Синдром эмоционального выгорания. П рофилактика синдрома эмоционального выгорания педагога

Термин «burnout» (выгорание) впервые появился в научной литературе в 1974 году в статье американского психиатра Н.J. Freudenberger. Психологи выделяют три составляющие профессионального выгорания: эмоциональное истощение, обезличивание и снижение самооценки.

Эмоциональное истощение представляет собой основную составляющую профессионального выгорания. Это состояние характеризуется ощущением эмоционального перенапряжения и отсутствия достаточной энергии для того, чтобы встретить новый день.

Обезличивание, или деперсонализация - это межличностная составляющая профессионального выгорания. Чувствуя себя опустошенным и изнуренным, человек выстраивает эмоциональную стенку обособленности и общается с окружающими в негативной или жесткой манере.

Пониженная самооценка отражает внутреннюю, самооценочную составляющую психического истощения. Этот аспект характеризуется растущим чувством неадекватности и может привести к вынесению самому себе приговора о полном провале.

Последствия выгорания могут проявляться как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо психологических.

Проявления синдрома выгорания

Физические проявления : боли в спине, изменение вкусовых пристрастий, диарея, повышение давления (крови), усталость, гастроинтеральные проблемы, головные боли.

Психологические проявления: гнев, потеря самоуважения и уверенности в себе, потеря интереса к работе и невыполнение обязательств, чувство беспомощности и вины, ощущение беспокойства, депрессия, печаль, подавленность.

Поведенческие проявления: эмоциональные вспышки, удаление от друзей и семьи, потеря пунктуальности и пренебрежение обязанностями, снижение критичности, невозможность сконцентрироваться, постоянное/возрастающее употребление алкоголя.

На сегодняшний день используются разнообразные подходы в разрешении обозначенных выше трудностей. Важным аспектом в профессиональной деятельности педагога является саморегуляция . Необходимость саморегуляции возникает тогда, когда педагог сталкивается с новой, необычной, трудноразрешимой для него проблемой, которая не имеет однозначного решения и вызывает повышенную эмоциональную напряженность.

Назовем несколько распространенных приемов аутотренинга, которые позволяют человеку целенаправленно изменить настроение, самочувствие, что положительно отражается на его работоспособности, здоровье.

Приемы саморегуляции, связанные с воздействием слова

Словесное воздействие задействует сознательный механизм самовнушения, идет непосредственное воздействие на психофизиологические функции организма. Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений, с позитивной направленностью (без частицы «не»).

Способ 1. Самоприказы

Самоприказ - это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе. Применяйте самоприказ, когда убеждены в том, что надо вести себя определенным образом, но испытываете трудности с выполнением. «Разговаривать спокойно!», «Молчать, молчать!», «Не поддаваться на провокацию!» - это помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики и правила работы.

  • Сформулируйте самоприказ.
  • Мысленно повторите его несколько раз.
  • Если возможно, повторите его вслух.

Способ 2. Самоодобрение, самопоощрение

Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Это, особенно в ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок, одна из причин увеличения нервозности, раздражения. Поэтому важно поощрять себя самим.

  • В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!»
  • Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3-5 раз.

Приемы, связанные с визуализацией

Визуализация - мысленное представление, проигрывание, видение образов. Она активно воздействует на всю систему чувств и представлений.

Способ 1. Отрезать, отрубить

«Отрезать, отрубить» - пригоден для работы с любыми негативными мыслями («у меня опять ничего не выйдет…», «все это бестолку и т.д. и т.п.) Как только почувствуете, что в душу закралась подобная мысль, немедленно «отрежьте ее и отбросьте», сделав для этого резкий, «отрезающий жест левой рукой и зрительно представив, как вы «отрезаете» и отбрасываете эту мысль.

После этого отбрасывающего жеста продолжайте дальше заниматься визуализацией: поместите на место удаленной негативной мысли другую (конечно же, позитивную). Все встанет на свои места.

Способ 2. Преувеличение

Как только обнаружится негативная мысль, преувеличьте ее до абсурда, сделайте ее смешной.

Способ 3. Признание своих достоинств

Помогает при излишней самокритичности. Одно из противоядий - осознать, что вы так же, как и другие люди, не можете и не должны быть совершенством. Но вы достаточно хороши для того, чтобы жить, радоваться и, конечно, быть успешным.

А теперь - сам самоподдерживающий прием (женщины примут его скорее, чем мужчины!). Каждый день, когда вы стоите перед зеркалом и собираетесь на работу, уверенно смотрите в зеркало, прямо в глаза самому себе и говорите не менее трех раз: «Я, конечно, не совершенство, но достаточно хорош (хороша)!». При этом хорошо, если вы улыбнетесь себе!

В вашей педагогической деятельности вам также поможет

Презентация «Предупреждение синдрома профессионального выгорания».

Слайд 2

Medice, curateipsum! (Врач, исцели себя сам!) -Aliislucensuror! (Светя другим - сгораю..)

Слайд 3

Основные группы стрессоров в работе врача: средовые(физические, химические, биологические воздействия); психоэмоциональные(ответственность за жизни пациентов и возросшее количество жалоб, судебных исков); социальные (низкий социально-экономический статус, несоответствие ожиданий от профессии и современных реалий, отсутствие доступа к современным методам диагностики и лечения).

Слайд 4

Указанные выше факторы со временем могут приводить к: разочарованию в выбранной профессии; профессиональной деформации; развитию специфического жаргона; раздражению при общении с пациентами; демонстрации собственной значимости; обезличиванию больных. Впервые термин «синдром эмоционального выгорания» (СЭВ) использовал американский психиатр Герберт Фрейденберг (англ. burnout-syndrome - сжигание), полное определение синдрома дала Кристина Маслач(1981 г.)

Слайд 5

Эмоциональное выгорание – это синдром эмоционального истощения, деперсонализации и снижения личностных достижений, который может возникать среди специалистов, занимающихся разными видами «помогающих» профессий.

Слайд 6

Наиболее распространенной методикой по измерению выгорания является опросник MBI (MaslachBurnoutInventory) - Опросник для выявления выгорания Маслач. Опросникимеет три шкалы: «эмоциональное истощение» (9 утверждений); «деперсонализация» (5 утверждений); «редукция личных достижений» (8 утверждений). Ответы респондента оцениваются по шкале от 0 до 6 баллов, где 0 – утверждение встречается «никогда», 6 баллов – «каждый день». Чем больше сумма баллов по каждой шкале в отдельности, тем больше у респондента выражены различные аспекты «выгорания», о тяжести «выгорания» можно судить по сумме баллов всех шкал.

Слайд 7

В 2009 г. М.А. Багрий и соавторы систематизировали основные трудовые параметры деятельности врачей разных специальностей (реаниматологов, хирургов и терапевтов). Выделены субъективно наиболее значимые задачи: сбор анамнеза; осмотр пациента; формулировка вывода о состоянии здоровья пациента; определение факторов, детерминирующих болезненное состояние; организация работы коллег; анализ результатов диагностических исследований и тестов; Профессионально важные качества: внимательность; интуиция; сосредоточенность; выносливость; аналитичность; аккуратность; хорошая память.

Слайд 8

Выявленные различия являются основой для формирования синдрома выгорания у врачей различного профиля. На основании этих данных с большой степенью вероятности можно говорить о том, что врачи различных специальностей в разной мере подвержены профессиональному выгоранию. Выборочные результаты профессиографического анализа деятельности врачей разных специальностей (по данным М.А. Багрий, 2009 г.)

Слайд 9

Связь между эмоциональным выгоранием и суицидальными наклонностями (G. Sonneck ,1994 г.)

Слайд 10

Исследование Европейской исследовательской группы по изучению эмоционального выгорания среди врачей общей практики (2012 г.)

Слайд 11

Результаты анкетирования уровня выгорания у группы ординаторов хирургов-онкологов (Mordant P. с соавторами, 2014 г.)

Слайд 12

Отечественный вариант шкалы для измерения СЭВ, разработанный В.В. Бойко. В отличие от западных исследователей, В.В. Бойко предлагает классифицировать синдром эмоционального выгорания по стадиям (с позиций общего адаптационного синдрома Г. Селье), для каждой из которых выделяют основные проявления: фаза напряжения – пусковой механизм формирования выгорания. Симптомы данной стадии: переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворённость собой, чувство безысходности, тревога и депрессия; фаза резистентности– на данном этапе человек искусственно ограничивает себя от чрезмерного эмоционального реагирования, избегает психологических перегрузок. Сужение профессиональных обязанностей и экономия эмоций – основные симптомы данной стадии; фаза истощения – собственно эту фазу принято назвать СЭВ, которая характеризуется падением общего энергетического тонуса, ослаблением нервной системы, симптоматикой эмоционального дефицита и отстраненности, психосоматическими и вегетативными проявлениями.

Слайд 13

Исследования ученых из Амурской государственной медицинской академии по определению СЭВ у врачей (опросник В.В. Бойко)

Слайд 14

Факторы, ассоциированные с СЭВ

К внешним факторам, определяющим СЭВ, можно отнести: неправильную организацию и планирование труда; высокую ответственность за результат работы; психологическую атмосферу в трудовом коллективе; влияние «трудного» контингента пациентов. К внутренним факторам в первую очередь относят: эмоциональную ригидность; интенсивное восприятие профессиональных обязанностей; слабую мотивацию эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности. Дополнительным фактором риска, влияющим на развитие СЭВ, является принятие этически сложных решений.

Слайд 15

Исследования СЭВ среди работников отделений анестезиологии и интенсивной терапии (Франция, 2013 г.)

Слайд 16

Результаты online-анкетирования врачей-терапевтов(Франция, 2013 г.)

  • Слайд 17

    Исследование СЭВ у анестезиологов (США, 2013 г.)

  • Слайд 18

    Изучение эмоционального выгорания у врачей в Тайване (2012 г.)

    За основу авторами был принят опросник MBI, были включены вопросы касательно демографических факторов удовлетворенности работой, недобросовестной медицинской практики. Проанализировав 809 анкет (около 2% всех врачей страны, при уровне отклика в 76%), ученые смогли выделить факторы риска, приводящие к СЭВ: длинные рабочие смены (более 17 часов); возраст (особенно для врачей в возрасте от 20 до 40 лет); состояние в браке; микроклимат в коллективе больницы; правильная организация работы в команде.

    Слайд 19

    Связь СЭВ с увеличением ошибок у медицинских работников. Исследование среди интернов и ординаторов, в университетской больнице в Пусане (Ю. Корея, 2013 г.)

    Слайд 20

    Зависимость между уровнем СЭВ и количеством ошибок у практикующих врачей-терапевтов (Япония)

    Слайд 21

    Статистика «ошибок, которые никогда не случаются» (клиника Мейо,Миннесота, США, 2009-2014 г.г.)Проведено более 1,5 млн. операций, зафиксировано 69 ошибок (40 во время операций, 29 во время более простых процедур).

    Слайд 22

    Исследование, проведенное на базе клиники Мейо (Миннесота), позволило обнаружить прямую связь между переутомлением и самовыявлением медицинских ошибок у интернов терапевтического профиля, которые отчитывались о проделанной работе каждые 3 месяца. Треть участников сообщили, что сделали, по крайней мере, одну крупную медицинскую ошибку в течение периода исследования. О совершении медицинской ошибки за предыдущие 3 месяца, сообщали в среднем 14,7% участников в каждом квартале. Воспринимаемые ошибки были связаны с: последующим снижением качества жизни; ухудшением результатов во всех трех шкалах MBI; параллельно текущей депрессией. Кроме того, увеличение выгорания во всех сферах и снижение эмпатии были связаны с повышенной вероятностью ошибки в следующие 3 месяца.

    Слайд 23

    Последипломная подготовка (интернатура) - один из критических периодов для развития СЭВ у врачей. В исследовании Landrigan C.P. (2008 г.) было продемонстрировано, как нехватка сна влияет на качество работы у интернов реанимационного отделения. Первая группа интернов- с традиционным для США сменами 24 и более часов, вторая - по графику «сутки через трое», «продолжительность» наблюдения - 2203 пациенто-дня, которые включали 634 приема новых больных. Выявлено, что интерны, работавшие по традиционному графику дежурств: совершили на 35,9% больше серьезных медицинских ошибок, чем их коллеги, которые работали «сутки через трое»; сделали на 20,8% больше ошибок при назначении лекарственных средств; совершили в 5,6 раз больше диагностических ошибок по сравнению с интернами, которые работали по сменному графику.

    Слайд 24

    В 2014 году на сайте «Врачи РФ» был проведен диспут о том, как протекает СЭВ у высококвалифицированных врачей, профессионалов. Диспут проходил 14 дней, задано вопросов и получено ответов более 570, приняло участие 57 врачей. СЭВ у данной категории врачей определён как Шок-Профи (ШП) (А.К. Графов) – психотерапевтическое состояние, вызванное длительным, на протяжении многих лет, единоличным (вынужденным) принятием решений или действий по лечению больных, ограниченных во времени и связанных с жизнью больного. Усугубляющими моментами служат негативные явления: административные; социальные; коллегиальные (профессиональный терроризм).

    Слайд 25

    Негативные административные факторы: (диспут на сайте Врачи РФ, 2014 г.) не чувствуется забота о медработниках со стороны правительства, профсоюзов, руководителей МО; высокая нагрузка на 1 ставку, согласно плановым заданиям ТФОМС, с незначительным отчислением на зарплату врачу от стоимости посещения; не корригированная оплата труда, в которой почти не учитывается стаж, категорийность, сложность выполняемой работы, отдалённость от медицинских центров; использование запугивания (моббинг), издевательство (harassment) за невыполнение объёмных показателей.

    Слайд 26

    Негативные социальные факторы: (диспут на сайте Врачи РФ, 2014 г.) неуважительное отношение к медработникам больных, их родственников, подогреваемое СМИ; низкая зарплата; отсутствие возможности профессионального роста; отсутствие возможности полноценного отдыха; дорогостоящая учёба в ВУЗах детей, внуков.

    Слайд 27

    Негативные коллегиальные факторы: (диспут на сайте Врачи РФ, 2014 г.) назначение на должности зав.отделениями, начмедами, главврачами врачей с низким профессиональным опытом работы и без учёта мнения коллектива; зависть, сплетни в коллективе МО; доносы коллег в прокуратуру или подговор родственников к их написанию; отказ или уклонение в помощи коллеге действием или советом; трудность в организации консилиума; «вынос мусора из избы»; высокомерное, неуважительное отношение коллег областных больниц, медицинских центров к врачам районных и сельских больниц, ни разу не побывавших в их «шкуре».

    Слайд 28

    СЭВ в чистом виде - у врачей со стажем работы до 15 лет, у врачей высокой квалификации (стаж работы 20-25 лет) – ШП, у врачей со стажем работы 30 и более лет – к СЭВ присоединяется психосоматическая патология. ШП страдают врачи всех специальностей, но чаще других: хирурги, акушеры-гинекологи, анестезиологи, реаниматологи, врачи скорой помощи, педиатры, врачи, работающие в отдалённых районах и др. Большинство - это врачи с опытом работы более 20 лет, имеющие большой профессиональный опыт, добившиеся определённых успехов в профессии, абсолютно соматически здоровые, критичны к своим знаниям, трезво оценивающие свои возможности и условия работы. Врачи эти, как правило, не обращаются за медицинской помощью, скрывают своё состояние даже от близких людей. Возраст заболевания 45-47 лет. У мужчин - интровертов ШП чаще, у женщин - экстравертов реже, у женщин - интровертов – очень тяжело, у мужчин - экстравертов – непредсказуемо.

    Слайд 29

    Субклинические симптомы скрытого периода, или периода накопления негатива

    I стадия – эйфория, II стадия – пессимизм: неудовлетворённость даже хорошо сделанной работой; нет удовольствия от самой работы; отказ от хобби, увлечений, если они были, злоупотребление алкоголем; немотивированная тревога; бессонница; сексуальные расстройства (в начале заболевания - немотивированный сексуальный голод (как защитная реакция на маскированную депрессию), впоследствии ангедония); галлюциноз слуховой, зрительный или гипнагогические и гипнопомпические галлюцинации. Субклинический период длится 3-3,5года. На этой стадии возможно самоизлечение. При усугублении состояния – заболевание, которое может закончиться трагедией. Исход: реактивный психоз, депрессия, ОИМ, ОНМК, суицид.

    Слайд 30

    Профилактика: (диспут на сайте Врачи РФ, 2014 г.) крепкая любящая семья – муж, жена, дети, внуки; посещение родных мест, могил родственников, своей школы, учителей, соседей, знавших тебя с детства; церковь, мечеть, синагога и т.д.; коллективизм, возрождение наставничества; быть полезным другим; благотворительность, клубы по интересам; знания и беседы на эту тему среди коллег и персонала; исключение алкоголя; воздержание от поездок в экзотические страны с другими обычаями и культурой; занятие литературой – прочитать классику, написать очерк, эссе о ярких моментах в жизни; музыкотерапия – слушать мелодии и песни прошлых лет; физиотерапия - обливания холодной водой или контрастный душ - 3 раза в неделю; вспомнить родословную; мечтать, и, по возможности, реализовать свою мечту; всё в комплексе.

    Слайд 31

    Десять стандартов здоровья ВОЗ. 1-энергичность, возможность исполнить свои обязанности в повседневной жизни и работе. 2- оптимизм, активная жизненная позиция, готовность взять на себя ответственность, дисциплинированность, широта души. 3- умение адаптироваться к различным изменениям в окружающем мире. 4- наличие иммунитета к различным инфекционным заболеваниям. 5-нормальный вес, стройное телосложение, правильная осанка. 6-глаза ясные, невоспаленные, живой энергичный взор. 7- блестящие здоровые волосы, без перхоти. 8-чистые зубы, без кариеса, нормального цвета, без кровоточивости десен. 9-развитая мускулатура, упругая кожа, легкая походка. 10-здоровый отдых и сон.

    Слайд 32

    Исследования ВОЗ состояния здоровья людей на основании 10 критериев. В мире насчитывается всего лишь 5% практически здоровых людей. Более 70 % составляют люди, находящиеся в преморбидном, то есть пограничном состоянии между здоровьем и заболеванием. Опасность, которую таит преморбидное состояние здоровья: негативное влияние на эффективность работы; негативное влияние на качество жизни и учебы; нарушение нормального биоритма; негативное влияние на здоровье и продолжительность жизни; развитие хронических неинфекционных заболеваний; возникновение психических расстройств.

    Слайд 33

    Важные факторы поддержания здоровья: хорошее настроение; правильный режим сна; умеренные физические нагрузки; сбалансированное питание. "Мудрый лечится не тогда, когда уже заболел, а лечит болезнь до ее появления".

    Слайд 34

    Первичная профилактика СЭВ - самый эффективный способ решения проблемы: обучение навыкам борьбы со стрессом и техникам релаксации; наличие хобби; поддержание социальных отношений; восстановление правильного баланса между работой и личной жизнью. не включаться в болезнь больных: приходить к пациентам в хорошем настроении; при беседе с больным принимать положение, противоположное занятому им; при осмотре стараться дышать не в такт больного; искренне улыбаться.

    Слайд 35

    На уровне медицинской организации необходимо:

    изменение культуры профессионального поведения; создание программ профессионального сопровождения врача; создание адекватных условий работы; повышение социального статуса врача.

    Слайд 36

    Для профилактики СЭВ зарубежные авторы предлагают схему трех R – Recognize, Reverse,Resilience Признание – требуется следить за предупреждающими знаками выгорания; Обратное развитие – управление стрессом и умение находить поддержку; Устойчивость – противостояние стрессу, заботясь о своем физическом и эмоциональном здоровье. Для решения проблемы эмоционального выгорания, разрабатываются специальные тренинги, возможно применение рациональной психотерапии. По мнению зарубежных авторов, на сегодняшний день действенным способом борьбы с СЭВ является когнитивно-поведенческая психотерапия, сеансы групповой психотерапии по методу Балинта (Балинтовские группы - разновидность групповой тренинговой работы, направленной на повышение профессиональной компетентности участников, их личностный и профессиональный рост).

    Слайд 37

    Заключение: Таким образом, СЭВ является спутником большой группы “помогающих” профессий, ассоциирован с различными внешними и внутренними факторами, а также с частотой профессиональных ошибок у медицинских работников. В этой связи проблема эмоционального выгорания имеет прямое отношение не только к качеству жизни медицинских работников, но и оказывает непосредственное влияние на качество медицинской помощи. К радикальным методам борьбы с СЭВ относится полная смена деятельности, вплоть до ухода из профессии. Данная постановка проблемы диктует необходимость определения факторов, ассоциированных с СЭВ, в условиях Российской Федерации, так как с большой долей вероятности можно утверждать, что в связи с различием систем здравоохранения и условий оказания медицинской помощи, не представляется возможным полностью экстраполировать данные зарубежных исследований на реальную ситуацию в нашей стране. Полученные данные станут точками приложения комплексных профилактических мероприятий, что повысит качество жизни медицинских работников, улучшит условия труда и качество оказания медицинской помощи, посредством снижения частоты ошибок.

    Слайд 38

    Спасибо за внимание!

    Посмотреть все слайды

    Эмоциональное (профессиональное) выгорание это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально- энергических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. По существу, профессиональное выгорание это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома стадия истощения (по Г. Селье). В 1981 г. Э. Moppoy предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «Запах горящей психологической проводки».


    Согласно современным данным, под " психическим выгоранием" понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Синдром "выгорания", по описанию Согеу (1986) и Naisberg-Fennig (1991), выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще.


    КАК ЭТО ПРОЯВЛЯЕТСЯ. В своем развитии синдром эмоционального выгорания проходит четыре стадии. Первая – «медовый месяц». Человек очень доволен работой, заданиями, но со временем интерес к этому начинает угасать. Вторая – «недостаток топлива». Возникают усталость, апатия, проблемы со сном, интерес к труду теряется еще больше, человек начинает чаще опаздывать на работу. Третья стадия – переход процесса в хроническую форму. Человек постоянно не успевает выполнить свою работу, раздражен, ощущает себя загнанным в угол. Часто на этой стадии появляются вредные привычки, в худшую сторону меняется характер (возникает хамство, холодность и др.), отношения с людьми становятся шаблонными. Организм начинает испытывать так называемый синдром хронической усталости. Четвертая стадия – кризисная. В этот период у человека появляются серьезные психосоматические заболевания: гипертоническая болезнь, язва, астма, дерматиты, в запущенных случаях – рак.




    Первый признак: развитию синдрома эмоционального выгорания, предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах, затем наступает первый признак - истощение. Истощение определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После периода отдыха (выходные, отпуск) данные проявления уменьшаются, однако по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию возобновляются.


    Вторым признаком синдрома эмоционального выгорания является - личностная отстраненность, Профессионалы, испытывающие выгорание, используют отстраненность, как попытку справиться с эмоциональными стрессорами на работе изменением своего сострадания к клиенту через эмоциональное отстранение. В крайних проявлениях человека почти ничего не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика - ни положительные обстоятельства, ни отрицательные. Утрачивается интерес к клиенту, он воспринимается как неодушевленный предмет, само присутствие которого порой неприятно.


    Третьим признаком синдрома выгорания является - ощущение утраты собственной эффективности или падение самооценки в рамках выгорания. Люди не видят перспектив для своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности.


    ГРУППА РИСКА 1. Врачи 2. Психологи 3. Педагоги 4. Менеджеры по персоналу 5. Работники силовых ведомств 6. Чиновники 7. Любые профессии, связанные с частыми командировками, особенно в разные часовые пояса 8. Представители сферы обслуживания, находящиеся в ситуации беспрерывного общения с клиентами, например продавцы товаров широкого потребления


    Физические симптомы Физические симптомы эмоционального выгорания Усталость, физическое утомление, истощение. Уменьшенный или увеличенный вес. Недостаточный сон, бессонница. Плохое общее состояние здоровья (в том числе по ощущениям). Затрудненное дыхание, отдышка. Тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожание. Гипертензия (повышенное давление). Язвы, нарывы. Сердечные болезни.


    Эмоциональные симптомы Недостаток эмоций, неэмоциональность. Пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни. Безразличие и усталость. Ощущения фрустрации и беспомощности, безнадежность. Раздражительность, агрессивность. Тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться. Депрессия, чувство вины. Нервные рыдания. Истерики. Душевные страдания. Потеря идеалов или надежд, профессиональных перспектив. Увеличение деперсонализации своей или других. (Люди становятся безликими, как манекены). Преобладает чувство одиночества.


    Поведенческие симптомы Рабочее время больше 45 часов в неделю. Во время рабочего дня появляется усталость и желание прерваться, отдохнуть. Безразличие к еде; стол скудный, без изысков. Малая физическая нагрузка. Оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств. Несчастные случаи (например, травмы, падения, аварии и т.д.). Импульсивное эмоциональное поведение.


    Интеллектуальное состояние Уменьшение интереса к новым теориям и идеям в работе. Уменьшение интереса к альтернативным подходам в решении проблем (например, в работе). Увеличение скуки, тоски, апатии или недостаток куража, вкуса и интереса к жизни. Увеличение предпочтения стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу. Цинизм или безразличие к новшествам, нововведениям. Малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах (тренингах, образовании). Формальное выполнение работы.


    Социальные симптомы Социальные симптомы Нет времени или энергии для социальной активности. Уменьшение активности и интереса к досугу, хобби. Социальные контакты ограничиваются работой. Скудные взаимоотношения с другими, как дома, так и на работе. Ощущение изоляции, непонимания других и другими. Ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег.


    В результате "сгорания" человек теряет психическую энергию, у него развиваются психосоматическая усталость (изнурение), эмоциональное истощение ("исчерпывание ресурсов"), появляются немотивированное беспокойство, тревога, раздражительность, возникают вегетативные расстройства, снижается самооценка, утрачивается осознание смысла собственной профессиональной деятельности.


    При появлении и развитии признаков СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ, необходимо обратить внимание на улучшение условий СВОЕГО труда (организационный уровень), на характер складывающихся взаимоотношений в коллективе (межличностный уровень), на личностные реакции и заболеваемость (индивидуальный уровень).


    Как избежать встречи с синдромом эмоционального выгорания Как избежать встречи с синдромом эмоционального выгорания 1.Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости. 2.Любите себя или по крайней мере старайтесь себе нравиться. 3.Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы. 4.Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она – не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.


    5.Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними. 6.Находите время для себя, вы имеете право не только на рабочую, но и на личную жизнь. 7.Учитесь трезво осмыслять события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий. 8.Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?


    Основные правила, или как справиться со своей усталостью. Основные правила, или как справиться со своей усталостью. стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки; учиться переключаться с одного вида деятельности на другой; проще относиться к конфликтам на работе; не пытаться быть лучшим всегда и во всем.


    Что делать, если у вас эмоциональное выгорание? Что делать, если у вас эмоциональное выгорание? 1. Признать, что признаки эмоционального выгорания у вас есть. 2. Принять личную ответственность за свое психическое состояние и физическое здоровье. 3. Переоценить свои возможности, жизненные ценности и цели. 4. Начинать действовать.


    «Мудр тот, кто знает нужное, а не многое». Эсхил «Нет трудностей, в которых не таились огромные в возможности». Шагармян. «Не думай я должен, а думай – хочу, и жизнь будет не рабством, а игрой». В.Е.Михальцев. «Если вы хотите, чтобы жизнь улыбнулась вам, подарите сначала ей свое хорошее настроение». Спиноза. Чтобы дойти до цели надо прежде всего идти». О.Бальзак. «Пусть вашей высшей целью будет одно: говорить, как чувствуешь, и жить, как говоришь». Сенека. «Лучше зажечь одну маленькую свечку, чем проклинать темноту». Конфуций. «Проводи время только с тем, кто сделает тебя лучше, допускай к себе только тех, кого сам можешь сделать лучше. И то и другое совершенно взаимно, люди учатся, обучая». Сенека.


    Памятка для Вас Памятка для Вас 1. Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые признаки усталости. 2. Любите себя или по крайней мере старайтесь себе нравиться. 3. Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы. 4. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она – не убежище, деятельность. 5. Перестаньте жить за других. Живите, пожалуйста, своей жизнью. Не вместо людей, а вместе с ними. 6. Находите время для себя, вы имеете право не только на работу, но и на личную жизнь.


    Успехов вам в жизни, удачи, здоровья и благополучия!!! 7. Учитесь трезво осмыслять события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий. 8. Если вам хочется кому-то помочь или сделать за него работу, задайте себе вопрос: так ли уж это ему нужно? А может, он справится сам? 9. Если вас кто-то убеждает, что вам это действительно нужно, вы вправе решить и ответить «да» или «нет».

    Cлайд 1

    Синдром эмоционального выгорания педагогов

    Cлайд 2

    Синдром эмоционального выгорания - Это долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов, полученных на работе, включающая в себя психофизиологические и поведенческие компоненты.

    Cлайд 3

    Основные факторы, способствующие эмоциональному выгоранию Внешние: хроническая напряженная эмоциональная деятельность; повышенная ответственность; неблагополучная атмосфера профессиональной деятельности; психологически трудный контингент; -небольшая оплата труда; отсутствие выходных, интересов вне работы. Внутренние: повышенная впечатлительность и чувствительность; высокий самоконтроль; волевое подавление отрицательных эмоций; склонность к повышенной тревоги; постоянный анализ мотивов своего поведения.

    Cлайд 4

    Стрессы современного человека Культурный стресс Когда естественная реакция запрещена нормами трудовой этики и культурными традициями, сложившимися в обществе. 2. Информационный стресс Когда человек не успевает справиться с задачей, нарушает требуемый от него темп. 3. Эмоциональный стресс Возникает в процессе общения, в ответ на обиды и разногласия в коллективе. 4. Стресс бездеятельности Когда человеку настроенному на активное действие нечего делать, когда он не умеет правильно отдыхать.

    Cлайд 5

    Симптомы эмоционального выгорания: - физические (усталость, утомление, истощение, изменение веса, плохой сон, одышка, головные боли, болезни сердечно-сосудистой системы; - эмоциональные (пессимизм, - безразличие, агрессивность, раздражительность, преобладает чувство одиночества, потеря надежд и перспектив; - поведенческие (безразличие к еде, появляется желание отдохнуть, оправдание употребление табака, алкоголя, лекарств); - интеллектуальные (падение интереса к новым идеям в работе, скука, апатия, тоска, формальное выполнение работы, малое участие в коллективных делах); - социальные (низкая активность, падение интереса к досугу, непонимание других людей, ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег).

    Cлайд 6

    В 2009-2010 учебном году было проведено анонимное анкетирование В нем приняли участие 29 человек.

    Cлайд 7

    ПЕРВАЯ СТАДИЯ профессионального выгорания Снижение самооценки. исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи; возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!» Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.

    Cлайд 8

    ВТОРАЯ СТАДИЯ профессионального выгорания Одиночество. - возникают недоразумения с учениками и родителями, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них; неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии учеников - вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с людьми.

    Cлайд 9

    ТРЕТЬЯ СТАДИЯ профессионального выгорания Эмоциональное истощение, соматизация. притупляются представления о ценностях жизни, человек становится равнодушным ко всему; глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было. Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям - гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости

    Cлайд 10

    Тест на стрессоустойчивость 3 – очень часто 2 – время от времени 1 – редко 0 – никогда

    Cлайд 11

    Часть 2 3 - в большой степени, 2 - в небольшой степени, 1 - незначительно, 0 - не свойственно. Нервозность 3 2 1 0 Ухудшение самочувствия 3 2 1 0 Ухудшение результатов своей деятельности 3 2 1 0 Понижение работоспособности 3 2 1 0 Появление нехарактерных ошибок 3 2 1 0 Изменения в мимике (частые моргания, поднятие бровей, движения губ, “шмыгание” носом) 3 2 1 0 Изменение обычной, привычной позы 3 2 10 Изменение цвета кожи лица (покраснение, побледнение) 3 2 10 Изменения в речи 3 2 1 0 Ухудшение памяти (что-то забываю) 3 2 1 0 Ухудшение внимания (невнимательность) 3 2 1 0 Ухудшение мышления (замедление темпа мыслительной деятельности) 3 2 1 0

    Cлайд 12

    Обработка результатов Подсчитайте суммарный показатель по двум частям методики и сравните результаты с критериями теста: 0–35 баллов - высокая стрессоустойчивость; 36–70 баллов - средняя стрессоустойчивость; 71–105 баллов - низкая стрессоустойчивость.

    Cлайд 13

    Практический блок Профилактика стресса Средства и методы борьбы со стрессом: арт-терапия; визуализация; музыкотерапия; соблюдение психогигиены (настрой на позитив, умение обращать на 95% плюсов, переключение внимания с одного вида деятельности на другой, создание на рабочем месте уюта, распределение своих нагрузок); саморегуляция; уход от ненужной конкуренции; эмоциональное общение; поддерживание физической формы.

    Cлайд 14

    Физиологическая саморегуляция «Болезни души неотделимы от болезней тела» Спутник стресса – это мышечный зажим. Мышечный зажим – остаточное явление напряжения, появившееся из-за отрицательных эмоций и нереализованных желаний. «мышечный панцирь». Он образуется у людей, не умеющих отдыхать, то есть снимать стресс.

    Cлайд 15

    Упражнение «Спать хочется» Представьте себе, что вам очень хочется спать и ваша голова склоняется то на правое плечо, то на левое. Положите голову на правое плечо. Мышцы шеи слева напряглись. Напряглись мышцы плеча и верхней части груди. Трудно дышать, долго удерживать это положение неудобно, неприятно. Выпрямились. Мышцы шеи естественно расслабились. Легко дышится. Отдыхайте. Положите голову на левое плечо. Напряглись мышцы шеи, правого плеча, а также мышцы верхней части груди. Удерживайте это положение некоторое время. Почувствуйте напряжение. Долго удерживать неудобно. Трудно дышать. Выпрямились! Мышцы шеи естественно расслабились. Отдыхайте. Мышцы шеи полностью расслабились. Легко и свободно дышится. (Выполните упражнение по 2 раза в каждую сторону).

    Cлайд 16

    Упражнение «Не урони вазу» - Представьте себе, что вы несете тяжелую вазу с большим букетом. Чтобы не уронить вазу и не испортить букет, руки у вас вытянуты вперед. Так держать вазу неудобно, тяжело, и руки напрягаются. - Напрягите пальцы и полностью обе руки. Еще больше напрягите! Подержите так. Вам тяжело удерживать руки в таком положении, но вазу уронить нельзя. Напряжены руки от кончиков пальцев до самых плеч. - Аккуратно поставьте вазу на пол и уроните руки на колени. Отдохните. Прислушайтесь к своим ощущениям Ваши руки тяжелые, приятно расслаблены и теплые. (Упражнение выполняется 2 раза).

    Cлайд 17

    Cлайд 18

    «Продукты счастья» Фрукты. Кисло-сладкий вкус фруктов рождает бурю положительных эмоций, а витамин-С защищает организм, повышая его сопротивляемость болезням.

    Cлайд 19

    Овощи Они богаты витаминно-минеральном составом. Содержат: каротин, витамины А и Е, магний, йод, железо, медь, кальций. Лечат исстрадавшуюся душу. В них есть серотонин - гормон счастья, и тирамин - органическое соединение, которое превращается в серотонин в организме. Благодаря этому улучшается настроение, а в стрессовых ситуациях работают как антидепрессанты.

    Презентация на тему: Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов





















    1 из 20

    Презентация на тему:

    № слайда 1

    Описание слайда:

    № слайда 2

    Описание слайда:

    № слайда 3

    Описание слайда:

    Эмоциональное выгорание – Это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человекаЭто реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности. Это несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его реальными возможностями.Этот синдром возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека.

    № слайда 4

    Описание слайда:

    Причины возникновения СЭВ у педагогов Повышенная ответственность педагога в выполнении своих профессиональных функций;Загруженность в течении рабочего дня;Высокая эмоциональная включенность в деятельность - эмоциональная перегрузка;Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка на рабочем месте;Необходимость творческого отношения к своей профессиональной деятельности;Необходимость владения современными методиками и технологиями обучения.

    № слайда 5

    Описание слайда:

    Причины возникновения СЭВ у педагогов отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам;жесткие временные рамки деятельности (занятие, семестр, год), ограниченность времени урока для реализации поставленных целей;неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;«неотрегулированность» организационных моментов педагогической деятельности: нагрузка, расписание, кабинет, моральное и материальное стимулирование;ответственность перед администрацией, коллегами, обществом в целом за результат своего труда;отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с учащимися, коллегами, администрацией.

    № слайда 6

    Описание слайда:

    Ситуации, влияющие на возникновение СЭВ Начало своей деятельности после отпуска, каникул, курсов (функция – адаптационная); Ситуации эмоционально неадекватного общения с субъектами образовательного процесса, особенно с администрацией (функция –защитная);Проведение открытых уроков; мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения; Окончание учебного года.

    № слайда 7

    Описание слайда:

    Проявление СЭВ у педагогов (в зависимости от стажа работы): Более 50% - у педагогов со стажем работы от 5 до 7 или от 7 до 10 лет;22% - со стажем от 15 до 20 лет;11% - у педагогов с 10-летним стажем (у педагогов со стажем работы более 10 лет выработаны определенные способы саморегуляции и психологической защиты); 8% - со стажем от 1 года до 3 лет;

    № слайда 8

    Описание слайда:

    Стадии профессионального выгорания Первая стадия:Приглушение эмоций, сглаживание остроты чувств и свежести переживаний;Исчезновение положительных эмоции, появление отстраненности в отношениях с членами семьи;Возникновение состояния тревожности, неудовлетворенности.

    № слайда 9

    Описание слайда:

    № слайда 10

    Описание слайда:

    № слайда 11

    Описание слайда:

    Три аспекта профессионального выгорания Первый - снижение самооценки.Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.Второй - одиночество.Люди, страдающие от эмоционального выгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с другими людьми. Третий - эмоциональное истощение, соматизация.Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное выгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям - гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.

    № слайда 12

    Описание слайда:

    Симптомы появления СЭВ Психофизические симптомы:чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);ощущение эмоционального и физического истощения;снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии);частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;резкая потеря или резкое увеличение веса;полная или частичная бессонница;постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания.

    № слайда 13

    Описание слайда:

    Симптомы появления СЭВ Социально-психологические симптомы:безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

    № слайда 14

    Описание слайда:

    Симптомы появления СЭВ Поведенческие симптомы:ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее - все труднее и труднее;сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;дистанцированность от коллег, повышение неадекватной критичности;злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.

    № слайда 15

    Описание слайда:

    Профилактика профессионального выгорания Качества, помогающие педагогу избежать профессионального выгоранияВо-первых:хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни);высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.Во-вторых:опыт успешного преодоления профессионального стресса (нужно решить свою проблему) способность конструктивно меняться в напряженных условиях (изменить отношение к проблеме);высокая мобильность;открытость;общительность;самостоятельность;стремление опираться на собственные силы.В-третьих:способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности - как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

    Описание слайда:

    Саморегуляция психического состояния Способы саморегуляции:смех, улыбка, юмор;размышления о хорошем, приятном- отвлечение;различные движения типа потягивания, расслабления мышц- физич.нагрузки переключают эмоции;рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей;мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);«купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;вдыхание свежего воздуха;чтение стихов или молитв;высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

    № слайда 18

    Описание слайда:

    ПАМЯТКА ПЕДАГОГУ НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе.Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе.Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.№ слайда 20

    Описание слайда: