Убеждения человека – иллюзии нашего разума. Фокусы мозга

В этой статье мы поговорим о том, что такое иллюзии ума. Для начала, хочу сказать, что ум прекрасный инструмент, которым нас наделило Бытие. Ум это не мозг, не надо их путать. Мозг, часть тела. Но при этом ум может быть как величайшим другом для нас, так и величайшим «врагом».Если ум постоянно бубнит у вас в голове, это внутренний голос, который постоянно говорит что нужно сделать, а что не нужно делать.

Мы даже заснуть нормально не можем из-за того, что наш ум постоянно галдит. Так вот, всё о чём вам говорит ум, всё о чем он думает - это всё иллюзии, этого нет в реальности. Вам нужно это уяснить. Ещё раз всё, о чем вы думаете или ваш ум, этого нет. Почему? Да потому, что мысли наши либо о прошлом, либо о будущем, заметьте, зачастую, негативном будущем.

Есть масса вариантов развёртывания событий, но мы привыкли чаще всего всё видеть в негативном свете. Это всё потому, что мы неосознанные. Мы не понимаем, что ум- это не мы. Мы не осознаем, что этот голос внутри нас, не наш голос. Тот в ком, есть хоть толика осознанности понимает, о чём здесь говорится потому, что у осознанного человека есть возможность наблюдать у себя в голове эти все шоу и иллюзии, которые нам подсовывает наш ум. Проблемы в том, что мы верим ему. Наш ум обманывает нас и не потому, что он «плохой», или хочет причинить нам вред, просто, это то, что есть, если в нас нет осознанности. Даже в Индии, есть такое изречение “ум- это майя”, то есть иллюзия.

МЫСЛИ ЭТО ВСЕГО ЛИШЬ МЫСЛИ. Не стоит к ним уж чересчур серьёзно относится и воспринимать их как абсолютную реальность. Перестаньте верить им. Мысли ничего общего не имеют с вашей жизненной ситуацией, с вами, с миром.

Хочу привести пример из жизни духовного учителя Этхарта Толле и его случай в жизни, онрассказывает о женщине, которая
громко спорила с другим человеком вслух у себя в голове, рядом никого не было, она просто продолжала гневно вести спор с человеком, которого рядом уже нет:

То, чему я стал свидетелем, несколько обескуражило меня. Будучи взрослым двадцатипятилетним студентом первого курса, я считал себя интеллектуалом, и был убежден, что все ответы можно найти и все проблемы человеческого бытия можно решить при помощи интеллекта, то есть - думанья. Тогда я еще не понимал, что неосознаваемое думанье и есть основная проблема человеческого существования. Профессора мне представлялись мудрецами, знающими все ответы, а университет - храмом знания. Как она могла быть частью всего этого?

Перед тем, как войти в библиотеку, продолжая думать о странной женщине, которая сама с собой громко разговаривала, я зашел в мужскую комнату. Я мыл руки и размышлял: «Надеюсь, я не закончу так же, как она». Стоявший рядом человек бросил взгляд в мою сторону, и я вдруг с потрясением понял, что не только подумал, но и пробормотал это вслух. «Боже мой, да я уже такой же, как она», - промелькнуло в голове. Разве мой ум не работал так же непрерывно, как ее? Между нами была ничтожная разница. Похоже, что доминирующей эмоцией ее думанья был гнев. В моем случае преобладала тревога. Она думала вслух. Я думал преимущественно про себя. Если она сумасшедшая, то тогда все сумасшедшие, и я в том числе. Разница только в степени.

На какой-то миг я сумел отступить от своего ума и увидеть его как бы с более глубокой точки. Произошел краткий сдвиг от думанья к осознанности. Я по-прежнему был в мужской комнате, только теперь один, и смотрел на отражение своего лица в зеркале. В момент отделения от ума я громко засмеялся. Это может показаться безумным, но мой смех исходил из здравого ума. Это был смех пузатого Будды. «Жизнь не так серьезна, как ее рисует ум ». Похоже, смех сообщал мне именно это. Но это был лишь проблеск, и очень скоро он забылся. Следующие три года я прожил в состоянии тревоги и депрессии, целиком отождествленный с умом. И прежде чем ко мне вернулась осознанность, мне довелось очень близко подойти к мысли о самоубийстве, но тогда это было уже гораздо больше, чем проблеск. Я освободился от навязчивого думанья и мнимого, созданного умом «я».

Можно седлать вывод, что не все проблемы решаются умом, нужно также почаще использовать своё сердце. Важно понимать, то единственное, на что нужно обращать внимание, это наше чувства, касательно того или иного аспекта нашей жизни, чувства всего лучше отображают то, что есть, заметьте чувства не эмоции их нужно различать. Чувства, это единственная реальность ибо мы их чувствуем сейчас, а не где-то в прошлом или будущем. Рекомендую к просмотру фильм «Револьвер» 2005 года, в этом фильме очень хорошо освещается данная тема, тема навязчивого думания.

Наблюдайте за мыслями и тогда вы будете видеть их иллюзорность, а не принимать их за реальность!!!

Подведём итоги:

  • всё о чем вы думаете - это иллюзии, этого нет;
  • все ваши представления о жизни, мире и себе - это иллюзии ума;
  • все ваши мысли о самом себе, что вы можете или не можете - это иллюзии ума;
  • все ваши идеи о чём или о ком бы то ни было - это иллюзии ума.

В это тяжело поверить, но это так, об истине невозможно думать, как только вы начинаете думать о ней, истина перестаёт быть истиной, ибо истина только в моменте сейчас, а мысли либо в прошлом либо в будущем. Единственное, что вам поможет избавиться от иллюзий - это регулярная практика МЕДИТАЦИЙ.

Вот в целом и всё, если вы хотите познакомится с тематикой статей этой же серии, переходите на мой блог по ссылке ниже в источнике.

Фото из личного архива Андрея Сокола

В эпоху экономики знаний особенно важными становятся умение контролировать себя, быстро учиться новому, проявлять творческие способности, делать несколько дел одновременно. Под силу ли такой список требований нашему мозгу? Что нужно знать об устройстве этого органа современному человеку, чтобы работать продуктивнее? Об этом беседа с кандидатом медицинских наук, доцентом кафедры нормальной анатомии БГМУ нейроанатомом Андреем Соколом.

- Самый известный среди обывателей способ оценки развития умственных способностей - тесты на IQ. Можно ли им доверять?

Тесты на IQ изначально были разработаны, чтобы отсекать людей с низким коэффициентом интеллекта. Такие тесты очень неплохо показывают уровень ниже среднего, но совершенно не подходят для выявления гениальных людей. Дело в том, что в заданиях по факту определен один правильный ответ, но на самом деле можно выявить больше вариантов решения: чем больше развит человек, тем больше он их найдет. Это важный момент, о котором многие забывают. Прежде всего об этом забыли американцы, которые с помощью таких тестов принимали людей на работу, в том числе на важные посты. Чего они добились? Большинство своих гениальных людей они отправили на заводы и бензоколонки, а впоследствии им пришлось приглашать огромное количество профессоров и других специалистов из-за рубежа.

- Тогда как объективно измерить уровень развития интеллекта?

Сделать это крайне сложно. Есть различные типы интеллекта: классический - это логика, умение решать проблемы, есть прикладной интеллект - это концентрация, сила воли, энергичность, социальный интеллект - эмпатия, убедительность, социальные навыки, а также динамический интеллект - память, обучаемость. Правильно каждый рассматривать в отдельности и оценивать с помощью различных тестов.

Продуктивность сегодня превращается в культ. Есть даже мобильные приложения, которые помогают улучшить работу мозга путем решения различных задачек. Происки маркетологов?

Есть известная байка, что наш мозг работает только на 10%. Это полная глупость. Не найдено ни одной области мозга, которая не была бы задействована. Я провел бы аналогию с сердцем: работает ли оно на 100%? Безусловно, да. Но по-разному во время бега или сна. Так же и наш мозг: он работает постоянно, но в разных режимах на разных частотах. Это можно увидеть на энцефалограмме: в расслабленном состоянии мозг работает на тета-волне, альфа-волне, в активном - на ­бета- и гамма-волнах. Еще один факт: мозг занимает примерно 2% массы тела, но при этом потребляет 20% питательных веществ. Если предположить, что сейчас мозг работает на 10%, а потом заработает на 100%, то мы просто не сможем покрыть необходимые энергозатраты.

По поводу мобильных приложений. Нет ни одного серьезного доказательства, что эти приложения действительно работают. В то же время никакого вреда, кроме разве что траты времени, это не принесет. С помощью подобных приложений действительно можно прокачать свои навыки, но какие? Если вы, допустим, собирали зеленые квадратики и красные кружочки, то научитесь делать это более качественно, однако с навыками реальной жизни это никак не коррелирует. Ничуть не хуже работают стандартные судоку и кроссворды. Если некоторые исследования утверждают противоположное, стоит обратить внимание на то, по чьему заказу они выполнялись и какая там выборка, - обычно это 10-15 человек, что для серьезной науки ничтожно мало. Кстати, одна из популярных фирм-издателей таких мобильных приложений заплатила 2 млн штрафа за то, что приукрашивала свои исследования.

Обычные компьютерные игры, к слову, прокачивают мозг не хуже, а то и лучше специальных приложений. Например, шутеры (стрелялки) развивают скорость реакции, стратегии помогают быстрее принимать сложные решения. Поэтому порой компьютерные игры могут принести пользу, главное, знать меру.

- Что действительно может помочь стать эффективнее?

Лучше всего прокачивает мозг овладение новым навыком. И чем более комплексный этот навык, тем лучше. К примеру, игра на музыкальных инструментах. Я почувствовал значимый эффект, когда за десять дней научился печатать вслепую. Кроме прочего, это хорошо тем, что так вы синхронизируете работу обоих полушарий, если одно из них отстает, вы уже не будете печатать так хорошо.

Безусловно, важен спорт. Сердечно-сосудистая система питает все наши органы, поэтому если прокачиваете тело, улучшается и питание мозга, что сразу отражается на его функциях. Разные типы нагрузки прокачивают разные области мозга. Например, поднятие тяжестей улучшает действие префронтальной коры - нашего высшего когнитивного центра, отвечающего за контроль, внимание, концентрацию. Аэробные нагрузки влияют на работу гипокампа: это древняя структура в глубине мозга, отвечающая за работу памяти. Высокоинтенсивные тренировки улучшают работу гипоталамуса, который отвечает за постоянство внутренней среды - управляет всеми внутренними процессами.

Хороший вариант - йога, она комплексно воздействует на разные области мозга. Также я рекомендовал бы занятия медитацией. Я практикую ее уже около 10 лет и пришел к этому не благодаря рассказам какого-нибудь гуру, а вдохновившись результатами современных научных исследований. Неоднократно было показано, что практика медитации способна изменять частоту работы мозга. Собственно, любая деятельность совершается на разных частотах, но, как правило, они переключаются сами по себе. Во время же медитации вы учитесь делать это своим сознательным усилием и контролем. Этот навык особенно полезен для городских жителей, которые с трудом могут перейти в расслабленное состояние. Я уже не говорю о том, что медитация в долгосрочной перспективе способна увеличивать толщину коры мозга в разных областях, например, префронтальную кору - то есть человек сможет лучше планировать свои действия, совладать с отвлекающими факторами. Так что это может быть полезно для всех.

Может ли наш мозг приспособиться к ускоряющимся темпам жизни - научиться работать в режиме многозадачности?

Большинство городских жителей считают, что они занимаются многозадачностью, и многие даже гордятся этим. Но на самом деле многозадачность - это иллюзия. Мозг не может решать несколько задач одновременно, он, скорее, постоянно прыгает от одной задачи к другой. Справиться с двумя еще кое-как возможно, но, если задач больше - одна в любом случае выпадает. Можно возразить: я иду по парку, говорю по телефону и ем мороженое. Но это не совсем корректный пример. Классическая многозадачность - это когда задействован один и тот же сенсорный канал, например, когда приходится слушать одновременно двух собеседников.

Способности к многозадачности в большей степени развиты у женщин, потому что у них больше связей между двумя полушариями, в то время как у мужчин больше связей в одном полушарии. Это не хорошо и не плохо. Однако нужно понимать, что работа в режиме многозадачности значительно снижает эффективность. Если по каким-то причинам есть необходимость немного так поработать, ничего страшного, главное - это не должно быть вашей привычкой.

Явление, которое стало активно обсуждаться не так давно, - прокрастинация. Это откладывание важных дел, замещение их несрочными и неважными. Откуда она берется?

Прокрастинация - это болезнь XXI века. Каковы ее механизмы? Самый главный - падение вознаграждения. Если вы работаете ради какой-то цели - зарплаты в 1000 долларов, например, то, как только вы ее получили, вы не захотите больше так же усердно работать за те же деньги. Второй механизм - тревожный мозг не любит неопределенностей. А чтобы не волноваться лишний раз, лучше ничего не делать. Наконец, есть такой механизм, как сбой целеполагания. Когда вы начинаете добиваться вместо одной большой цели множества маленьких.

Мозг всегда стремится сэкономить наши ресурсы. И делает все, чтобы мы ленились. Это прописано в нашей биологической сути. Так, в одном из наблюдений людям демонстрировались различные пиктограммы - нужно было соотнести картинки, где человек отдыхает, а где работает. ­Испытуемых просили мышкой передвигать картинки, и замерялось время реакции. Те, что были связаны с работой, человек передвигал медленнее!

Если взглянуть на ­прокрастинацию с точки зрения нейрофизиологии, мы увидим классическое противоборство префронтальной коры и лимбической системы, которая отвечает за эмоции. Мозг помнит, что в прошлом приводило к выработке дофамина - гормона удовольствия, и стремится к повторению таких действий. Поэтому сложно перенаправить ресурсы на цель, которая в будущем может быть достигнута, а может и нет. Проще взять сразу то, что легко и наверняка доступно.


Размер мозга не говорит об уровне развития интеллекта. Большой мозг - это потенциал, но гораздо важнее количество связей между нейронами и их активность.

Методик борьбы с прокрастинацией много. Первое и ключевое - нужна мотивация. Второе - блокировать отвлекающие факторы. По статистике, офисный работник отвлекается каждые три минуты. Наш мозг запрограммирован на отвлечения, потому что мы не знаем, какое из них будет жизненно важным. Эволюционно наши предки вынуждены были отвлекаться. Зашуршали ветки - вдруг это змея ползет?

Многим знакомо чувство усталости от умственной работы. Можно ли от него избавиться, если оно пришло в неподходящее время?

Может помочь краткосрочный сон и смена деятельности - с умственной на физическую. Со стимуляторами - чаем, кофе - не стоит перебарщивать. Зачастую нам нужно не стимулировать себя, а дать немного отдохнуть. Тут прямая аналогия с загнанной лошадью. Если лошадь устала, бесполезно ее стегать - проедет еще километров пять, но потом свалится.

Сегодня важно сочетать в себе креативность и рационализм. Считается, что за эти начала отвечают разные полушария мозга.

В последнее время можно найти много критики в адрес межполушарной асимметрии. Многие утверждают, что ее нет вовсе. Но достаточно глубже копнуть вопрос, чтобы понять, что на определенных уровнях она присутствует, а на других - нет. К примеру, на уровне первичных центров - зрение, слух, движения, общая чувствительность и так далее - асимметрии нет, но, как правило, присутствует доминантность. На уровне выше расположена речь. Правое полушарие способно к зачаточной речи, но полноценная красивая структурированная речь - это активность области Брока, которая находится в лобной доле левого полушария. Кстати, в зависимости от того, бьет человека инсульт в правую или левую лобную долю, сильно меняется его характер. Если в правую, человек останется дурашливым, не будет переживать, если в левую - уйдет в глубокую депрессию. Значит, асимметрия на данном уровне, безусловно, есть. Но если подняться еще выше, на уровень сознания и творчества, здесь асимметрия исчезает вновь.

Дело в том, что сознание и креативность - это одновременная работа нескольких областей обоих полушарий. Чтобы описать этот механизм подробнее, нужно обратить внимание на нейросети: на сегодня известно порядка 10-15 нейросетей, но чаще всего мы используем лишь две из них - сеть пассивного режима и сеть контроля. Первая - сеть работы мозга по умолчанию. Недавно было открыто, что, когда вы, казалось бы, ни о чем не думаете, мозг остается активен и подсознательно обрабатывает массу информации. Вы шли, наслаждались пением птиц, и потом вдруг вас озарила идея. Это - результат работы сети пассивного режима. Ей противопоставляется сеть контроля, которая, наоборот, включается, когда вы активно сосредоточены на решении определенной задачи. Еще нужна салиентная сеть, которая переключает активность мозга с одной сети на другую. Иными словами, есть сеть, которая подкидывает творческие идеи, и есть внутренний критик, который отсекает лишнее, а салиентная сеть переключает из одного состояния в другое. Творчество и креативность я описал бы с этих позиций.

- Как быть со сном: классических 8 часов порой не остается. Так ли они обязательны?

Не совсем. Национальный фонд США по проблемам сна заявляет о том, что эта цифра не может для всех быть одинаковой: есть люди долгоспящие, которым нужно спать 10 часов, есть короткоспящие. К последним относятся люди с мутировавшим геном DEC2, которым хватает 4-5 часов сна в сутки. Еще многое зависит от здоровья и характера человека. А также от возраста. Маленьким детям необходимо 12 часов сна, пожилым людям - 5 часов. Так что 8 часов - скорее усредненный вариант.

Еще очень важно качество сна. Если человек не следует гигиене сна - выпивает перед сном алкоголь или кофе, засыпает на фоне стресса, в комнате шумно и светло, то и 10 часов будут менее эффективны, чем 5 часов качественного сна.

- Насколько мне известно, вы практикуете полифазный сон. Что это такое?

Полифазный сон - это когда вы делите свой сон на несколько частей. Дробить сон на части - естественное качество живого мира: как правило, никакое животное не спит один раз в сутки, а в остальное время бодрствует. Мы же вынуждены спать так, как обусловил социум. Но это не значит, что наш организм изначально заточен под такой режим.

Я не приверженец и скорее даже противник экстремальных вариантов полифазного сна: например, как у Леонардо да Винчи, который спал по 15-20 минут каждые четыре часа. Куда более естественно делить сон на две части. Вместо 8 часов ночью можно попробовать спать 6-6,5 часа, а вернувшись с работы, доспать еще минут 30.

На тему короткой дневной дремы была проведена масса исследований. Это по всем параметрам очень здорово: она улучшает работу мозга и сердечно-сосудистой системы, уменьшает тревожность, оказывает общее благоприятное воздействие на организм. Плюс полифазный сон позволяет сократить его количество, при этом не теряя качества.

Я, к примеру, получил «лишние» 7-10 часов бодрствования в неделю. ­Хотя это, безусловно, не главный бонус, куда важнее - значительно возросла продуктивность, улучшилось общее самочувствие.

3 ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТА О МОЗГЕ

Головная боль не означает, что болит мозг: это все окружающие ткани. В самом мозге нет болевых рецепторов, только в мозговых оболочках и кровеносных сосудах.

Общеизвестный факт: для выживания нервным клеткам необходимы кислород и глюкоза. Если мозг не получает их в течение 3-5 минут, происходят необратимые нарушения. Но позиция «съешь шоколадку, чтобы мозг работал» не совсем верна: глюкозу наш организм способен получать и из менее калорийных продуктов, например, фруктов.

Наша кратковременная память служит для быстрого доступа к небольшому количеству информации, которая находится в быстром доступе в течение 20-30 секунд. Отсюда распространенное явление: когда в ходе беседы вы ненадолго отвлеклись, можно забыть, о чем хотели сказать.

В этой статье вы узнаете, что такое иллюзии ума, и как научиться видеть иллюзии ума в своей голове.

В этой статье мы поговорим о том, что такое иллюзии ума. Для начала, хочу сказать, что ум прекрасный инструмент, которым нас наделило Бытие. Ум это не мозг, не надо их путать. Мозг, часть тела. Но при этом ум может быть как величайшим другом для нас, так и величайшим «врагом».Если ум постоянно бубнит у вас в голове, это внутренний голос, который постоянно говорит что нужно сделать, а что не нужно делать.

Мы даже заснуть нормально не можем из-за того, что наш ум постоянно галдит. Так вот, всё о чём вам говорит ум, всё о чем он думает — это всё иллюзии, этого нет в реальности. Вам нужно это уяснить. Ещё раз всё, о чем вы думаете или ваш ум, этого нет. Почему? Да потому, что мысли наши либо о прошлом, либо о будущем, заметьте, зачастую, негативном будущем.

Есть масса вариантов развёртывания событий, но мы привыкли чаще всего всё видеть в негативном свете. Это всё потому, что мы неосознанные. Мы не понимаем, что ум- это не мы. Мы не осознаем, что этот голос внутри нас, не наш голос. Тот в ком, есть хоть толика осознанности понимает, о чём здесь говорится потому, что у осознанного человека есть возможность наблюдать у себя в голове эти все шоу и иллюзии, которые нам подсовывает наш ум. Проблемы в том, что мы верим ему. Наш ум обманывает нас и не потому, что он «плохой», или хочет причинить нам вред, просто, это то, что есть, если в нас нет осознанности. Даже в Индии, есть такое изречение "ум- это майя", то есть иллюзия.

ЭТО ВСЕГО ЛИШЬ МЫСЛИ. Не стоит к ним уж чересчур серьёзно относится и воспринимать их как абсолютную реальность. Перестаньте верить им. Мысли ничего общего не имеют с вашей жизненной ситуацией, с вами, с миром.

Хочу привести пример из жизни духовного учителя Этхарта Толле и его случай в жизни, онрассказывает о женщине, которая
громко спорила с другим человеком вслух у себя в голове, рядом никого не было, она просто продолжала гневно вести спор с человеком, которого рядом уже нет:

То, чему я стал свидетелем, несколько обескуражило меня. Будучи взрослым двадцатипятилетним студентом первого курса, я считал себя интеллектуалом, и был убежден, что все ответы можно найти и все проблемы человеческого бытия можно решить при помощи интеллекта, то есть - думанья. Тогда я еще не понимал, что неосознаваемое думанье и есть основная проблема человеческого существования. Профессора мне представлялись мудрецами, знающими все ответы, а университет - храмом знания. Как она могла быть частью всего этого?

Перед тем, как войти в библиотеку, продолжая думать о странной женщине, которая сама с собой громко разговаривала, я зашел в мужскую комнату. Я мыл руки и размышлял: «Надеюсь, я не закончу так же, как она». Стоявший рядом человек бросил взгляд в мою сторону, и я вдруг с потрясением понял, что не только подумал, но и пробормотал это вслух. «Боже мой, да я уже такой же, как она», - промелькнуло в голове. Разве мой ум не работал так же непрерывно, как ее? Между нами была ничтожная разница. Похоже, что доминирующей эмоцией ее думанья был гнев. В моем случае преобладала тревога. Она думала вслух. Я думал преимущественно про себя. Если она сумасшедшая, то тогда все сумасшедшие, и я в том числе. Разница только в степени.

На какой-то миг я сумел отступить от своего ума и увидеть его как бы с более глубокой точки. Произошел краткий сдвиг от думанья к осознанности. Я по-прежнему был в мужской комнате, только теперь один, и смотрел на отражение своего лица в зеркале. В момент отделения от ума я громко засмеялся. Это может показаться безумным, но мой смех исходил из здравого ума. Это был смех пузатого Будды. «Жизнь не так серьезна, как ее рисует ум ». Похоже, смех сообщал мне именно это. Но это был лишь проблеск, и очень скоро он забылся. Следующие три года я прожил в состоянии тревоги и депрессии, целиком отождествленный с умом. И прежде чем ко мне вернулась осознанность, мне довелось очень близко подойти к мысли о самоубийстве, но тогда это было уже гораздо больше, чем проблеск. Я освободился от навязчивого думанья и мнимого, созданного умом «я».

Можно седлать вывод, что не все проблемы решаются умом, нужно также почаще использовать своё сердце. Важно понимать, то единственное, на что нужно обращать внимание, это наше чувства, касательно того или иного аспекта нашей жизни, чувства всего лучше отображают то, что есть, заметьте чувства не эмоции их нужно различать. Чувства, это единственная реальность ибо мы их чувствуем сейчас, а не где-то в прошлом или будущем. Рекомендую к просмотру фильм «Револьвер» 2005 года, в этом фильме очень хорошо освещается данная тема, тема навязчивого думания.

За мыслями и тогда вы будете видеть их иллюзорность, а не принимать их за реальность!!!

Подведём итоги:

  • всё о чем вы думаете — это иллюзии, этого нет;
  • все ваши представления о жизни, мире и себе — это иллюзии ума;
  • все ваши мысли о самом себе, что вы можете или не можете — это иллюзии ума;
  • все ваши идеи о чём или о ком бы то ни было — это иллюзии ума.

В это тяжело поверить, но это так, об истине невозможно думать, как только вы начинаете думать о ней, истина перестаёт быть истиной, ибо истина только в моменте сейчас, а мысли либо в прошлом либо в будущем. Единственное, что вам поможет избавиться от иллюзий — это регулярная практика МЕДИТАЦИЙ.

ВИДИМОСТЬ И ИЛЛЮЗИЯ

Тот, кто видит смысл в значимом и отсутствие смысла в бессмысленном, способен на истинное понимание.

Дхаммапада

Но ум подобен иллюзионисту. Он может заставлять нас видеть то, чего на самом деле нет. Большинство из нас попадают в плен иллюзий, которые создаёт наш ум, и, по существу, мы сами подталкиваем себя к порождению всё большего и большего числа неумеренных фантазий. Придуманная драма начинает вызывать привыкание, порождая то, что некоторые из моих учеников называют «адреналиновым драйвом» или «кайфом», который заставляет нас самих или наши проблемы казаться большими, чем сама жизнь, - даже если ситуация, их порождающая, ужасна.

С тем же восторгом, с каким мы аплодируем трюку фокусника, достающего из шляпы зайца, мы смотрим фильмы ужасов, читаем приключенческие романы, ввязываемся в сложные межличностные отношения и боремся со своими начальниками и коллегами. Таким странным способом - возможно, имеющим отношение к самому древнему, рептильному слою мозга, - мы действительно наслаждаемся напряжением, которое вызывают подобные переживания. Усиливая наше ощущение собственного «я» в противовес «им», этот опыт укрепляет наше чувство индивидуальности - которое, как мы видели в предыдущей главе, само по себе является только видимостью, лишённой неотъемлемой реальности.

Некоторые когнитивные психологи, с которыми я разговаривал, сравнивали человеческий ум с кинопроектором. Подобно тому, как кинопроектор проецирует картинки на экран, наш ум проецирует воспринимаемые феномены на своего рода когнитивный экран - контекст, который мы считаем «внешним миром». В то же самое время ум проецирует мысли, чувства и ощущения на другой экран, или контекст, который мы считаем своим внутренним миром, или «собой».

Это уже ближе к буддийскому взгляду на абсолютную и относительную реальность. Абсолютная реальность - это пустотность, состояние, в котором восприятия интуитивно осознаются как бесконечный и преходящий поток возможного опыта. Когда вы начинаете осознавать восприятия как всего лишь мимолетные события, зависящие от обстоятельств, они перестают быть для вас такими значимыми и вся двойственная структура «себя» и «других» начинает терять былую прочность. Относительная реальность - это ошибочная идея, что всё воспринимаемое вами реально само по себе.

Однако не так то просто оставить привычку думать, что вещи существуют где-то «там» во внешнем мире или «внутри». Для этого нужно отказаться от всех иллюзий, которые мы лелеем, и осознать, что все наши проекции, всё, что мы считаем «другим», на самом деле представляет собой спонтанное выражение нашего собственного ума. Это означает оставить идеи о реальности и вместо них переживать поток реальности таким, каков он есть. В то же время вам нет нужды полностью освобождаться от своего восприятия. Вам не нужно укрываться в пещере или в горном ретрите. Вы можете наслаждаться своими переживаниями без активной вовлечённости в них, глядя на них так же, как вы смотрели бы на объекты, являющиеся в сновидении. На самом деле вы можете начать восхищаться тому разнообразию переживаний, что становятся доступны вашему восприятию.

Осознавая различие между видимостью и иллюзией, вы, может статься, признаетесь себе в том, что некоторые из ваших восприятий могли быть неправильными или предвзятыми, что ваши представления о том, какими должны быть вещи, могли до такой степени окостенеть, что вы более не способны видеть никакой точки зрения, кроме своей собственной. Когда я начал осознавать пустотность и ясность своего ума, моя жизнь стала богаче и ярче, да так, что я и представить себе не мог. Как только я отбросил свои идеи о том, какими должны быть вещи, у меня появилась свобода воспринимать свой опыт в точности, как он есть, и в точности, как я есть, именно здесь и сейчас.

Из книги Мастер. Размышления о преображении интеллектула в просветлённого автора Раджниш Бхагван Шри

Из книги Минуя веху. Ключи к пониманию энергии нового тысячелетия автора Кэрролл Ли

Из книги Одна минута мудрости (сборник медитативных притч) автора Мелло Энтони Де

Иллюзия - Как достичь Жизни Вечной?- Наша жизнь и есть Жизнь Вечная. Пребывай в настоящем.- Но разве я сейчас не в настоящем?- Нет.- Почему нет?- Потому что ты не освободился от прошлого.- Зачем же мне отказываться от прошлого? Там не все так плохо.- Прошлое нужно

Из книги Жизнь без усилий. Краткое руководство для удовлетворенности, внимания и потока. автора Бабаута Лео

Видимость Мастер никогда не одобрял ничего, что хоть сколько-нибудь отдавало сенсацией. Божественное, говорил он, можно найти только в

Из книги Откройся Источнику автора Хардинг Дуглас

Из книги Путь настоящего мужчины автора Дейда Дэвид

Из книги Четыре йоги автора Вивекананда Свами