Стадии процесса получения фотографического изображения. Что такое фотоплёнка, и как происходит процесс фотографирования на плёнку? Факт и основные условия фотосъемки отмечаются в протоколе следственного действия, в процессе которого проводилась съемка

Задание №1.

Определить масштаб изображения, необходимый для макросъемки следующих объектов: отпечатка пальца руки, фрагмента машинописного или рукописного текста, фотоснимка, деревянного бруска и следов давления, скольжения и сверления на нем.

Успешная работа при макросъемке зависит не только от знания основных узлов фотоустановок и принципа их эксплуатации. Перед съемкой необходимо определить основные ее параметры: масштаб изображения, фокусное расстояние объектива, растяжение меха фотокамеры и предметное расстояние, оптимальное значение диафрагмы и коэффициент увеличения выдержки. Без этих данных можно затратить немало усилий и времени, но так и не получить изображение предмета.

Порядок выполнения работы:

  • 1. Замеряем линейкой с миллиметровыми делениями длину (ширину, диаметр) объектов (следов) и определяем масштаб изображения, необходимый для съемки каждого из них.
  • 2. Рассчитываем остальные параметры макросъемки, а полученные данные оформляем в таблице 1.
  • 3. Замеряем длину изображения линейки или отобразившейся ее части на фотоснимке с помощью обычной линейки и определяем масштаб изображения. Полученные данные оформляем в таблице 2.

l -- линейные размеры изображения;

L -- линейные размеры изображаемого объекта.

Таблица 1 Параметры макросъемки для объектов репро- и макрофотографии

Объект съемки

Длина объекта L, мм

Масштаб изображения для формата кадра 9х12 см

Фокусное расстояние объектива f, мм

Коэффициент увеличения выдержки

Сопряженные расстояния, в мм

предметное

Выдвижен. объектива

Деревянный брусок

Оголенные провода

Оголенные провода

Фрагмент текста

Таблица 2 Масштабы изображений объектов, определенных по фотоснимкам

В результате проведенной работы я научился определять масштаб изображения, необходимый для макросъемки различных объектов. Особенность данного вида съемки является то, что масштаб съемки зависит от размера фотографируемого объекта. Чем меньше размер, тем более крупный масштаб используется для съемки. Это принцип и является основополагающим при выборе масштаба съемки.

Работа № 2

Определение интервала увеличений, получаемых на фотоустановках СБ_2, Уларус.

Задание 1. Изучить устройство фотографических установок СБ_2, Уларус, освоить принцип работы, приобрести навыки по их эксплуатации.

Задание 2. Определить пределы увеличений, получаемые на фотоустановках СБ_2, Уларус с входящими в их комплект объективами для фотокамер с форматом кадра 9 х 12 см.

Оборудование и приспособления: фотоустановки СБ_2, Уларус; объективы Индустар_55У с f = 140 мм, Индустар_58 с f = 75 мм, Индустар-50-2 с f = 50 мм, Индустар_69М с f = 28 мм; визир, 30_см линейка, масштабная линейка, рулетка, микроосветитель ОИ_19, деревянный брусок.

Порядок выполнения работы :

  • 1. Установить объектив с f = 140 мм (75 мм, 50 мм, 28 мм) и визир на фотокамеру. Диафрагма объектива открыта.
  • 2. Установить под объективом 30_см линейку, включить софиты бокового света. При работе с объективами Индустар_50_2, Индустар_69М линейку устанавливать на деревянном бруске, а ее участки освещать микроосветителем ОИ_19.
  • 3. Растянуть (сжать) мех фотокамеры, замерить рулеткой расстояние между центром объектива и верхней плоскостью плиты фотокамеры.
  • 4. Поднимая или опуская фотокамеру, получить резкое изображение объекта на матовом стекле визира и замерить расстояние между центром объектива и верхней плоскостью линейки.
  • 5. Замерить длину изображения линейки или отобразившейся ее части на матовом стекле визира с помощью масштабной линейки.
  • 6. По полученным данным определить масштабы изображений:
    • а) по зависимости его изменения от величины фокусного расстояния объектива и растяжения меха камеры;
    • б) по соотношению размеров изображения и объекта и оформить в таблице 3.

Фотографии были сделаны на фотокамеру Sony DSC-H1 с зумом 12х (от 36 до 432 мм).

Таблица 3 Пределы увеличений, получаемые на фотоустановке фотоустановке СБ-2 (Уларус) с фотокамерой 9 х 12.

Фокусное расстояние объектива (f, мм)

Растяжение меха фотокамеры (b, мм)

Предметное расстояние (а, мм)

Масштаб изображения

В данной работе я использовал фотоаппарат Sony PSC-H1. С помощью данного аппарата я научился определять масштаб получаемого изображения, основываясь на фокусном расстоянии объектива и растяжении меха камеры (зум).

Работа № 3

Макрофотографирование объектов и следов.

Задание 1. Сфотографировать электропровода с термическим воздействием при лобовом, боковом и косонаправленном освещении.

Задание 2. Сфотографировать деталь объекта: а) оплавление; б) место скрутки, в) термическое повреждение изоляции.

ФОТОТАБЛИЦА


Фотография №1.Лобовая съемка электропроводов с термическим воздействием.


Фотография №2. Съемка места скрутки электропроводов с термическим повреждением.


Фотография №3. Съемка при боковом, косонаправленном освещении электропроводов с термическими повреждениями.


Фотография №4. Съемка оплавления электропроводов с термическим повреждением.

В данной работе я изучил основы макрофотографирования объекта и следов, на примере фотосъемки обугленных и оплавленных электропроводов. При данном виде съемки объекты нужно фотографировать на белом (светлом) фоне, с присутствием измерительной линейки и номера образца.

Работа № 4

Репродуцирование оригиналов.

Задание 1. Получить фотокопии штриховых оригиналов: фрагмента дактилоскопической карты, отпечатка пальца руки, подписи.

Задание 2. Получить фотокопию полутонового оригинала - фотоснимка разыскиваемого лица или журнальной иллюстрации.

:

  • · фотоустановка СБ_2 или Уларус,
  • · объективы Индустар_55У с f = 140 мм и Индустар_58У с f = 75 мм,
  • · визир,
  • · кассета,
  • · белый и черный лист бумаги,
  • · 30_см линейка,
  • · масштабная линейка,

Порядок выполнения работы :

  • 1. Подготавливаю к съемке фотографическую установку СБ_2 или Уларус; устанавливаю боковое двустороннее освещение и проверяю его равномерность.
  • 2. Устанавливаю необходимый для съемки масштаб изображения. Оригиналы репродуцирую в следующей последовательности: сначала штриховые по мере уменьшения их размеров, затем полутоновой, а в последнюю очередь многоцветный.

ФОТОТАБЛИЦА

Выполнил: Коваленко Дмитрий Андреевич.


Фотография №1. Съемка отпечатка пальца руки.


Фотография №2. Съемка отпечатка пальца руки.


Фотография №3. Фотокопия полутонового оригинала-фотоснимка из фототаблицы.


Фотография №4. Фотокопия полутонового оригинала-фотоснимка из фототаблицы.


Фотография №5. Фотокопия подписи.


Фотография №6. Фотокопия цветной журнальной иллюстрации.

В данной работе я научился репродукционной фотосъемке. С помощью данного вида съемки мы можем получить фотокопии оригиналов.

Работа № 5

Микрофотографирование объектов и следов.

Задание 1. Сфотографировать след перекуса на алюминиевой проволоке, используя микрофотографические системы:

  • а) с объективом микроскопа;
  • б) с объективом и окуляром микроскопа;
  • в) с объективом, окуляром микроскопа и объективом фотокамеры.

Задание 2. Сфотографировать след скольжения на медной пластинке:

  • а) при косонаправленном освещении;
  • б) при вертикальном (опаковом) освещении.

Оборудование и приспособления :

  • · фотокамера СБ_2 или Уларус,
  • · микроскоп с объективом 3 - 4 х и окуляром 5 - 8 х,
  • · объектив фотокамеры Индустар_55У с f = 140 мм,
  • · визир,
  • · кассета,
  • · предметное стекло и стекло для опак-иллюминатора,
  • · штатив,
  • · принадлежности для обработки фотоматериалов.

Порядок выполнения работы :

  • 1. Подготавливаю к съемке фотоустановку СБ_2 или Уларус, микроскоп, объективы, окуляры и приспособления.
  • 2. Закрепляю на предметном стекле алюминиевую проволоку, медную пластинку, соблюдая параллельность участка со следом плоскости стекла, и устанавливаю на предметном столике микроскопа под объективом.
  • 3. Устанавливаю освещение:
    • а) одностороннее косонаправленное, направляемое перпендикулярно трассам, для следа перекуса на проволоке;
    • б) одностороннее косонаправленное и вертикальное для следа скольжения на медной пластинке.
  • 4. Согласно заданию устанавливаю микрофотографическую систему; изменяя растяжение меха камеры, подбираю необходимое увеличение :
    • а) изображение следа перекуса на проволоке при съемке с объективом микроскопа не должно выходить за пределы кадра; съемку с другими микрофотографическими системами провожу, не изменяя положения фотокамеры;
    • б) при съемке следа скольжения на медной пластинке ширина его на изображении должна превышать 1/3 -1/4 части кадра.
  • 5. При выбранном увеличении сфокусирую изображение и нахожу положение объекта, при котором фотографируемый участок параллелен плоскости фотоматериала.
  • 6. Замеряю растяжение меха фотокамеры и определяю подобранное для съемки увеличение.
  • 7. Провожу пробную съемку, экспонируя участки фотоматериала через равные промежутки времени.
  • 8. По полученным плотностям пробы определяю оптимальную выдержку и провожу съемку объектов согласно заданию.

Фотография №7. Микрофотография монеты.

В данной работе я изучил основы микрофотографии. При данном виде съемки необходимо использование специального оборудования -- микроскопа.

Работа № 6

Ослабление и усиление цветового контраста

Задание 1. Ослабить цветовой контраст участка (участков) объекта.

Задание 2. Усилить цветовой контраст участка (участков) объекта.

Порядок выполнения работы :

  • 1. Решить задачи по изменению цветового контраста, предложенные преподавателем или указанные в задании: найти зону эффективного освещения и подобрать необходимые для ее выделения светофильтры и фотоматериалы, составить схемы цветоразличения. Если при решении двух задач окажется, что эффективное освещение соответствует одной и той же спектральной зоне, то при съемке в одном случае ее выделять посредством соответствующего светофильтра, а в другом -- применением несенсибилизированного или ортохроматического фотоматериала.
  • 2. Подготовить к съемке фотоустановку, установить объект и равномерное освещение. В качестве источников света использовать лампы накаливания: либо софиты бокового света, либо микроосветители ОИ_19.
  • 3. Подобрать необходимый для съемки масштаб, сфокусировать изображение и установить значение диафрагмы 8 -- 11.
  • 4. Провести пробную съемку и определить оптимальную выдержку для каждого случая изменения цветового контраста. Выделяя зону эффективного освещения, светофильтры устанавливают за объективом.
  • 5. С подобранной выдержкой провести цветоразличительную съемку.

ФОТОТАБЛИЦА


Фотография №8. Цветовой контраст объекта нормальный.


Фотография №9. При съемке был увеличены настройки контраста объекта (усилен цветовой контраст).


Фотография №10. При съемке были уменьшены настройки контраста объекта (ослаблен цветовой контраст).

В результате проведенной работе я научился использовать контрастность. При фотографировании объекта съемки мы уменьшаем/увеличиваем настройки контрастности на фотоаппарате Sony и сравниваем полученные изображения.

Работа № 7

Повышение различаемости слабовидимых деталей методом резкого маскирования

Задание 1. Изготовить с исходных негативов маски с заданной плотностью и контрастом.

Задание 2. Увеличить передаваемый на снимке интервал яркостей объекта методом резкого маскирования при точном совмещении изображений. Оборудование: копировальный прибор КП_8, копировальная рамка или покровное стекло, фотоувеличитель с объективом, секундомер, лист черной бумаги, принадлежности для обработки фотоматериалов.

Фотоматериалы и обрабатывающие растворы: фототехническая пленка и ФТ_20 (ФТ_10), фотобумага нормальная, контрастная или особоконтрастная, проявитель стандартный № 1, фиксаж кислый.

Порядок выполнения работы :

  • 1. Подготавливаем или получаем у преподавателя негативы :
    • а) с изображением штрихов вдавленного текста при одностороннем косонаправленном освещении (практическая работа № 1);
    • б) с изображение документа в видимой части спектра и в отраженных УФ-лучах.
  • 2. Подготавливаем к работе копировальный прибор КП_8 или копировальную рамку с фотоувеличителем, приспособления, рабочее место для обработки фотоматериалов.
  • 3. Подбираем выдержку и время проявления фотоматериала для изготовления масок:
    • а) отэкспонируем участки пленки форматом 9х12 см через равные промежутки времени. Интервал между выдержками подобрать исходя из плотности исходного негатива;
    • б) разрезаем пленку на три части и проявляем первую - 1,5 мин, вторую - 2,0 мин, третью - 2,5 мин;
    • в) высушиваем пробные куски пленки и, совместив по характерным деталям с изображением негатива, подбираем участок, на котором плотность несколько ниже или приближена к плотности негатива.
  • 4. С установленными по участку пробы выдержкой и временем проявления изготавливаем резкие маски.
  • 5. По характерным деталям или меткам совмещаем изображения, отпечатываем снимки и оформляем работу.

ФОТОТАБЛИЦА

Выполнил: Коваленко Дмитрий Андреевич.

Фотография №11. Цветовой контраст объекта нормальный.


Фотография №12. При съемке были уменьшены настройки яркости объекта (ослаблена яркость).


Фотография №13. При съемке были увеличены настройки контраста объекта (усилен цветовой контраст).

В результате проведенной работе я научился использовать яркость. При фотографировании объекта съемки мы уменьшаем, увеличиваем настройки яркости на фотоаппарате Sony и сравниваем полученные изображения.

Работа № 8

Фотографирование в отраженных ИК- лучах

Задание 1. Сфотографировать учебный объект в видимом свете.

Задание 2. Выявить залитый текст при съемке объекта в отраженных ИК- лучах:

  • а) прямым методом;
  • б) косвенным методом на ЭОПе.

Задание 3. Сфотографировать заклеенный текст на документе в проходящих ИК- лучах:

  • а) прямым методом;
  • б) косвенным методом на ЭОПе.

Задание 4. Выявить выцветший текст методом фотографирования картины ИК- люминесценции на исследуемом объекте.

Оборудование и приспособления: фотоустановка СБ_2 или Уларус, объектив Индустар_55У, визир, 35_мм кассета и кассета 9х12 см, электронно-оптический преобразователь Рельеф_4 с насадкой для съемки, фотоаппарат Зенит_Е с объективом Гелиос_44, светофильтры ИКС_1, КС_17 (КС_18), СЗС_22 (СЗС_21) - 2 шт, СЗС_16 или стеклянные пластинки - 2 шт., два штатива, принадлежности для обработки фотоматериалов.

Фотоматериалы и обрабатывающие растворы: негативная пленка листовая ФТ_20 (ФТ_10); фотопластинки Инфра_740 (Инфра_780) или 35_мм фотопленка И_810 - 2 (Киноинфра, И_740М), фотопленка Микрат-орто (Микрат_Н), фотобумага нормальная; проявитель стандартный № 1, 5, фиксаж кислый.

Порядок выполнения работы:

  • 1. Подготовить к работе фотоустановку СБ_2 или Уларус.
  • 2. Установить освещение: для съемки в видимом свете от софитов бокового света; для съемки в отраженных ИК- лучах на установке СБ_2 от софитов бокового света, на установке Уларус от осветителей ИК или микроосветителей ОИ_19, для съемки в проходящих ИК- лучах от микроосветителей ОИ_19; для съемки картины ИК- люминесценции от осветителей Таран_3М или микроосветителей ОИ_19.
  • 3. Установить требуемый масштаб съемки, сфокусировать изображение и закрепить положение фотокамеры.
  • 4. Произвести съемку учебного объекта в отраженных, проходящих ИК- лучах, а также картину ИК- люминесценции, используя необходимые светофильтры, фотоматериалы. При съемке в отраженных и проходящих ИК_ лучах оптимальную экспозицию подбирают экспериментально. Интенсивность ИК- люминесценции незначительна, выдержки при съемке достигают 5 - 30 мин. и устанавливаются согласно рекомендациям преподавателя.
  • 6. Обработать экспонированный фотоматериал, с полученных негативов отпечатать снимки и оформить работу.

Порядок выполнения работы на ЭОПе “РЕЛЬЕФ - 4”

  • 1. Перед включением тумблера “Сеть”убедиться, что на приборе установлен объектив со светофильтром ИКС_1.
  • 2. При исследовании объекта в отраженных ИК- лучах включить осветители бокового света тумблерами “подсвет левый”, “подсвет правый”, а в проходящих - “подсвет снизу” и установить необходимую мощность накала на лампах. Исправному прибору соответствует яркое свечение экрана электронно-лучевой трубки, наблюдаемое в окуляре.
  • 3. Изменяя растяжение меха камеры и положение электронного блока, подобрать требуемый масштаб, чтобы изображение учебного объекта размещалось в пределах кадра, и сфокусировать изображение, а, вращая окуляр в насадке, скорректировать оптическую систему прибора применительно к особенностям зрения работающего.
  • 4. При регистрации результатов исследования вместо насадки с окуляром установить насадку с фотокамерой.
  • 5. Дополнительно сфокусировать изображение кольцом фокусировки на оправе объектива фотокамеры. Наводка на резкость осуществляется при открытой диафрагме, так как освещенность на экране низка.
  • 6. Зарядить фотоаппарат пленкой, чувствительной к излучению люминофора, и подобрать оптимальную выдержку: при съемке в отраженных ИК- лучах фотоматериалу сообщать пробные выдержки 1/30, 1, 2, 5 сек, а при съемке в проходящих - 2, 5, 10, 20 сек.
  • 7. С подобранной выдержкой сфотографировать учебный объект в отраженных и проходящих ИК- лучах, и обработать экспонированный фотоматериал.
  • 8. С полученных негативов отпечатать снимки и оформить работу.

ФОТОТАБЛИЦА

Выполнил: Коваленко Дмитрий Андреевич.


Фотография №14. Фотография объекта сделана в ИК-лучах.


Фотография №14. Фотография денежных знаков сделана в ИК-лучах.

В результате проведенной работы я научился с помощью специального оборудования фотографировать объекты в ИК-лучах. ИК-лучи используются повсеместно в пультах дистанционного управления, системах автоматики и охранных системах. ИК излучения позволяют фотографировать объекты с тепловым излучением.

фотографический репродуцирование экспонирование

Работа № 9

Фотографирование в отраженных УФ- лучах

Задание 1. Сфотографировать документ с вытравленными записями в отраженных УФ- и видимых лучах.

Задание 2. Сфотографировать видимую люминесценцию сине-голубого, желто-зеленого или оранжево-красного цвета на документе с угасшим текстом.

Задание 3. Сфотографировать документ с угасшим текстом в видимом свете.

Оборудование : объектив Индустар_55У, визир, кассета, белый и черный фон, масштабная линейка, два источника УФ- излучения ОЛД_41, два штатива, заградительные светофильтры, принадлежности для обработки фотоматериалов.

Фотоматериалы и обрабатывающие растворы: негативная пленка ФТ_20 (ФТ_30), ФН_64 (ФТ_22), фотобумага нормальная, проявитель стандартный № 1, фиксаж кислый.

Порядок выполнения работы :

  • 1. Подготавливаем к работе фотоустановку СБ_2 или Уларус.
  • 2. Устанавливаем двустороннее равномерное освещение: для съемки в видимом свете от софитов бокового света; для съемки в отраженных УФ- лучах и видимой люминесценции от осветителей ОЛД_41.
  • 3. Подбираем необходимый для съемки масштаб и сфокусируем изображение объекта, устанавливаем требуемое значение диафрагмы на объективе и зафиксируем положение фотокамеры.
  • 4. Заряжаем кассету несенсибилизированным фотоматериалом и фотографируем объект в отраженных УФ- и видимых лучах, предварительно определив оптимальную выдержку.

Указание : съемку вести при неизменном положении объекта и фотокамеры.

  • 5. Оцениваем цвет излучения, возбужденного УФ- лучами на объекте с угасшим текстом, подбираем заградительный светофильтр и фотоматериал, чувствительный к данному излучению, и фотографируем видимую люминесценцию.
  • 6. Съемку картины люминесценции ведем непосредственно на полный формат фотопленки, минуя пробную съемку. При значении диафрагмы объектива 8 для люминесцентного свечения слабой интенсивности выдержка составляет 4 - 5 мин, а для высокой - 1,5 - 2 мин. В случае недодержки или передержки выдержку корректируем.
  • 7. С полученных негативов отпечатываем снимки и оформляем работу, отразив условия съемки: схемы фотографирования, применяемые светофильтры, фотоматериалы.

Указание : негативы, полученные при съемке документа с вытравленным текстом в отраженных ультрафиолетовых и видимых лучах, сохранить для практической работы по контрастирующей фотографии.

ФОТОТАБЛИЦА

Выполнил: Коваленко Дмитрий Андреевич.


Фотография №15. Фотография денежного знака достоинством в 100 рублей сделана с использованием УФ-лучей.


Фотография №16. Фотография денежного знака достоинством в 50 евро сделана с использованием УФ-лучей.

В результате проведенной работы я научился с помощью специального оборудования фотографировать объекты в УФ-лучах. УФ-лучи используются для определения подлинности денежных знаков по люминесцирующим свойствам банкноты. При этом банкнотная бумага не светится в УФ-лучах, а элементы дизайна люминесцируют разными цветами.

Список использованных источников

  • 1. Башкатов В.К. Судебно-фотографическая экспертиза: Учебное пособие. М.: Академия МВД СССР,1980. -- 214 с.
  • 2. Герасимов Н.И., Гусев А.А., Макаров И.В. и др. / Под ред.: Силкин П.Ф., Эйсман А.А.: Криминалистическая экспертиза: Судебная фотография. Учебник. Выпуск 3: Разд. 4. . М.: Изд-во ВШ МВД СССР, 1969. -- 215 с.
  • 3. Журба Ю.И. Краткий справочник по фотографическим процессам и материалам. М.: "Искусство", 1990. -- 157 с.
  • 4. Зайцев В.В., Душеин С.В., Егоров А.Г., Хрусталёв В.Н. Судебная фотография. Учебник для вузов. М.: «Питер», 2005. -- 368 с.
  • 5. Корухов Ю.Г.: Общая и судебная фотография. Учебное пособие. М.: Юрид. лит.,1975. -- 150 с.
  • 6. Курский Л.Д., Фельдман Я.Д. Иллюстрированное пособие по обучению фотосъемке. Практ. пособие. М.: Высшая школа,1991. -- 164 с.
  • 7. Леви А.А., Горинов Ю.А. Звукозапись и видеозапись в уголовном судопроизводстве. М.: Юрид. лит.,1983. -- 231 с.
  • 8. Микулин В.П. 25 уроков фотографии. М.:"Искусство", 1975.-- 305 с.
  • 9. Селиванов Н.А., Эйсман А.А. Судебная фотография. Учебное пособие. М.: Юрид. лит.,1965. -- 231 с.
  • 10. Сырков С.М., Моисеев А.П. Фотографирование на месте происшествия. Часть 1 Общие положения. М.: ВНИИ МВД СССР.1980. -- 183 с.
  • 11. Фельдман Я.Д., Курский Л.Д. Техника и технология фотосъемки. Учебное пособие для техникумов. / Под ред. Р.Н. Ильина. М.: Легкая и пищ. промышленность. 1981. -- 240 с.
  • 12. Чибисов К.В. Общая фотография. М.:"Искусство",1984. -- 368 с.
  • 13. Эйнгорн Э. Основы фотографии. М.:"Искусство",1989. -- 415 с.

Даггеротип:

Полированную серебряную пластинку подвергали в темноте действию паров йода. На ней появлялся налет йодистого серебра. Пластинку переносили в камеру-обскуру , открывали объектив. Под действием падающих на пластинку солнечных лучей, отражаемых фотографируемыми предметами, в слое йодистого серебра получалось едва видимое «скрытое» изображение. Пластинку вынимали из камеры и обрабатывали в темноте парами нагретой ртути. В местах, подвергшихся действию света, получалась амальгама. Эти места по тону теперь заметно отличались от участков пластинки, на которые не воздействовали лучи света. Лишнее йодистое серебро, не подвергшееся действию света, удаляли затем раствором поваренной соли (позже стали применять гипосульфит); таким образом закреплялось светописное изображение. Чтобы запечатлеть на серебряной пластинке какой-либо вид хотя бы в общих чертах, нужна была выдержка в десятки минут. Снимать портреты практически было нельзя. Чтобы сфотографировать человека, его лицо «выбеливали» мелом, а волосы посыпали пудрой - в камеру-обскуру тогда попадало больше лучей света, отраженных от лица и волос. Но и при этом нужно было просидеть перед камерой на солнцепеке долгое время.

Рисунок на серебряной пластинке трудно было рассмотреть: неприятно поражал зеркальный блеск изображения. Только под определенным углом иногда не все изображение, а лишь часть его можно было рассмотреть. Пластинки накладного серебра, на которые снимали дагерротип, были дороги. Занятие светописью оказалось доступным немногим. К тому же изображение было очень непрочным, легко стиралось при малейшем прикосновении и было зеркальным, а не прямым

Сейчас:

изображение в фотоаппарате получают с помощью фотографического объектива, дающего обратное действительное изображение объекта съёмки. Объектив состоит из систему центрированных линз и диафрагмы, заключённых в общую оправу. Кроме линз, некоторые объективы имеют также систему зеркал.

Позитивно-негативный процесс начался еще с опытов Тальбота и со временем совершенствовался. Его преимуществом перед дагерротипами явилось то, что двцхступенчатая печать позволяет размножать фотографические изображения, дагерротипы же получалются в одном экземпляре. На бумажных отпечатках правая сторона фотографического объекта оставалась правой, а левая - левой. На дагерротипе изображение было зеркально обращено. И к тому же двухступенчатая печать значительно дешевле.

Негатив - в чёрно-белой фотографии и кинематографии образованное зёрнами металлического серебра изображение объекта съёмки, в котором почернения фотографические обратны яркостям деталей объекта: чем ярче деталь, тем большим почернением она воспроизведена; в цветной - изображение объекта съёмки, образованное красителями, цвета которых дополнительны к цветам его деталей: жёлтые - к синим, пурпурные - к зелёным, голубые - к красным и так далее. Промежуточное изображение объекта в двухступенном процессе, используемое для получения позитива. В некоторых случаях негатив может быть окончательным изображением, например при регистрации спектров в спектральном анализе. Качество негатива оценивают по оптической плотности почернения, контрастности, зернистости. Для цветных негативов, кроме того, важна сбалансированность цветов, то есть согласование цветных изображений. Нормальным считается такой негатив, печатание с которого обеспечивает получение правдоподобного позитива с хорошо различимыми деталями.

Негативный процесс - химико-технологический процесс, при котором скрытое изображение, возникшее в светочувствительном слое фотоматериала во время съёмки, превращается в видимое изображение - негатив. При Н. п. экспонированный светочувствительный материал подвергается фотографическому проявлению - избирательному восстановлению подвергшихся действию света микрокристаллов галогенида серебра в зёрна металлического серебра, которые и образуют негативное изображение; в цветном фотоматериале на базе изображения из металлического серебра возникает изображение из красителей.

Фотографическое проявление - превращение скрытого фотографического изображения, возникшего в светочувствительном слое кино- и фотоматериалов под действием света или другого излучения, в видимое.

При «химическом» проявлении серебро восстанавливается из галогенидов серебра эмульсионных кристаллов светочувствительного слоя; при «физическом» проявлении - из растворимой соли серебра (обычно AgNO3), входящей в состав проявителя. Ф. п. - избирательный процесс, скорость которого на экспонированных участках светочувствительного слоя значительно выше, чем на неэкспонированных.

Н. п. включает фотографическое фиксирование - превращение оставшихся после проявления галогенидов серебра в растворимые соли, промывку - удаление водой растворимых веществ, сушку - удаление из фотоматериала воды. В случае необходимости для исправления негативного изображения фотоматериал подвергают фотографическому ослаблению - процессу уменьшения оптической плотности фотографического изображения путём удаления из него части металлического серебра (для черно-белых фотографических материалов); избирательное частичное обесцвечивание синего, жёлтого или пурпурного тонов (для многослойных цветных фотографических материалов). Это позволяет улучшить качество переэкспонированных и перепроявленных негативов, однако полностью компенсировать ошибки экспозиции и проявления фотографического при этом не удаётся. Также фотоматериал может быть подвергнут фотографическому усилению – процессу увеличения оптической плотности фотографического изображения для исправления в основном недодержанных или недопроявленных негативов. Осуществляется путём наращивания металла (ртуть, серебро) или какого-либо непрозрачного соединения на серебряные зёрна изображения, а также путём окрашивания фотографических изображений.

Операции Н. п. могут выполняться как вручную, так и в специальных машинах. Способов обработки негативов существует множество. «Фоторецептурный справочник для любителей» Микулина.

Компоненты процесса обработки негативов:

· проявляющие;

· сохраняющие;

· ускоряющие;

· противовуалирующее вещество (чтобы эмульсия была более прозрачной);

· фиксирующие.

Позитив – конечный продукт фотографического процесса - фотографическое изображение, в котором относительное распределение яркостей (черно-белая фотография) или цветов (цветная фотография) соответствует их распределению в объекте съёмки, т.е. цвета соответствуют цветам сфотографированного объекта. Этим позитив противоположен негативу, в котором обратное распределение яркостей или передача изображения в дополнительных цветах. Различают позитивы - отпечатки на фотоматериалах с непрозрачной подложкой (бумага, керамика и др.) и на материалах с прозрачной подложкой (стекло, плёнки и др.), т. е. диапозитивы и позитивы кинофильмов, предназначенные для рассматривания в проходящем свете или для проекции на экран. С одного негатива можно получить большое число позитивов.

Позитивный процесс - совокупность операций, позволяющих получить с негатива позитивное изображение. П. п. состоит из печатания (экспонирования) и химико-фотографической обработки экспонированного материала. Печатание с негатива может производиться двумя способами: контактным и проекционным (оптическим). При контактной печати эмульсия позитивного материала плотно прижимается к эмульсии негатива и экспонируется светом, прошедшим через негатив. Поэтому позитивное изображение получается в том же масштабе, что и негативное, и обладает присущими негативу резкостью и разрешением мелких деталей. Печатание производится в копировальных рамках, контактных станках и кинокопировальных аппаратах.

Проекционная печать осуществляется проецированием негативного изображения на эмульсию позитивного материала, находящегося от негатива на некотором расстоянии, с помощью объектива. Это даёт возможность в широких пределах менять масштаб изображения, печатать часть негатива, устранять перспективные искажения и делать фотомонтажи, комбинируя несколько изображений в одном позитиве. Обработка экспонированных позитивных материалов по физико-химической сущности протекающих процессов не отличается от обработки негативных материалов (см. Негативный процесс).

24. Понятие о глубине резкости изображаемого пространства («глубина резкости»).

Глубина резкости - диапазон расстояний, в котором объекты съемки остаются резкими , или, иными словами, размер четко изображаемого пространства снимка.

Не все объекты в выбранном кадре находятся на одинаковом расстоянии от камеры. На резкость камера наводится (фокусируется) лишь по одному из объектов. Поэтому важно, насколько резко на снимке получится все то, что находится дальше или ближе фотографируемого вами объекта. Если предметы, расположенные на расстоянии от трех до семи метров от объектива, находятся в фокусе, то говорят, что глубина резкости равняется четырем метрам.

Глубина резко изображаемого пространства зависит от:

Чем ближе камера находится к объекту, тем глубина резкости меньше . И если на цветок перед вами уселась красивая бабочка, то, наклонившись, чтобы заснять ее, вы получите превосходное изображение этой бабочки - но вот луг и даже ближайший к вам цветок или куст могут стать частью размытого фона.

Чем меньше фокусное расстояние объектива , тем больше размеры резко изображаемого пространства. Короткофокусные (широкоугольные) объективы имеют гораздо большую глубину резкости по сравнению со всеми остальными. Современные цифровые камеры обладают, как правило, малым фокусным расстоянием и позволяют получить резкий снимок в гораздо большем интервале глубины резкости в сравнении с пленочными камерами. Это неоценимое преимущество для макросъемки и пейзажной съемки, для съемки мгновений реальной жизни. А вот с портретами ситуация прямо противоположная: на снимках с большой глубиной резкости излишне четко проработан фон, а это отвлекает внимание от лица и человека.

Глубина резкости тем больше, чем меньше значение диафрагмы . Закрывая диафрагму, фотограф увеличивает глубину резкости. Чем сильнее закрыть диафрагму, тем больше увеличивается пространство, в котором предметы окажутся резкими. Допустим, есть две фотографии. Снимок слева сделан с диафрагмой f/10, 7, а тот, что справа, - со значением диафрагмы f / 3, 9. На правом снимке объект съемки четко выделяется на нерезком и размытом фоне. На снимке слева объект съемки изображен с той же степенью резкости, что и на правом, но фон при этом гораздо более четок и проработан. Фотографы часто намеренно уменьшают глубину резкости и размывают фон для того, чтобы выделить главный объект снимка. Но при фотографировании пейзажа или интерьера цель фотографа иная - добиться максимальной глубины резкости. Снимая с расстояния 5-10 м короткофокусным объективом и прикрыв диафрагму (до разумных пределов), можно добиться максимальной глубины резкости изображения.

На глубину резко изображаемого пространства влияет так же формат плёнки (или размер светочувствительной матрицы) и расстояние до объекта фокусировки (съёмки).

Глубина резкости будет увеличиваться:

  • при уменьшении значения диафрагмы (увеличении диафрагменного числа),
  • при увеличении расстояния до объекта съемки,
  • при уменьшении размера светочувствительного материала.

Глубина резкости будет уменьшаться:

  • при увеличении значения диафрагмы (уменьшении диафрагменного числа),
  • при уменьшении расстояния до объекта съемки,
  • при увеличении размера светочувствительного материала.

Для выбора скорости затвора (выдержки) надо проанализировать, как на снимке будет передано движение объекта съемки. Если запечатлеть бегуна – выдержка должна быть не длиннее 1/250, идущего человека- не длиннее 1/125. с. Разговаривающего или жестикулирующего человека – 1/60 с. При более длительной экспозиции – движения его будут нерезким. При длительной выдержки лучше снимать со штатива.

Полностью нерезкий кадр . – художественный прием. Это было в советский период. Протест против прямой фиксации объекта – в какой-то мере. Стремились достичь поэтичности, образности. Нежность тональных переходов приближала их картины к пастели, акварели и пр. Это было учение у художников и стало изобразительным средством фотографии. Создавались мягкорисующими объективами. Более или менее получается резкий предмет, на кот. наведена была наводка. Остальные совсем размыто.

25. Взаимосвязь значения диафрагмы и глубины резкости. «Нерезкость» изображения как творческий прием и одно из изобразительных средств.

Диафра́гма - устройство объектива фотокамеры, позволяющее регулировать относительное отверстие, то есть изменять количество проходящего через объектив света. Чем больше число диафрагмы , тем меньше отверстие , через которое свет попадает в камеру (следовательно, больше возможностей для съемки при плохой освещенности). При изменении значения диафрагмы на одна ступень количество света, попадающее в объектив, увеличивается в два раза.

Основы общей фотографии

Сущность процесса фотографирования.
Негативный и позитивный процессы.

В состав фотографического , или эмульсионного слоя фотографического материала входят мельчайшие кристаллы светочувствительных галогенных солей серебра, распределенные во взвешенном состоянии в водном растворе желатины. Этот слой наносится на стекло или негорючую пленочную основу.

В фотографии наибольшее распространение имеет негативно-позитивный способ получения фотографических изображений, складывающийся из следующих этапов: фотографическая съемка, негативный процесс, позитивный процесс.

Фотографическая съемка осуществляется с помощью фотографического аппарата - высокоточного оптического прибора, состоящего из большого количества различных узлов и механизмов, основными из которых являются:

    фотографический объектив с приспособлением , обеспечивающим наводку на резкость;

    затвор;

    светонепроницаемая камера, защищающая фотоматериал от постороннего света;

    видоискатель;

    кадровое окно;

    кассета со светочувствительным материалом.

ФОТООБЪЕКТИВ состоит из системы линз, дающей на светочувствительном слое действительное и обратное изображение объекта съемки

ЗАТВОР открывает доступ к фотослою изображения, проецируемого объективом. При этом проецирование осуществляется в течение точно установленного промежутка времени. Такое дозированное освещение фотослоя при съемке называется экспонированием, а промежуток времени, на который открывается затвор - выдержкой.

При фотографической съемке под действием света в различных участках светочувствительного слоя образуется незаметное глазом так называемое скрытое изображение. Далее светочувствительный материал сначала проявляют , то есть опускают в проявитель - специальный химический раствор, переводящий скрытое изображение в видимое. После споласкивания в воде пленку переносят во второй раствор, который удаляет из слоя остатки не подвергшегося освещению и не проявленного галогенного серебра. Этот раствор называется фиксажом, а процесс обработки в нем - фиксированием.

Описанный процесс химико-фотографической обработки называется негативным процессом, а полученное изображение - негативом. Изображение на негативе по светам и теням обратно объекту съемки, так как под действием света, отраженных от светлых участков объекта , на фотослое при съемке и обработке образуются большие почернения и, наоборот, под действием света, отраженного от его темных участков, на фотослое образуются малые почернения.

С негатива можно получить позитив, воспроизводящий по соотношению плотностей объект съемки. Процесс его изготовления складывается из экспонирования негативного материала, или фотопечати , и его химико-фотографической обработки. Фотопечать может осуществляться контактным и проекционным способами.

Свойства светочувствительных материалов.

Все фотографические материалы - сложные многослойные структуры, состоящие из большого количества специальных слоев (от 4 до 22 и более): подслой, эмульсионный слой, противоореольный слой, противоскручивающий слой и т. д.

Основные свойства: светочувствительность, контрастность, спектральная чувствительность, фотографическая широта, фотографическая вуаль, разрешающая способность.

    светочувствительность - способность фотоматериала давать те или иные почернения под действием белого цвета и проявления. Чем меньше чувствительность, тем больше света нужно для создания одинаковых почернений фотослоя. *** ГОСТ DIN ASA ***

    фотографическая широта - способность фотоматериала правильно воспроизводить интервал яркостей объекта съемки.

    коэффичент контрастности - показатель, обратный фотографической широте - показывает способность фотоматериала тем или иным различием почернений передавать различие яркостей объектов съемки.

    спектральная чувствительность - определяет степень реагирования эмульсионного слоя на различные цвета спектра. Чтобы негативные фотоматериалы были чувствительны к различным лучам спектра, в эмульсионный слой вводят оптические сенсибилизаторы.*** несенсибилизир., ортохром, изохром, панхром, изопанхром ***

    фотографическая вуаль - способность фотоматериала к почернению под воздействием проявителя даже в тех местах, на которые свет не действовал.

    разрешающая способность - характеризуется количеством линий, раздельно передаваемых на 1 мм эмульсионного слоя.

Вид

Свето
чув-сть

Коэфф.
кон-ти

Время
проявки

Широта

Фотовуаль

Разреш.
спос-ть

Ф - 32

32 (32)

0,8

6 - 10

1,5

0,1

116

Ф - 65

65 (45)

0,8

6 - 10

1,5

0,16

Ф - 130

130 (90)

0,8

6 - 10

1,5

0,25

Ф - 250

250 (350)

0,8

6 - 10

1,5

0,30

Фт - 30

8 - 22

3,2

0,08

116

М-т - 200

2,0

3,0

196

М-т - 300

2,5

4,5

300

Классификация фотоаппаратов,
объективов и экспонометров.

Все существующие типы фотоаппаратов можно условно разделить на две основные группы:

    общего назначения (любит. и проф.)

    специальные (аэро-, рентген- и т.д.)

Фотоаппараты общего назначения классифицируются по:

    формату кадра

    конструктивным особенностям

    степени оснащенности

    типу затвора

    способу наводки на резкость

    степени автоматизации

По формату кадра:

    миниатюрные 14х21,12х17,10х14

    полуформатные 18х24

    малоформатные 24х36 28х28

    среднеформатные 6х9 см, 6х7, 6х6, 4,5х6

    крупноформатные 18х24 см, 13х18, 9х12, 8,5х10,5

По конструкции:

    складные - Искра, Москва

    жесткой конструкции - ФЭД, Зоркий, Киев

    зеркальные однообъективные - Зенит, Салют

    зеркальные двухобъективные - Любитель

По технической оснащенности:

    простейшие - Этюд

    простые - Смена

    среднего класса - Зоркий

    высокого класса - Зенит

Устройство фотоаппарата и функции его систем

ФОТООБЪЕКТИВ - важнейшая часть фотоаппарата, от которой, в основном, зависит качество получаемого изображения. Фотообъективом может служить как простейшая линза, так и сложнейшие системы из 10-12 линз со встроенными зеркалами.

У каждого объектива есть своя техническая характеристика: величина фокусного расстояния, угол поля изображения , светосила, раз- решающая сила, а также много специальных характеристик.

ФОКУСНОЕ РАССТОЯНИЕ - расстояние от задней линзы объектива до точки, где образуется резкое изображение бесконечно удаленного предмета. Измеряется в мм. По соотношению фокусного расстояния и диагонали кадра объективы делятся на:

    нормальные (прим. равны)

    короткофокусные (меньше)

    длиннофокусные (больше)

    с переменным фокусным расстоянием

УГОЛ ПОЛЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ - ограничивается двумя лучами, проходящими через отверстие диафрагмы объектива и противоположными углами кадрового окна фотоаппарата. За пределами этого угла качество изображения резко падает. В зависимости от этого угла объективы бывают:

    нормальные 15-60 град.

    широкоугольные > 60 град.

    узкоугольные

СВЕТОСИЛА - способность объектива создавать определенную освещенность изображения. Выражается светосила в так называемом относительном отверстии, которое равно отношению диаметра линзы (или диафрагмы) к фокусному расстоянию объектива. Значения относительного отверстия нанесены на оправе объектива и представляет собой ряд установленных чисел: 0,7; 1,0; 1,4; 2,0; 2,8; 4; 5,6; 8; 11; 16; 22; 32; 45 и 64. При изменении значения диафрагмы на 1 ступень освещенность изображения, так же как и светосила , изменяется в 2 раза.
Просветление, многослойное просветление - способы увеличения светосилы (толщина пленки ~1/4 длины света).
По светосиле объективы делятся на:

    сверхсветосильные 1:0,7 - 1:2

    светосильные 1:2,8 - 1:4,5

    светосильные 1:2,8 - 1:4,5

РАЗРЕШАЮЩАЯ СИЛА - способность объектива передавать мелкие детали изображения, выражается максимальным числом штрихов и промежутков на 1 мм в центре и на краю изображения. Наибольшее значение разрешающей силы получается при диафрагме 1:5,6 - 1: 11

ГЛУБИНА РЕЗКОСТИ - способность объектива давать практически резкие изображения предметов, находящихся от него на разном расстоянии. Она зависит от фокусного расстояния и диафрагмы. Необходимую диафрагму определяют по шкале глубины резкости

ФОТОЭКСПОНОМЕТР - устройство для определения экспозиции, то есть количества освещения, которое должно подействовать на фотослой для получения качественного изображения.

Фотоэкспонометры бывают встроенные в фотоаппарат и автономные. Те и другие делятся на экспонометры с селеновым фотоэлементом (без источника питания) и экспонометры с фотодиодами или фоторезисторами (с источниками питания).

Системы установки экспозиции в фотоаппаратах бывают:

    неавтоматические (ручные)

    по показателям экспонометра

    полуавтоматические

    автоматические (с предварительной установкой выдержки или диафрагмымы)

Растворы для обработки черно-белых
фотоматериалов, их рецептура
и приготовление.

ПРОЯВЛЕНИЕ - усиление скрытого изображения, образовавшегося в фотослое при экспонировании, в результате чего образуется видимое фотографическое изображение.

В состав проявляющих растворов входят следующие вещества:

    проявляющие:
    метол, гидрохинон, глицин, фенидон и т.д.

    образуют видимое изображение из зерен металлического серебра

    сохраняющие:
    сульфит натрия метабисульфит калия гидроксиламинсульфат

    сохраняют проявляющие вещества от окисления

    вступая во взаимодействие с продуктами окисления проявляющих веществ, образуют новые соединения, обладающие проявляющими свойствами

    повышает выход металлического серебра на каждую молекулу проявителя

    способствуют мелкозернистому проявлению

    ускоряющие:
    едкие щелочи, углекислые щелочи, бура, тринатрийфосфат.

    повышают активность проявляющих веществ

    способствуют стабильности работы проявителя

    противовуалирующие вещества:
    бромиды, иодиды, бензотриазол, нитробензимидазол

Проявитель

Метол

Гидрох.

Фенидон

Сульфит

Сода

Бура

KBr

Вода

Станд.? 1

1,0

5,0

26,0

20,0

1,0

до 1 лит.

Станд.? 2

8,0

125,0

5,75

2.5

до 1 лит.

Фенидон-
гидр./ пл

0,5

0,05

100,0

2,0

0,5

до 1 лит.

После проявления в эмульсионном слое остается около 75% не восстановленных солей серебра, которые могут на свету потемнеть и испортить изображение. Для их удаления применяется ФИКСИРОВАНИЕ.

Фиксаж

Тиосуль-
фат натр.

Суль-
фит б/в

Уксус.
кис-та
ледянная

Серная
кис-та

Квасчы
ок. алюм.

Хлор.
амм.

Вода

нейтральный

250,0

до 1 лит.

кислый

250,0

20,0

20,0

до 1 лит.

быстрый

200,0

50,0

до 1 лит.

кислый
дубящий

200,0

20,0

15,0

10,0

до 1 лит.

Свет состоит из быстроменяющихся электрических и магнитных полей в виде фотонов. Фотон обладает энергией, пропорциональной частоте света. Чтобы зарегистрировать изображение, энергия фотона должна быть затрачена на создание каким-либо способом изменений в фотодетекторе. Для регистрации оптических изображений использу­ются фотохимические или фотоэлектрические системы. В фотохимиче­ском процессе энергия поглощенного фотона приводит к такому изме­нению химической структуры вещества, что информация об изобра­жении хранится в измененном расположении атомов материала. В фо­тоэлектрическом процессе фотон взаимодействует со средой так, что освобождается электрон, и информация об изображении хранится в освобожденных электронах. В большинстве фотохимических и фото­электрических процессов фотоны сначала взаимодействуют с электро­нами, вызывая их перераспределение; главное различие этих процес­сов - в способе хранения информации.

Фотографический процесс - это фотохимический процесс.

Классический фотографический процесс может быть разделен на три стадии:

Экспонирование,

Проявление,

Фиксирование.

Экспозиция - это взаимодействие фотона с веществом, сопрово­ждающееся формированием изображения. Проявление - процесс, в котором изображение становится видимым. Фиксирование - процесс, в котором изображение становится устойчивым. В процессе про явления происходит значительное усиление зарегистрированной ин­формации.

Бумажная основа фотографического материала для печати может покрываться лаком для уменьшения поглощения воды (или химиче­ских реактивов) волокнами бумаги. Лицевая сторона бумаги часто по­крывается интенсивно-белым соединением (сульфатом бария), улуч­шающим отражательную способность бумаги. Эмульсия, которая на­носится в виде многослойного покрытия, образует следующий слой, который вместе с защитным слоем желатины составляет верхнее по­крытие фотобумаги.

Обычно фотографируемый объект освещается несколькими ис­точниками света (редко одним), которые могут давать как равномер­ное, так и неравномерное освещение. Сами объекты отражают свет по-разному: некоторые способны отражать много света (например, белые поверхности - бумага, снег), в то время как другие практически не от­ражают свет (например, черный бархат, сажа). Не всегда отраженный от предмета свет будет обладать таким же цветом, что и падающий. Од­нако, предполагая, что фотопленка является панхроматической, т.е. чувствительной к общему ^количеству отраженного предметом света, этот эффект можно не учитывать.

Почернение проявленной фотопленки будет тем значительнее, чем больше света попадает на нее. Изображение, регистрируемое фо­топленкой, характеризуется некоторым распределением серых тонов, которое затем воспроизводится на фотобумаге, причем самые светлые участки негатива приводят к образованию самых темных тонов на от­печатке (позитиве). Количество света, отраженного данным участком объекта, называется яркостью. В фотографии яркость измеряется в канделах на квадратный метр. Приборы, измеряющие отраженный свет, в том числе и фотоэкспонометры, измеряют яркость или какую-либо другую величину, пропорциональную ей. Контраст объекта представляет собой отношение яркостей самой светлой и самой тем­ной его частей и иногда называется просто отношением света и тени. Фотографы часто используют понятие «тон» для описания не только градации серого цвета на фотопленке или фотобумаге, но также ярко­стей участков объекта.

Открытый пейзаж в яркий солнечный день, как правило, получает непосредственно от солнца 90% света, а в средний солнечный день - около 80%. Оставшееся количество - это солнечный свет, отражен­ный от окружающих объектов и облаков, а также рассеянный частица­ми пыли, находящимися в воздухе. Максимальное отношение ярко­стей вне помещения в солнечный день достигает 1000/1. Если не учитывать световые блики (т.е. свет, отраженный от стекла или блестяще го металла) и совершенно черный тон (например, открытый дверной проем в темную комнату), то контраст будет около 160/1. Для сравне­ния отношение яркостей на пляже в пасмурный день составляет 10/1.

Контраст между самым светлым и самым темным тоном на глянце­
вой фотобумаге (полиграфическом оттиске) составляет приблизительно 70/1. Полуматовая и матовая бумаги обладают несколько меньшим
контрастом. Следовательно, большинство объектов не может быть
воспроизведено на фотобумаге такими, какие они видимы глазом. По­
этому тональный диапазон должен быть сжат. С другой стороны, сцена
на пляже в пасмурный день может быть воспроизведена такой, какая
она видима глазом. Обычно область тонов в таком случае может быть
расширена для улучшения качества снимка. Степень сжатия (или рас­тяжения) тонального диапазона в значительной мере определяет эмо­циональное воздействие получаемого отпечатка. Если фотограф при
фотографировании высококонтрастного объекта хочет получить мак­симально близкое к действительности воспроизведение тонов, то не­
обходимо использовать несжатые тона серых средних градаций и сжатые света и тени.

Фотоаппарат и фотопленка изменяют контраст изображения объ­екта в процессе фотографирования. Через неэкспонированную, а за­тем проявленную пленку проходит приблизительно в 103 раза больше света по сравнению с засвеченной и затем проявленной пленкой.

Экспозиция - Н равна произведению освещенности Е (люкс) на время экспозиции t (сек):

С точки зрения закона взаимозаместимости, который выражает данная формула, представляет интерес усредненная экспозиция плен­ки. Особую роль играет освещенность Е пленки в ее различных точках в зависимости от освещенности объекта. В фотографии освещенность обычно измеряется в люксах (лк), время - в секундах и экспозиция - в единицах лк/с. Время экспозиции для любых участков снимка будет одинаковым. Освещенность, однако, различна для разных участков объекта: затененные участки характеризуются низкой освещенностью, светлые - высокой освещенностью. Этот разброс освещенности и яв­ляется причиной существования соответствующего диапазона экспо­зиций на фотопленке Н.

Для получения хороших результатов необходимо решить следую­щие вопросы:

Какой фотоматериал выбрать для работы;


Как экспонировать фотоматериал;

Время проявления;

Какой применить проявитель;

Какую выбрать температуру проявки?

Фотоматериал характеризуется несколькими параметрами:

Контрастность;

Светочувствительность;

Частотно-контрастная характеристика;

Разрешающая способность.

Резкость может быть как требуемой, так и нежелательной характе­ристикой снимка. Иногда интенсивное «смазывание» изображения используется для передачи эффекта движения.

Снимок не может быть более резким, чем сам объект, который на нем представлен. Относительное движение фотоаппарата и предмета уменьшает резкость. Самые резкие снимки получаются при условии неподвижности объекта и четкой фиксации фотоаппарата. Вследствие низкой контрастности объекта или мягкого освещения снимок может выглядеть менее резким. Если предмет «не в фокусе», то его изображе­ние не будет резким. Даже сфокусированный объект может быть не­резким, если объектив подвержен значительной аберрации.

Резкое изображение, полученное на фотопленке, может дать рез­кий негатив, если пленка - обладает значительными разрешением, не­обходимым для воспроизведения мелких деталей изображения. Харак­теристики фотопленки зависят от способа ее обработки. Контраст­ность пленки и ее разрешающая способность могут заметно меняться в зависимости от способа проявления. Насколько резким кажется полу­ченный отпечаток, зависит от степени его увеличения и условий, при которых он рассматривается. Если снимок рассматривать издали при плохом освещении, то он может казаться резким, несмотря на имею­щуюся нерезкость. С другой стороны, снимок не будет казаться резким при большом увеличении и если он рассматривается слишком близко с точки наилучшего наблюдения при ярком освещении.

Вопросы для самопроверки

1. Почему при обычной фотопечати предпочтение отдают глянцевой фо­тобумаге, а не матовой?

2. Какие факты из истории фотографии вам известны.

3. Назовите дату «рождения» фотографии.

4. С творчеством каких фотографов вы знакомы?

5. Какие стадии развития прошла фотография?

6. В чем заключается диалектическое единство образа и слова в рекламе?

10. Какие специальные методы фотосъемки вам известны?

11. Каковы особенности портретной съемки?

12. Что такое композиция фотоснимка?