Спец навыки. Деловые качества работников: какой их перечень? Навыки для резюме продавца и других работников, находящихся в регулярном общении с людьми

Почему работодатели такое большое внимание уделяют деловым качествам соискателей? Потому что профессионализм в деловой сфере решает все: будет ли работа выполнена в должном качестве и завершена в срок, появятся ли у организации новые клиенты и партнеры, и т. д. Деловые и нравственные качества каждого человека, работающего в компании, - это важнейшее условие роста и развития любого предприятия.

Что представляют собой деловые качества? Это синтез профессиональных знаний, навыков и умений, помноженный на самодисциплину. Так, например, профессиональное умение организовывать людей будет мало эффективным, если вы не научитесь организовывать самих себя и приходить вовремя на встречи или станете забывать о запланированных делах.

Какие бывают деловые качества?

Перечень деловых качеств личности достаточно велик. Однако, он включает в себя такие пункты, которые могут пригодиться одной категории работников и быть совершенно ненужными для другой. Так, например, руководителю пригодятся хорошие ораторские способности для того, чтобы мотивировать рядовых сотрудников на новые свершения или увлекать партнеров и инвесторов своими идеями. Зато системному администратору подобный вид деловых качеств, скорее всего, не пригодится.

В целом, если говорить о наиболее популярных видах деловых качеств, список будет таким:

  • умение работать в команде;
  • организаторские способности;
  • навыки самостоятельной работы, без контроля со стороны;
  • умение четко излагать свои мысли устно и письменно;
  • умение убеждать;
  • умение выступать перед аудиторией;
  • умение находить язык с другими людьми;
  • профессиональная честность;
  • аккуратность в работе с документацией;
  • быстрота реакции;
  • умение вести деловую переписку;
  • умение планировать рабочий день, выделять главные и второстепенные задачи;
  • умение принимать решение;
  • умение четко выполнять инструкции;
  • вежливость и тактичность;
  • максимализм.

Понятно, что профессионалами не рождаются. Развитие деловых качеств происходит у работников в ходе трудовой деятельности, но и не только. Владельцы крупных компаний вкладывают сегодня гигантское количество средств в образование своих сотрудников. Тренинги делового общения, коммуникативной компетенции, креативности, уверенности в себе и т. д. - все это помогает работникам компании развить положительные деловые качества и стать профессионалами. Любой компании нужны именно такие люди, поэтому в некоторых организациях даже вводится в штат должность бизнес-тренера - человека, который будет «подтягивать» руководителя и других работников в плане развития деловых качеств.

Деловые качества человека напрямую влияют на его карьеру. Добиться повышения, не имея определенных профессиональных знаний и навыков управления, сегодня практически невозможно. Именно поэтому для деловых людей так важно учиться, посещать специализированные тренинги, читать профильные книги и развивать деловые качества.

Характеристика ваших деловых качеств - неотъемлемая часть любого резюме. Решив попробоваться на должность в той или иной компании, не забудьте составить список своих сильных профессиональных сторон и описать их в резюме. При этом решив включить в документ даже самые стандартные: «обучаемость», «исполнительность», «ответственность» и т.д., не забудьте, что все это придется продемонстрировать работодателю, когда вас примут на работу.

Сделать так, чтобы ваше резюме работало только на вас, помогут рекомендации сайт.

Как составить базовый список навыков
Эксперты советуют в поисках работы не ограничиваться одним резюме, а каждый раз адаптировать его к конкретной вакансии. Описание ключевых навыков в вашем основном резюме (которое вы просто публикуете на сайте или рассылаете на несколько похожих вакансий) и в резюме, созданном специально под конкретную вакансию, должно отличаться.

Давайте разберемся, как описать ваши навыки в базовом варианте CV, который подходит для многих вакансий с типичным описанием.. Это означает, что ваши навыки должны суммировать ваш опыт, являться его естественным результатом.

К примеру, если вы трудились в сфере маркетинга и сейчас подыскиваете должность менеджера по маркетингу, составьте логичный список того, чему вы научились и чем можете быть полезным новому работодателю – в данном случае обобщенному. Например:
- проведение маркетинговых исследований;
- анализ ситуации на рынке и предпочтений потребителей;
- организация и проведение маркетинговых мероприятий;
- разработка идей для сувенирной продукции.

Список не должен быть слишком длинным и подробным – остановитесь на нескольких содержательных пунктах. Рекрутер, читающий ваше резюме, должен видеть, что ваши ключевые навыки – следствие вашего опыта, поэтому не выдумывайте того, чего не было. Так, если вы были рядовым сотрудником, упоминание такого навыка, как «организация работы отдела», будет выглядеть неправдоподобно. И, напротив, если ваша цель – должность руководителя отдела маркетинга и у вас есть соответствующий опыт, акцентируйте те ваши умения, которые связаны с организацией работы, например, «создание маркетинговой службы с нуля». Еще пример: если вы всю жизнь работали бухгалтером, а в разделе «Навыки и достижения» вдруг пишете «умение общаться с аудиторией», тоже не рассчитывайте на понимание HR-менеджера.

Не путайте описание навыков и личных качеств. О том, что вы ответственны, коммуникабельны, пунктуальны и обладаете приятной внешностью, лучше написать в разделе «О себе». Раздел «Навыки и достижения» предназначен исключительно для деловой информации.

Что актуально для фирмы N?
А теперь рассмотрим ситуацию, когда вы готовите резюме для определенной вакансии, которая вам особенно интересна. В этом случае к перечню основных навыков следует отнестись уже не как к общему списку компетенций, а как к перечислению конкретных умений, которые будут полезны именно этому работодателю.

Внимательно перечитайте объявление. Что должен уметь делать успешный кандидат, чтобы его приняли на работу в эту компанию? Сопоставьте эти требования с вашим опытом и подумайте, что из того, что вы умеете, вполне им соответствует? Об этом и нужно писать в разделе «Навыки».

При этом просто переписать требования работодателя к себе в резюме и оформить их как свои навыки будет неправильным: рекрутер сразу поймет, что вы отнеслись к составлению резюме формально. Пропустите информацию через себя, конкретизируйте ее, расставьте акценты, добавьте то, что работодатель не упомянул, но что, по вашему мнению, может быть полезно компании. К примеру, если вы претендуете на должность личного помощника руководителя и видите в объявлении такие требования, как уверенное знание английского языка и ведение на нем деловой переписки, упомяните в резюме не только об этих навыках, но и об умении организовать визовую поддержку руководителя (если это соответствует истине). Рассудите логично: раз директор и его помощник ведут переписку на английском, значит, у компании, скорее всего, есть зарубежные партнеры или клиенты. А раз так, то и ваше умение оперативно организовать получение визы заинтересует потенциального руководителя.

Не забудьте и о том, что мы живем в цифровую эпоху, а значит, велика вероятность, что рекрутер будет искать подходящие резюме по ключевым словам. Составляйте описание навыков так, чтобы в нем упоминались слова и фразы, встречающиеся в описании вакансии.

Пусть ваши навыки, указанные в резюме, станут ключами от нужных вам дверей!

Резюме содержит несколько логических блоков, одним из которых является ключевые навыки претендента на вакансию. Это достаточно важный раздел, куда входят сведения, которые могут сыграть одну из решающих ролей в трудоустройстве.

Что такое ключевые навыки для резюме?

К ключевым можно отнести важные профессиональные навыки, которыми обладает человек. Это способности претендента на должность, которыми он овладел в период трудовой деятельности.

Следует различать ключевые навыки и ключевые компетенции . Они часто используются как синонимы, но имеют существенные отличия. Профессиональные навыки являются следствием исполнения трудовых функций и становятся уже действиями, доведенными до автоматизма. Компетенции же – это некоторые особенности, личные качества и способности личности, которые могут проявиться в нестандартной ситуации.

Ключевыми навыками могут быть:

  • умение работать с различными программами;
  • знание сегмента рынка в торговле;
  • специальные знания, которые необходимы для конкретной профессии.

Пример: умение вести переговоры с клиентами компании, знание техники борьбы с возражениями.

К ключевым компетенциям же можно отнести:

  • способность проектировать дальнейшее профессиональное развитие;
  • готовность к профессиональному росту;
  • ориентация на достижение конкретных показателей и постановке задач на их улучшение.

Пример: 5-летний опыт в технике продаж, обеспечил рост прибыли компании на 27%.

При указании сведений о себе, в разделе ключевые навыки следует придерживаться общего правила: они должны соответствовать вакансии, которую планируете получить.

Поэтому выделите лишь те навыки, которые будут иметь значение для получения конкретной должности. Некоторые из них можно найти в требованиях к претенденту и описании к вакансии.

Для облегчения поиска, если специалист по подбору кадров будет использовать фильтры, формулируйте их в соответствии с требованиями и структурируйте в список. Соблюдайте меру, запишите в резюме только самые значимые ваши навыки, избегайте больших перечней.

Пример общих ключевых навыков

Принято разделять ключевые навыки по группам, которые максимально точно характеризуют умения человека, составившего резюме:

  1. Коммуникативные.

Группа навыков дает понятие о человеке, как умеющем общаться в коллективе, с клиентами, выступать на публике. Поэтому примерами могут послужить ключевые навыки:

  • умения вести переговоры;
  • умения убеждать;
  • разрешения ситуаций спорных и конфликтных;
  • работы с претензиями и возражениями клиентов;
  • выступлений перед аудиторией;
  • владения грамотной речью (письменной и устной).
  1. Организационные.

Организаторские способности очень важны для кандидата на руководящую должность. Поэтому при составлении резюме на такую вакансию сделайте акцент на следующих навыках:

  • успешное ведение проектов (рекомендуется подкрепить конкретными фактами);
  • умение планировать, выстраивать и оптимизировать процессы в бизнесе;
  • владение тактикой стратегического планирования и бюджетирования;
  • умение справляться с большими информационными потоками и работать в многозадачном режиме.
  1. Лидерские.

Ключевые навыки этой группы также относятся к руководящим вакансиям, поэтому указывайте их только в случае оформления резюме на такую должность. Это:

  • умение руководить коллективом (уточнить количество подчиненных по прежнему месту работы);
  • умение ставить задачи, принимать самостоятельные решения и отвечать за результат труда всего коллектива;
  • навыки грамотной мотивации коллектива.
  1. Прикладные.

Сюда можно отнести все исполнительские навыки работника, например:

  • умение пользоваться персональным компьютером (указать уровень: уверенный пользователь и т.д.), офисной техникой;
  • навыки работы в стандартных офисных приложениях и распространенных прикладных программах;
  • умение вести делопроизводство, оформлять документы по кадрам, бухгалтерии и т.д.;
  • навыки работы с законодательными актами, правовыми системами;
  • владение иностранными языками (указать какими, уровень знаний с подтверждением соответствующими документами);
  • владение техникой быстрого набора текста;
  • иные специфические навыки прикладного характера.

Примеры для отдельных видов профессий

Для каждого типа профессии выделяют некоторый общий набор ключевых навыков. Поэтому при составлении резюме можно воспользоваться следующими рекомендациями, применив их к своим умениям.

Для менеджера

  • привлечение новых клиентов, знание клиентской базы;
  • оформление и проведение презентаций;
  • ведение договорной работы с клиентами: составление и заключение соглашений;
  • навыки работы с претензиями клиентов, разрешения конфликтных ситуаций;
  • владение стандартными офисными приложениями, 1С на уровне пользователя.

Для продавца-консультанта

  • работа с клиентами в соответствии с установленной технологией продаж;
  • умение грамотно и понятно проконсультировать клиента, рассказать о характеристиках предлагаемого продукта;
  • знание кассовой дисциплины, составление первичной документации;
  • умение работать с возвратом и обменом товара.

Для администратора

  • умение контактировать с клиентами;
  • навыки ведения переговоров и деловой переписки;
  • уверенный пользователь персонального компьютера и офисной техники (принтер, сканер, копир).

Для водителя

  • стаж безаварийного вождения (указать количество лет);
  • знание маршрутных сетей населенного пункта, региона и т.д.;
  • способность самостоятельно устранить неполадки в автомобиле;
  • умение работать с путевыми документами.

Для инженера

  • знание принципов работы и специфических особенностей механизмов различной сложности;
  • умение читать чертежи и техническую документацию;
  • знание основных нормативных документов в области проектирования, специфических ГОСТов и СНИПов;
  • навыки работы при проведении плановых мероприятий, а также в аварийном режиме, ликвидации аварий на оборудовании.

Для продавца кассира

  • знание кассовой дисциплины, правил приема и выдачи наличных денежных средств;
  • умение оформлять первичную кассовую и бухгалтерскую документацию;
  • умение работать с клиентами;
  • навыки проведения ревизии кассы, переучета.

Для бухгалтера

  • знание основ законодательства в сфере налогов;
  • опыт бухгалтерской работы, налогового учета, составления отчетности;
  • ведение операций по учету основных средств, расчету заработной платы, операций по счетам и т.д.;
  • опыт участия в проведении налоговых проверок.

Для руководителя

  • умение планировать работу коллектива, принимать самостоятельные решения;
  • навыки эффективного решения проблем;
  • умение нести ответственность за результат труда коллектива;
  • умение работать в команде, грамотно мотивировать подчиненных.

Для юриста

  • успешный опыт решения судебных споров;
  • практические навыки работы с документами, правовыми актами;
  • уверенный пользователь ПК, офисных приложений, правовых систем (Гарант, Консультант+);
  • опыт ведение договорной работы.

Для директора

  • навыки управления персоналом компании (указать количество подчиненных по предыдущему месту работы);
  • умение принимать решения и нести ответственность за результат работы организации в целом;
  • опыт взаимодействия с государственными контролирующими органами;
  • навыки управления крупными проектами.

Дисциплинированность, аккуратность, выполнение в срок заданий;

Готовность к дополнительной работе;

Умение преодолевать трудности;

Инициативность;

Способность принимать решения;

Рационально использовать свое время;

Отношение к обучению и самообучению;

Общительность, коммуникабельность;

Потенциал профессионального и служебного роста;

Организаторские способности.

;3 Профессионализм (способность и склонность человека к эффективному выполнению определенной деятельности):

Уровень интеллектуального развития;

Способность к анализу и обобщениям;

Логика, четкость мышления;

Стремление к поиску;

Обладание теоретическими и специальными знаниями, навыками, умениями.

4 Моральные качества:

Трудолюбие;

Принципиальность;

Честность;

Ответственность, добросовестность;

Обязательность;

Самокритичность;

Мотивы побуждения к труду.

5 Потенциал( характеризует возможности осуществления тех или иных видов деятельности), способности и личностные качества, необходимые для выполнения служебных обязанностей:

Самостоятельность, решительность;

Самоконтроль, самообладание;

Быстрота реакции;

Эмоциональная и нервно-психическая устойчивость.

У руководителей факторами оценки дополнительно являются способности:

Планировать деятельность;

Организовывать работу подчиненных;

Управлять в критических ситуациях;

Работать с документами (разрабатывать, согласовывать проекты решений, контролировать их выполнение);

Делегировать полномочия (обеспечивать подчиненных четкими указаниями, рационально распределять обязанности, определять и контролировать сроки исполнения, оказывать необходимую помощь);

Развивать подчиненных (помогать в адаптации, освоении новой работы, организовывать обучение и повышение квалификации);

Взаимодействовать с другими подразделениями (координировать деятельность, вести переговоры, налаживать хорошие отношения);

Поддерживать моральные устои;

Осуществлять инновации (искать новые подходы к решению проблем, проявлять творческое отношение к работе, преодолевать сопротивление).

Аттестационная оценка персонала – мероприятия, в рамках которых оценивается сам работник, его труд и результат деятельности. Аттестационная оценка персонала является основой множества управленческих действий: внутренних перемещений, увольнений, зачисления в резерв на более высокую должность, материального и морального поощрения, переподготовки и повышения квалификации, совершенствования организации, приемов и методов управленческого труда. Подготовка к проведению аттестации включает следующие мероприятия:

Составление необходимых документов на аттестуемых;

Разработка графиков проведения аттестации;

Определение состава аттестационных комиссий;

Организация разъяснительной работы о целях и порядке проведения аттестации.

Конкретные сроки, а также график проведения аттестации и состав аттестационных комиссий утверждаются руководителем организации и доводятся до сведения аттестуемых работников. В очередную аттестацию не включаются лица, проработавшие в организации менее года, молодые специалисты, беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до

Вопросы для обсуждения

1 Дайте характеристику методов оценки персонала.

2 По каким критериям оценивается труд претендента?

3 Охарактеризуйте личные средства оценки персонала.

4 В чем суть экспертной оценки персонала?

5 Какие основные задачи решаются при проведении оценки эффективности трудовой деятельности?

6 Какие показатели характеризуют деятельность работников в отношении повышения квалификации?

7 Как оценка персонала может повлиять на эффективность производства?

8 Какова значимость оценки различных категорий работников?

      Развитие персонала

Научно-технический прогресс, охвативший все сферы общественного производства, постоянно требует повышения профессионализма и систематического изменения содержания и технологии труда. Смена целей общественного развития и способов их достижения, функционирование в рыночных условиях диктуют необходимость переобучения кадров в плане освоения рыночных механизмов, адаптации к новым социальным условиям, переквалификации в связи со структурными изменениями развития производства и внедрением современных технологий и приемов труда. От кадров потребовались высокий профессионализм и одновременно способность к быстрой адаптации к постоянным изменениям и колебаниям во внутренней структуре организации и во внешней среде. Однако подготовка новых кадров не осуществляется в короткий период, а одномоментное освобождение от работников, имеющих большой трудовой стаж, может перерасти в крупную социальную проблему. Поэтому перед каждой организацией стоит задача обучения своего персонала наряду с подбором новых сотрудников и их профессиональной адаптацией. Послевузовское профессиональное образование осуществляется через аспирантуру, докторантуру, организуемые при учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях, получивших на это права. Постоянное повышение образовательного стандарта, сложность и ответственность работы персонала, изменение условий и технологий труда требуют непрерывного дополнительного образования. Оно осуществляется на основании лицензии на дополнительные образовательные программы учреждениями повышения квалификации, курсами, центрами профессиональной ориентации.

Развитие персонала представляет собой совокупность организационно-экономических мероприятий в области обучения, повышения квалификации и профессионального мастерства персонала, стимулирования творчества. Возможность развития должна представляться всем, ибо в результате не только совершенствуется сам человек, но и повышается конкурентоспособность организации, где он трудится.

Потребность в профессиональном развитии обусловлена необходимостью приспособиться к изменениям внешней среды, новым образцам техники и технологии, стратегии и структуре организации.

Обучение – метод подготовки персонала, направленный на повышение эффективности работы организации. Оно позволяет:

Повысить эффективность и качество работы;

Сократить потребность в контроле;

Быстрее решить проблему дефицита кадров;

Сократить текучесть и затраты, вызванные ею.

Конкретные цели обучения персонала:

Повышение общего уровня квалификации;

Получение новых знаний и навыков, если меняется или усложняется характер работ, открываются новые направления деятельности;

Подготовка к занятию новой должности;

Ускорение процесса адаптации;

Улучшение морально-психологического климата.

Первым шагом в организации обучения является анализ работы (перечень специальных знаний и умений, требуемых для ее выполнения).

Второй шаг. Сравнение должностной спецификации с уровнем подготовки работника, что позволяет выявить имеющиеся у него проблемы

(отсутствие навыков, опыта, незнание методов и проч.) и сформулировать цели обучения.

Третий шаг – определение того, насколько процесс обучения может решить эти проблемы, где и в какой форме оно должно осуществляться – на рабочем месте без отрыва от производства, в организации; с отрывом от производства (разного рода центры, школы, другие организации).

Действующее трудовое законодательство предполагает следующие формы обучения работников предприятий: профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации, обучение вторым профессиям.

Подготовка новых работников первоначальное профессиональное и экономическое обучение лиц, принятых на предприятие и ранее не имевших профессии, приобретение ими знаний, умений и навыков, необходимых для занятия должности.

Переподготовка (переобучение) организуется для освоения новых профессий высвобождаемыми работниками, которые не могут быть использованы по имеющимся у них специальностям, а также лицами, выражающими желание сменить профессию с учетом потребности производства.

Повышение квалификации – обучение после получения основного образования, направленное на последовательное поддержание и совершенствование профессиональных и экономических знаний, навыков, рост мастерства по имеющейся профессии.

Инструктаж представляет собой разъяснение и демонстрацию приемов работы непосредственно на рабочем месте и может проводиться как сотрудником, давно выполняющим данные функции, так и специально подготовленным инструктором.

Труд – это использование умственных и физических способностей людей, их навыка и опыта в форме товара и услуг, необходимых для производства экономических и социальных благ. Стимулирование труда является центральным звеном системы управления. Одним из важнейших его направлений остается регулирование заработной платы. Заработная плата – это плата за труд, или цена труда. Она должна отражать его объем, качество, физические и морально-психологические, интеллектуальные затраты, сложность процесса, степень риска и т.п. Заработная плата в любой общественно-политической и социально-экономической системе регулируется государством. Формы оплаты труда - сдельная и повременная. Для оптимизации управления персоналом, если позволяют условия, выбираются поощрительные виды оплаты труда. Материальное стимулирование персонала должно отвечать определенным требованиям. К ним относятся:

Простота и понятность системы стимулирования для каждого сотрудника;

Оперативность поощрения положительных результатов;

Формирование у сотрудников ощущения справедливой системы стимулирования;

Повышение интереса к общим результатам деятельности подразделения, организации;

Стремление улучшить индивидуальные результаты деятельности.

Вопросы для обсуждения

1 Аттестация персонала.

2 Этапы процесса аттестации.

3 Объясните, что понимается под развитием кадров.

4Перечислите основные направления профессионального обучения и повышения квалификации кадров.

    Руководитель в системе управления персоналом

Стиль управления общественным производством - совокупность методов и приемов, позволяющих оказывать целенаправленное воздействие на трудовую деятельность людей.

Для определения стиля обычно используются следующие параметры взаимодействия руководителя с подчиненными: приемы принятия решений, способ доведения решений до исполнителей, распределение ответственности, отношение к инициативе, подбору кадров, собственным знаниям, стиль общения, характер отношений с подчиненными, отношение к дисциплине, моральному воздействию на подчиненных.

Стиль, который использует руководитель, определяется двумя факторами: приемами , которыми он побуждает сотрудников к выполнению возложенных на них обязанностей, иметодами , которыми контролирует результаты деятельности своих подчиненных.

Авторитарный стиль руководства основывается на абсолютной воле руководителя в пределах учреждения, представлении о его непогрешимости и рассмотрении коллектива как исполнителя приказов. Руководитель, придерживающийся авторитарного стиля, единолично принимает решения, распоряжается, приказывает их выполнять, принимает на себя основную ответственность, подавляет инициативу, подбирает работников, которые не могут стать его соперниками, держит дистанцию с подчиненными, прибегает к наказаниям как мощному методу стимулирования труда.

Демократический стиль (от греч.demos– народ иkratos- власть) основан на активном участии всего коллектива в решении управленческих проблем, соблюдении прав и свобод участников трудового процесса, развитии их творческого потенциала и инициативы при ведущей роли руководителя в принятии решений и обеспечении их выполнения. Руководитель демократического стиля в своей деятельности всегда опирается на общественные организации и руководителей среднего звена, поощряет инициативу снизу, подчеркивает свое уважение к подчиненным и дает указания не в форме предписаний, а в виде предложений, советов или даже просьб. Прислушивается к мнению подчиненных и учитывает его. Контроль за деятельностью своих сотрудников осуществляется им не единолично, а с привлечением других членов коллектива. Руководитель демократического стиля управляет людьми без грубого нажима, поощряет творческую активность подчиненных, способствует созданию в коллективе атмосферы взаимного уважения и сотрудничества.

Либеральный стиль (от лат.Liberalis- свободный) основан на предоставлении коллективу максимальной свободы деятельности, регламентируемой только конечной целью, без активного вмешательства в методы ее достижения. Руководитель, придерживающийся этого стиля, принимает решения по указанию вышестоящих работников или на основании решения коллектива. Он снимает с себя ответственность за ход работ и передает инициативу в руки подчиненных. Во взаимоотношениях с подчиненными руководитель-либерал вежлив и доброжелателен, относится к ним уважительно, старается помочь в разрешении их просьб. Но неспособность такого руководителя направлять действия сотрудников может привести к тому, что свобода будет принята ими за вседозволенность.

В реальной жизни ни один стиль руководства не встречается в чистом виде. В поведении почти каждого руководителя наблюдаются черты, присущие различным стилям при доминирующей роли какого-либо одного из них. Успешность выбора стиля управления в решающей мере определяется тем, в какой степени руководитель учитывает при этом способности подчиненных и их готовность к исполнению его решений, традиции коллектива, а также свои собственные возможности, обусловленные уровнем образования, стажем работы и психологическими качествами. Стиль работы, выбираемый руководителем, зависит не только от него самого, но и в немалой степени от подготовки и поведения подчиненных.

В коллективе, управляемом в демократическом стиле, организация и показатели деятельности стабильны вне зависимости от того, на посту руководитель или в командировке, отпуске и т. п. Приавторитарном же стиле работы отсутствие руководителя приводит к существенному ухудшению деятельности, которая вновь активизируется с его возвращением. В присутствии руководителя-либерала работники обычно склонны проявлять меньшую активность, нежели когда он находится вне коллектива. Необходимо также отметить, что стиль руководства не является раз и навсегда заданным, он может и должен меняться в зависимости от условий. Нужно учитывать состав коллектива, уровень знаний и навыков его членов, временные рамки работы, насущность задач, степень своей ответственности в зависимости от потребностей, которые диктуются сложившимися условиями. Важным условием, определяющим эффективность управления, являетсяавторитет самой личности руководителя . Если он высок, то допустимы как демократические, так и авторитарные методы управления. Но большой авторитет может принести не только пользу, но и вред. С одной стороны, руководитель позволяет легко добиваться исполнения своих указаний и подчинять себе людей, а с другой - способствует подавлению самостоятельности и инициативы, творческого мышления подчиненных. Современному руководителю необходимо осознавать требования времени и проявлять гибкость, а в случае изменения внешних условий и появления новых потребностей – изменять устаревшие стили и методы руководства.

Особый такт приходится проявлять при необходимости показать недостатки работы людей, старших по возрасту, занимающих в свое время посты и имеющих высокий статус.

Любой руководитель имеет часы приема сотрудников по личным вопросам, в решении которых принимает активное участие. Сотрудник должен быть уверен, что организация поддержит его в трудной ситуации, и это не будет сделано в форме подачки, а как признание заслуг и уважение к его личности.

Вопросы для обсуждения

1 Характер и содержание управленческого труда.

2 Психологические проблемы руководства.

3 Ограничения, препятствующие эффективной работе коллектива.

4 Биографические характеристики руководителя.

5 Способности.

6 Черты личности.

7 Факторы успешной деятельности руководителя.

8 Охарактеризуйте стили руководства.

    Мотивация трудовой деятельности

Отношение к труду – степень использования возможностей человека, то, как человек использует свои возможности для высокоэффективной деятельности.

Таким образом, мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности.

Потребность – первоисточник – нужда в том, что необходимо для нормального существования: еда, жилье, продолжение рода.

Потребности: духовные, интеллектуальные, культурные и социальные.

Интерес – осознанная потребность к благам, объектам, видам деятельности. Именно интерес побуждает человека к определенным социальным действиям.

Мотив – осознанное отношение к своей деятельности.

Ценностные ориентации – это более строгое понятие, характеризующее устойчивое отношение к идеалам (высшей цели).

Стимулы – оказание внешнего воздействия на человека с целью побудить его к определенным трудовым действиям (определенному трудовому поведению).

На стимулы влияет большая группа объективных и субъективных факторов, формирующих отношение человека к труду.

Объективные факторы – социально-политическая обстановка, экономическое соответствие регионов, условий труда на предприятии, уровень организации и культуры на предприятии, демографическая структура коллектива, морально-психологический климат.

В настоящее время оценкой персонала занимается либо кадровое агентство, или служба управления персоналом. Причем для каждой из них мотивационные критерии различны.

Субъективные факторы – личностные характеристики самого работника (пол, возраст, образование, воспитание, профессия, стаж, личный опыт, профессиональная культура, должностные ориентации).

Через объективные факторы определяются уровень управления заданиями по должностям, дисциплина трудовой деятельности, степень инициативности, творческого поиска, путей улучшения деятельности.

Через субъективные факторы определяются степень удовлетворенности трудом работником, индивидуальная трудоспособность, настроение работника.

В коллективе всегда есть различные социальные группы.

Социальная группа – работники обладающие общими, объединяющими их признаками (профессия, уровень образования, стаж работы). Социальные группы образуют социальную структуру коллектива, что является важнейшим компонентом, влияющим на эффективную работу отдела (организации).

Управление персоналом должно воздействовать на мотивацию людей так, чтобы у работника появилось желание к работе, желание проявить себя с лучшей стороны. Крайне важны модели работников. В своей работе менеджер должен создать целостность, он должен сознавать, какой результат работы будет конечным. При этом его подчиненные должны видеть важность работы (иметь материальные стимулы), иметь возможность участвовать в принятии решений и, конечно, должна быть связь между менеджером и работником. Оценка эффективности труда работника зависит только от менеджера. Следовательно, он должен быть объективен и справедлив. Спроектированная на основе этих принципов работа обеспечивает внутреннее удовлетворение каждого участника. Именно на основе этих данных была разработана модель характеристик работы с точки зрения мотивации.

Вопросы для обсуждения

1 Что такое мотивация?

2 Что входит в структуру мотива?

3 Расскажите о механизме трудовой мотивации.

4 В какие группы можно объединить потребности согласно теории А.Маслоу?

5Какие основные функции выполняет стимулирование персонала?

6 Каким образом соотносятся теории А.Маслоу и Ф. Герцберга?

7 Что является самым важным моментом теории В.Врума?

Какими могут быть деловые качества работника, перечень, которым должны руководствоваться? Перечень их конечно велик и разнообразен. В настоящее время со стороны работодателя оценить действия любого сотрудника, уровень его профессионализма, сильные стороны и деловые качества. Это становится совершенной задачей, помогающей сформировать работоспособный коллектив и значительно повысить эффективность труда. А вот со стороны самого работника, их перечень помогает не только составить грамотное резюме, отправляемое при поиске работы, но и повышает шансы перед другими потенциальными соискателями в процессе трудоустройства.

Личностные качества работников можно разделить на 2 большие категории: личностные, которые изначально являются врожденными и развиваются на этапах становления самого человека, и профессиональные, которые приобретаются в процессе работы и приходят с опытом. Умелое сочетание тех и других, и постоянная работа над собоюй дают уникальную возможность карьерного роста и хорошего расположения руководства. Рассмотрим эти категории более подробно.

Профессиональные качества работника

Конечно, в своем стандартном понимании, этот перечень может быть огромным, и критерии, которые использует руководитель при оценке того или иного работника, могут существенно отличаться в зависимости от занимаемых должностей, функционала, возложенного на сотрудников, и задач, поставленных перед ними.

Но попробуем собрать их часто встречающиеся позиции в единый список.

  1. Уверенность в себе. Это приобретенное качество, дающее четкое осознание безупречного выполнения своих функции и своего рода основа для дальнейшего принятия решений.
  2. Отличное знание особенностей и технологии работы, способов ее усовершенствования. Вырабатывается с приходящим опытом и благодаря собственной заинтересованности в актуальности производственных перемен.
  3. Умение правильно выбирать средства и реальные методики достижения наилучших результатов.
  4. Креативность. Определение подхода к налаженному производственному процессу с обновленной стороны и возможность посмотреть на него иным, нестандартным взглядом.
  5. Стрессоустойчивость. Это умение проявлять сдержанность собственной реакции по отношению к ситуации или действиям сотрудников.
  6. Планирование собственного рабочего процесса по отношению к эффективности и сочетание его с работой всего коллектива.
  7. Эмоциональная уравновешенность. Отсутствие яркой реакции на происходящее и регулярное сохранение спокойствия в конфликтных вопросах. Вырабатывается с течением времени в стабильности возникающих ситуациях.
  8. Стремление к победе. Регулярное желание добиваться наилучших показателей по отношению к другим сотрудникам, занимающим такие же позиции в организации.
  9. Распределение полномочий и ответственности. Умение определять приоритетность возложенных задач и делегировать часть полномочий коллективу с последующим их контролем.
  10. Четкое и жесткое решение оперативных вопросов. В процессе налаженной работы возникающие нестандартные ситуации, требующие своевременного определения и разрешения, и здесь необходимы только фактические действия.
  11. Строгость и справедливость к собственным действиям и действиям со стороны. Способности, дающие возможность оценивать результаты работы.
  12. Организация работы кадров. Умение профессионально наладить процесс деятельности так, что каждый из сотрудников четко понимает свои задачи и стремится к их эффективному исполнению.

Личностные качества работников

Это такие стороны жизнедеятельности человека, которые формируются индивидуально, развиваясь с каждым годом. Они влияют не только на отношение в семье, быт и дружеские контакты, но также и на рабочие процессы.

  1. Умение работать в команде. Конечно, это очень важно, когда коллектив, как единое целое, настроен на достижение результата, организовать свою работу без конфликтов и в приятном позитивном ключе с остальными сотрудниками.
  2. Справедливость и честность. Это залог правильного настроя и возможность потребовать такого же отношения к себе.
  3. Умение прислушаться к чужому мнению, принять советы и рекомендации. Нужно понимать, что не всегда принимаемое решение может быть единственно верным и правильным, а взгляд со стороны иногда способен наиболее эффективно оценить ситуацию. Важно просто принять такую помощь.
  4. Адекватное восприятие критики со стороны. Не стоит думать, что критикующий человек настроен абсолютно негативно по отношению к вам. Возможно, это просто метод показать реальные результаты деятельности и повысить их уровень. Такая критика в большинстве своем приносит положительные результаты.
  5. Умение отстаивать свои решения и интересы. В производственных спорах на основе доказательств и фактов важно правильно доносить показатели эффективности своей деятельности
  6. Принципиальность. Это качество, помогающее отстаивать собственную точку зрения.
  7. Умение сдержать данное слово. Такая позиция убеждает в ответственности и возможности положится на вашу кандидатуру, подтверждая еще раз, что вы – хороший работник.
  8. Проявление тактичности. Это способность, с помощью которой возможно выстроить лучшие отношения в коллективе.
  9. Решительность и настойчивость. Такие врожденные качества позволяют отстоять собственную позицию и убедить руководство в правильности принимаемых вами решений.

Оценка деловых качеств сотрудников в первый раз происходит при приеме на работу. Именно здесь, в процессе собеседования руководитель организации рассматривает вашу кандидатуру попозиционно, мысленно применяя эти качества относительно будущего функционала работы. А немного позже, проводя регулярные аттестации, помогает оценить соответствие способностей, занимаемой должности. В процессе оценки решается еще ряд основных задач:

  • определяется наиболее актуальное место в организационной структуре, для более эффективного применения сильных сторон будущего работника;
  • при необходимости, разрабатывает программа индивидуального развития сотрудников;
  • определяются способы возможной мотивации;
  • рассматривается удовлетворение персонала от исполняемых обязанностей.

С одной стороны, такой процесс помогает активно собирать все необходимые сведения для изучение уровня профессионализма сотрудника и возможной организации его обучения, а с другой – повышает его мотивацию и вырабатывает основу для будущих материальных поощрений.

Существует несколько этапов деловой оценки персонала:

  • сбор предварительной информации о деятельности и результатах труда работника на производстве;
  • составление основных вопросов для оценочной беседы с сотрудником;
  • проведение собеседования и оценка полученных ответов на задаваемые оценочные вопросы;
  • формирование заключения на уровне эксперта и передача данных в специальную комиссию;
  • принятие индивидуальных решений выдвинутых предложений.