощью игрового приема.

Каждая команда получает задание, о каком-то одном анализаторе:

  1. вкусовой анализатор

Б) зрительный анализатор

  1. обонятельный анализатор Г) слуховой анализатор

Д) Кожно - мышечный анализатор

Задание группам:

  1. Выберите капитана команды.
  2. Подготовьте рекламу вашего анализатора, чтобы все поняли, что он действительно важен человеку.

У вас на столах имеются раздаточные материалы, которые вы должны использовать для вашей презентации рекламы.

За каждый приведенный аргумент вы получаете по 1 баллу.

На подготовку к конкурсу вам отводится - 4 минуты.

«Черный ящик»

Каждая команда должна ответить на вопрос письменно, на листочках. 1 баллу.

Перед вами «черный ящик». Прошу угадать, что в нем, по моему описанию:

> Этот орган имеет шарообразную форму. Считается, что это самый подвижный орган, из всех органов человеческого организма. Он совершает постоянные движения, даже в состоянии кажущегося покоя. Его движения осуществляются с помощью мышц. (Орган зрения - глаз)

Конкурс 3

«Конкурс капитанов»

Каждый капитан получает карточку, на которой написан вопрос. Время на обдумывание не отводится, т. е ответ предполагается сразу. Для удобства подсчета результатов, за правильный ответ карточка остается у отвечающего.

За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.

  • Каких светочувствительных клеток больше в желтом пятне? (колбочек)
  • Что относится к вспомогательным органам глаза?

(глазодвигательные мышцы, слезные железы, брови, веки, ресницы)

Где расположены рецепторы зрения? (в сетчатке)

  • Где находятся слуховые рецепторы? (в улитке)

Каково значение слуховой трубы? (уравнивает давление в полости среднего уха с атмосферным)

«Викторина»

Каждой команде задается по вопросу. Номер вопроса вытягивается с помощью жребия.

За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.

  1. вопрос: Сильный шум отрицательно влияет на нервную систему, вызывает переутомление, бессонницу, психические заболевания. Во всем мире ученые думают о защите человека от производственного и бытового шума. Какие меры вы можете предложить? (замена шумного транспорта бесшумным; увеличение зеленых насаждений в городах, т.к деревья заглушают шум; применение при строительстве домов звукоизолирующих материалов; создание новых бесшумных машин; соблюдение в общественных местах тишины)
  2. вопрос: Человек обладает хорошо развитым обонянием. Однако, находясь долго в прокуренной комнате, люди через некоторое время перестают ощущать неприятный запах дыма. Почему? (длительное раздражение одним запахом понижает чувствительность обонятельных рецепторов)
  3. вопрос: Вкусовой анализатор наиболее чувствителен к горьким веществам. Хинин ощущается в концентрации одной миллионной части. Сахар в этой концентрации не чувствуется. Какое биологическое значение имеет такая особенность вкусового анализатора? (высокая чувствительность вкусового анализатора к горькому имеет защитное значение в силу того, что большинство ядовитых веществ горькие)
  4. вопрос: Один ученик сказал: « Глаз смотрит, а мозг видит». Как вы понимаете это выражение? (в глазу, сетчатке, происходит только возбуждение рецепторов в определенном сочетании, а воспринимаем мы изображение только тогда, когда нервные импульсы достигают зрительной зоны КБП)

«Ухудшение зрения» - Быстро моргать в течение 1-2 минут. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть на 3-5 секунд. Ухудшение зрения. Повторить 6 раз. 1. Голову держите прямо, не запрокидывайте. Психиатрофигиологический фундамент ухудшения зрения. Как долгое время просидеть за компьютером, не ухудшая зрение. Гимнастика для глаз.

«Глаз» - Как видит глаз? Состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата. Глаза - окно в окружающий мир. Оптическая система глаза: Светопреломляющий аппарат (роговица – радужная оболочка – хрусталик – стекловидное тело). Вспомогательный аппарат глаза: Мышцы глазного яблока Брови, веки с ресницами Слезный аппарат.

«Лучше один раз увидеть» - Куда хочу, туда и ворочу. Глазам своим не верю! Какой орган дает больше всего информации? Сетчатка. Одну ягоду беру, на другую смотрю, третью примечаю, четвертая МЕРЕЩИТСЯ. Всегда ли мозг верно обрабатывает полученную информацию? Особенности строения Сетчатки Хрусталика Дефекты. Сердце. Доверяй, но проверяй!

«Иллюзии» - Сколько человек ты видишь на картине? Отсюда и название иллюзии. или Обман зрения. Тебе кажется что по рисунку идет волна? Иллюзия резинового карандаша. Есть мерцание и вращение? Все представленные здесь картинки абсолютно статичны. Иллюзия Цёльнера (1860). Чёрные. Оптические иллюзии. Иллюзия “Стена кафе”.

«Оптические системы» - 11. Специализация «Проектирование оптических систем». Специализация «Компьютерная оптика». 3. 13. 7. Фотоаппараты. 16. 12. 8. Направление и специальность. 5. 10. Специальность и специализация. 15. Телескопы. Глаз и зрение.

«Зрительный анализатор» - Как называются три оболочки глазного яблока? Повторение. Какая структура меняет диаметр зрачка? То, что обычно называют органом чувств, является периферической частью анализатора. Стенка глазного яблока состоит из трех оболочек. Чем характеризуется врожденная дальнозоркость? Максимальное количество палочек находится на периферии глаза.

ГОКУ АО «Общеобразовательная школа при учреждениях исполнения наказания»

Анализаторы и органы чувств человека

Выполнила учитель биологии

Благовещенск


Анализаторы. Все живые организмы, в том числе и человек, нуждаются в информации об окружающей среде. Эту возможность им обеспечивают сенсорные (чувствительные) системы


Деятельность любой сенсорной системы начинается с восприятия рецепторами энергии раздражителя, трансформации ее в нервные импульсы и передачи их через цепь нейронов в мозг, в котором нервные импульсы преобразуются в специфические ощущения - зрительные, обонятельные, слуховые и т. п.


Анализаторами называются сложные нервные механизмы, посредством которых нервная система получает раздражения из внешней среды, а также от органов самого тела и воспринимает эти раздражения в виде ощущений



Анализатор состоит

Периферический отдел

Проводниковый отдел

Центральный отдел

Обязательным условием нормального функционирования анализатора является целостность каждого из его трех отделов


Периферический отдел представлен рецепторами -чувствительными нервными окончаниями, обладающими избирательной чувствительностью только к определенному виду раздражителя. Рецепторы входят в состав соответствующих органов чувств. Рецепторы бывают наружные, расположенные на поверхности тела и воспринимающие раздражения из внешней среды, и внутренние, которые воспринимают раздражения из внутренних органов и внутренней среды организма


Проводниковый отдел анализатора представлен нервными волокнами, проводящими нервные импульсы от рецептора в центральную нервную систему (например, зрительный, слуховой, обонятельный нерв и т. п.)


Центральный отдел анализатора - это определенный участок коры головного мозга, где происходит анализ и синтез поступившей сенсорной информации и преобразование ее в специфическое ощущение


Виды анализаторов

Анализатор

Периферический отдел

Зрительный

Проводниковый отдел

Рецепторы сетчатки глаза

Слуховой

Центральный

Вестибулярный

Зрительный нерв

Рецепторы кортиева органа

отдел

Рецепторы полукружных каналов

Сенсомоторный:

Слуховой нерв

Зрительная зона в затылочной доле КБП

Слуховая зона в височной доле КБП

Вестибулярный и слуховой нервы

  • чувствительный

Осязательные рецепторы кожи

2. двигательный

Вестибулярная зона в височной доле КБП

Спино-таламический путь: нервы кожной чувствительности

Обонятельный

Проприорецепторы мышц и суставов

Обонятельные рецепторы в носовой полости

Сомасенсорная зона в задней центральной извилине КБП

Чувствительные нервы скелетно-мышечного аппарата

Вкусовой

Висцеральный (внутренней среды)

Вкусовые рецепторы ротовой полости

Зона в передней центральной извилине КБП

Обонятельный нерв

Ядра в височной доле КБП

Лицевой, языкоглоточный нерв

Рецепторы внутренних органов

Зона в теменной доле КБП

Блуждающий, чревный, тазовый нервы

Лимбическая и сенсомоторная зоны КБП