Какие социальные аспекты труда. Каковы социальные аспекты труда

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • Заключение

Введение

Большинство ученых в области экономики труда считают, что ее предметом является труд как целесообразная деятельность людей, возникающая в процессе и по поводу производства См.: Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под ред.Г. Г. Меликьяна, Р.П. Колосовой. - М.: Изд-во МГУ, 1996. . В зарубежных странах специалисты полагают, что экономика труда - это исследование функционирования и результатов рынка в сфере труда, а в узком понятии - поведение работодателей и работников в ответ на действие общих стимулов в виде заработной платы, прибыли и неденежных факторов в области трудовых взаимоотношений См.: Эренберг Р., Дж. Смит Р.С. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. - М.: Изд-во МГУ, 1996. .

Исходя из содержания указанных формулировок развитие предмета экономики труда будет осуществляться по следующим направлениям:

раскрытие содержания и регулирование социально-трудовых отношений в области трудовых ресурсов, рынка труда и занятости, предусматривающие создание условий эффективного функционирования трудовых ресурсов;

экономические направления в области повышения эффективности трудовой деятельности (факторы, условия, резервы, показатели) в кодификационном виде, учитывая переходный период к рыночным отношениям;

мотивационные и стимулирующие направления предпосылок для эффективной, плодотворной деятельности трудовых ресурсов в условиях рыночных отношений;

направления, связанные с количественными аспектами, принципами управления трудовыми процессами, а именно производительностью, составом и численностью работников и их оплатой.

В России достижения в области экономики труда в большинстве случаев связаны с деятельностью НИИ труда Министерства труда и социальной защиты РФ, за многие годы издавшего большое количество методических рекомендаций по весьма широкому кругу вопросов.

Социология труда - часть общей социологии, предметом изучения которой является многообразная совокупность социально-трудовых отношений и социальных процессов в сфере труда. Исследования социологии труда служат для выявления социальных резервов повышения эффективности трудовой деятельности наряду с обеспечением условий развития работников, удовлетворения их потребностей, формирования позитивных внутриколлективных отношений.

1. Сущность и функции труда, его социальные аспекты. Предметная область социологии труда

Труд - это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей . Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую природную среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества.

Процесс труда - явление сложное и многоаспектное. Основными формами его проявления выступают затраты человеческой энергии, взаимодействие работника со средствами производства (предметами и средствами труда) и производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношение между руководителем и подчиненным). Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в появлении новых идей, прогрессивных технологиях, более совершенных и высокопроизводительных орудиях труда, новых видах продукции, материалах, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.

Таким образом, в процессе трудовой деятельности не только производятся товары, оказываются услуги, создаются культурные ценности и т д., но появляются новые потребности с требованиями их последующего удовлетворения (рис. 1.1).

Социологический аспект исследования заключается в рассмотрении труда как системы общественных отношений, в определении его влияния на общество.

Рис. 1.1 Роль труда в развитии человека и общества

В процессе труда люди вступают в определенные социальные отношения, взаимодействуя друг с другом. Социальные взаимодействия в сфере труда - это форма социальных связей, реализуемая в обмене деятельностью и взаимном действии. Объективной основой взаимодействия людей является общность или расхождение их интересов, близких или отдаленных целей, взглядов. Посредниками взаимодействия людей в сфере труда, промежуточными его звеньями выступают орудия и предметы труда, материальные и духовные блага. Постоянное взаимодействие отдельных индивидов или общностей в процессе трудовой деятельности в определенных социальных условиях образует специфические социальные отношения.

Социальные отношения - это отношения между членами социальных общностей и данными общностями по поводу их общественного положения, образа и уклада жизни, в конечном счете по поводу условий формирования и развития личности, социальных общностей. Они проявляются в положении отдельных групп работников в трудовом процессе, коммуникационных связях между ними, т.е. во взаимном обмене информацией для воздействия на поведение и результаты деятельности других, а также для оценки своего собственного положения, что влияет на формирование интересов и поведение этих групп.

Эти отношения неразрывно связаны с трудовыми отношениями и обусловлены ими изначально. Например, в трудовую организацию работники вживаются, адаптируются в силу объективной потребности и таким образом вступают в трудовые отношения независимо от того, кто будет работать рядом, кто руководитель, какой у него стиль деятельности. Однако затем каждый работник по-своему проявляет себя во взаимоотношениях друг с другом, с руководителем, в отношении к труду, к порядку распределения работ и тд. Следовательно, на основе объективных отношений начинают складываться отношения социально-психологического свойства, характеризующиеся определенным эмоциональным настроем, характером общения людей и взаимоотношений в трудовой организации, атмосферой в ней.

Таким образом, социально-трудовые отношения позволяют определить социальную значимость, роль, место, общественное положение индивида и группы. Они являются связующим звеном между рабочим и мастером, руководителем и группой подчиненных, определенными группами работников и отдельными их членами. Ни одна группа работников, ни один член трудовой организации не могут существовать вне таких отношений, вне взаимных обязанностей относительно друг друга, вне взаимодействий (рис. 1.2).

Как видим, на практике существует многообразие социально-трудовых отношений. Их, а также различные социальные явления и процессы в условиях существующего рынка и изучает социология труда. Поэтому социология труда - это исследование функционирования и социальных аспектов рынка в сфере труда. Если же попытаться сузить данное понятие, то можно сказать, чтос о циология труда - это поведение работодателей и наемных работников в ответ на действие экономических и социальных стимулов к труду . Именно такого рода стимулы, с одной стороны, побуждают к индивидуальному выбору, а с другой, ограничивают его. В социологической теории акцент делается на стимулах, регулирующих трудовое поведение, которые имеют не безличностный характер и относятся к работникам, широким группам людей.

Рис. 1.2 Социально-трудовые отношения в сфере труда

Предметом социологии труда являются структура и механизм социально-трудовых отношений, а также социальных процессов и явлений в сфере труда.

Цель социологии труда - это исследование социальных процессов и разработка рекомендаций по их регулированию и управлению, прогнозированию и планированию, направленных на создание оптимальных условий для функционирования общества, коллектива, группы, отдельного индивида в сфере труда и достижение на этой основе наиболее полной реализации и оптимального сочетания их интересов.

Задачи социологии труда состоят в:

изучении и оптимизации социальной структуры общества, трудовой организации (коллектива);

анализе рынка труда как регулятора оптимальной и рациональной мобильности трудовых ресурсов;

поиске путей оптимальной реализации трудового потенциала современного работника;

оптимальном сочетании моральных и материальных стимулов и совершенствовании отношения к труду в условиях рынка;

усилении социального контроля и борьбе с различного рода отклонениями от общепринятых моральных принципов инорм всфере труда;

изучении причин и выработке системы мер по предупреждению и разрешению трудовых конфликтов;

создании системы социальных гарантий, защищающих работников в обществе, трудовой организации и т.д.

Иными словами, задачи социологии труда сводятся к выработке методов и приемов использования социальных факторов в интересах решения важнейших социально-экономических проблем общества и личности, к числу которых относится и создание системы социальных гарантий, поддержания и закрепления социальной защищенности граждан с целью ускоренной социальной переориентации экономики.

Для сбора и анализа информации в социологии труда широко используются социологические методы, которые проявляются в:

достигнутых знаниях о предмете исследования (понимании сущности труда и отношений в сфере труда);

процессе методов сбора фактов;

способе делать заключение, т.е. формулировать выводы о причинно-следственных связях между явлениями.

Необходимо отметить, что исследования, проводимые в рамках социологии труда, предоставляют необходимую и достаточно надежную информацию для формирования социальной политики, разработки научно обоснованных программ социально-экономического развития трудовых организаций (коллективов), для решения социальных проблем и противоречий, постоянно сопровождающих трудовую деятельность и работников. Таким образом, социология труда призвана, с одной стороны, расширять знания о реально существующей действительности, с другой - способствовать утверждению новых связей и процессов, протекающих в сфере труда.

2. Структура и воспроизводство населения и трудовых ресурсов

Состояние и развитие общества в значительной степени определятся количеством и составом его населения. Поднаселением понимается совоку п ность люден, живущих на определенной территории - районе, городе, р е гионе, стране .

Трудовые ресурсы - это трудоспособная часть населения, облада ю щая физическими и интеллектуальными способностями к трудовой де я тельности, способная производить материальные блага или оказывать у с луги, т.е. трудовые ресурсы включают в себя, с одной стороны, тех людей, которые заняты в экономике, а с другой, не занятых, но способных трудиться. Таким образом, трудовые ресурсы состоят из реальных и потенциальных работников.

Необходимые физические и интеллектуальные способности зависят от возраста. В ранний и зрелый период жизни человека они формируются и приумножаются, а к старости утрачиваются. Возраст выступает своего рода критерием, позволяющим выделить из всего населения собственно трудовые ресурсы.

Прежде чем рассматривать основные понятия различных направлений изучения трудовых ресурсов, целесообразно посмотреть на состав и структуру населения и на изменение ее численности.

Под воспроизводством населения понимается процесс непрерывного возобновления поколения людей в результате взаимодействия рождаем о сти и смертности . Различают три типа воспроизводства населения :

расширенное воспроизводство характеризуется превышением числа рождений над числом смертей;

простое воспроизводство - в этом случае нет прироста, поскольку число рождений равно числу смертей;

суженное - смертность превышает рождаемость, происходит абсолютное сокращение населения.

Воспроизводство населения имеет не только демографический, но также экономический и социальный аспекты. Оно определяет формирование трудовых ресурсов, освоение территорий, состояние производительных сил, развитие социальной инфраструктуры и т.п.

Население и трудовые ресурсы имеют количественные и качественные характеристики, которые необходимы для анализа и оценки демографических процессов и выработки стратегии в области управления трудовыми ресурсами. Для характеристики воспроизводства населения применяются показатели рождаемости, смертности и естественного прироста.

Рождаемость и смертность рассчитываются на 1000 человек населения (в промилле) и измеряются с помощью систем коэффициентов и таблиц. Разница между числом родившихся и умерших при положительном результате называется естественным приростом населения.

и

где К Р и К С - соответственно коэффициенты рождаемости и смертности;

Р - число родившихся за год;

С - число умерших за год;

Ч С - среднегодовая численность населения.

Среднегодовая численность определяется на середину года как средняя арифметическая из данных численности населения на начало и конец года или путем прибавления к начальной численности населения половины ее прироста.

Из табл. 1 видно, что численность постоянного населения России сокращается при неизменной структуре городского и сельского населения. Падение численности населения вызвано, с одной стороны, уменьшением относительного числа родившихся, с другой - увеличением относительного числа умерших, что предопределило за последние три года естественную убыль населения на 5-6 промилле в год. Относительное число браков и разводов за рассматриваемый период существенных изменений не претерпело.

Таблица 1. Численность, состав и показатели естественного движения населения России

Численность, состав населения во всех странах мира определяется с помощью переписей. Последняя перепись в нашей стране состоялась в 1989 г. Ее основные данные опубликованы и служат базой для получения демографических данных в последующий период. Очередная перепись намечена на 1999 г. Переписи населения дают наиболее точные данные о его численности.

Прогнозирование численности населения позволяет. выявить ожидаемые изменения численности населения; оценить демографическую ситуацию, складывающуюся как в отдельных регионах, так и в целом по стране; определить численность трудовых ресурсов, развитие их образовательного и профессионально-квалификационного уровня; проследить влияние других социально-экономических и экологических факторов на воспроизводственный процесс. Для того чтобы определить перспективную численность населения, при составлении краткосрочного прогноза используется метод ретроспективной экстраполяции, на более долгие сроки - метод передвижки по возрастам.

Таблица 2. Численность постоянного населения России (на начало года, тыс. чел.)

Прогноз численности населения делается с учетом долговременных тенденций рождаемости и смертности, а также возрастно-полового состава населения. Уже с середины 60-х годов рождаемость в стране не обеспечивает простого воспроизводства населения: детей числено меньше, чем их родителей. К началу 70-х годов доминирующей стала двухдетная семья, затем постепенно выросло число семей с одним ребенком. Почти три десятилетия естественный прирост населения благодаря многочисленным поколениям женщин детородного возраста увеличивался, но в 90-х годах доля этих поколений уменьшилась. В ближайшее десятилетие рождаемость будет несколько более высокой, чем в настоящее время. Однако этого будет недостаточно дня возобновления естественного прироста населения.

3. Структура формирования трудовых ресурсов

Возрастные границы и социально-демографический состав трудовых ресурсов определяются системой государственных законодательных актов. В России трудоспособным возрастом считается: у мужчин 16-59 лет включительно и у женщин 16-54 года. Границы трудоспособного возраста в разных странах не одинаковы. В ряде стран нижняя граница трудоспособного возраста установлена в 14 - 15 лет (в отдельных - 18 лет), а верхняя - во многих 65 лет для всех, или 65 лет для мужчин и 60-62 года для женщин.

Таблица 3

Средняя продолжительность жизни и возраст выхода на пенсию (лет)

В России не первый год ставится вопрос о необходимости подъема возрастного порога, после достижения которого устанавливается пенсия по возрасту с 60 до 65 лет для мужчин, с 55 до 60 лет для женщин. Такой процесс будет происходить постепенно, поэтапно - вначале до 62-63 лет у мужчин и до 57-58 лет у женщин. Имеются сторонники и противники такого решения. Например, одним из аргументов, выдвигаемым противниками увеличения возраста выхода на пенсию, является ссылка на тяжелое экономическое положение работающего населения в целом.

Начиная с 1993 г. в РФ осуществлен переход на международную систему квалификации состава населения См.: Основные методологические положения по классификации статистических данных о составе рабочей силы, экономической активности и статусу занятости. / Экономика и жизнь. - 1993. - № 20. . В соответствии с данной классификацией на рис. 2.1 представлена схема состава трудовых ресурсов.

Рис. 2.1 Трудовые ресурсы и экономически активное население

Экономически активное население - часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Численность экономически активного населения включает занятых и безработных, измеряется по отношению к обследуемому периоду. Для того чтобы определить экономическую активность населения, рассматривается ее уровень:

,

где У ЭА - уровень экономической активности населения;

d ЭА - доля численности экономически активного населения;

Ч Н - общая численность населения.

Как видно из табл. 2.4, остается неизменной тенденция сохранения экономически активного населения и удельного веса занятости населения. В то же время возрастает численность безработных, что дает возможность охарактеризовать картину в целом как негативную.

Экономически неактивное население - это население, которое не входит в состав рабочей силы, включая лиц младшего возраста, установленного для измерения экономически активного населения. Величина экономически неактивного населения измеряется по отношению к обследуемому периоду и включает следующие категории:

учащиеся и студенты, слушатели и курсанты, посещающие дневные учебные заведения (включая дневные аспирантуры и докторантуры);

лица, получающие пенсии по старости и на льготных условиях, а также получающие пенсии из-за потери кормильца при достижении им пенсионного возраста;

лица, получающие пенсии по инвалидности (1,2, 3 групп);

лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными родственниками и т.п.;

отчаявшиеся найти работу, т.е. лица, прекратившие поиск работы, исчерпав все возможности ее получения, но которые могут и готовы работать;

другие лица, которым нет необходимости работать, независимо от источника дохода.

Таблица 4

Численность и состав экономически активного населения России

Наименование показателей

Тыс. человек

Процент от экономически активного населения

Экономически

активное население: всего 75665

мужчины 38880

женщины 36785

всего 72071

мужчины 37063

женщины 35008

безработные:

всего* 3594

мужчины 1817

женщины 1777

75012 38702 36298

70852 36560 34292

73962 39077 34885

68484 36132 32352

72872 38899 33973

66441 35413 31028

72788 100 38839 100 33949 100

66000 98,3 35112 95,3 30888 95,2

Источник: Россия сии. - в цифрах: Краткий статистический сборник / Госкомстат Рос-

М. 1996. - С.33.

*На конец года.

Структура трудовых ресурсов многогранна. Она включает различные компоненты, характеризующие те или иные стороны трудовых ресурсов. Рассмотрим ее составляющие.

Рис. 2.2 Структура трудовых ресурсов

Структура трудовых ресурсов по полу имеет важное значение для формирования эффективной структуры занятости по сферам приложения труда в профессионально-отраслевом и территориальном разрезах и определяется путем выявления соотношений мужчин и женщин, занятых в общественном производстве, домашнем и личном хозяйстве, на учебе с отрывом от производства и тд. Она различается по территории страны и сферам занятости.

Прежде всего отметим, что в составе трудовых ресурсов России удельный вес мужчин больше, чем женщин. Соотношение такое: мужчины - 62,5%, женщины - 51,2% Рынок труда в странах содружества в цифрах и диаграммах. - М., 1994. - С. 8-9. . Это связано с тем, что трудоспособный возраст у мужчин на 5 лет выше. Однако такое соотношение меняется из-за возрастания смертности мужчин в трудоспособном возрасте.

Уровень образования трудовых ресурсов - важнейшая их качественная характеристика. Он определяется средним числом лет обучения, численностью учащихся и студентов, удельным весом специалистов с высшим образованием и другими показателями общества. Уровень образования характеризуется такими показателями, как процент грамотности, среднее число лет обучения, распределение населения по группам в зависимости от полученного образования.

Таблица 5

Уровень образования населения

Как видно из таблицы, число лиц, имеющих высшее, незаконченное высшее и среднее специальное образование, возросло с 322 чел. в 1989 г. до 370 в 1994 г., или на 15%. Средний уровень образования работающего населения в России возрос с 8,1 года в 1970 г. до 11,0 лет в настоящее время, это существенно ниже, чем в США, где он составляет сейчас около 14 лет Россия сегодня - реальный шанс. - М.: Обозреватель, 1994. - С. 106. .

Важную информацию о качестве интеллектуального потенциала дает направленность профессиональной подготовки в системе высшего образования. Сейчас ее структура у нас и на Западе отличается довольно значительно.

Таблица 6

Численность выпускников высшей школы по направленности обучения, в процентах к итогу

Данные таблицы свидетельствуют о том, что в нашей стране по сравнению с развитыми государствами преобладает подготовка по инженерным специальностям. Зато в области гуманитарных и социальных наук мы серьезно отстаем от других стран.

Количественные изменения численности трудовых ресурсов характеризуются такими показателями, как абсолютный прирост, темпы роста и темпы прироста трудовых ресурсов.

Абсолютный прирост определяется как разность между численностью трудовых ресурсов на начало и конец рассматриваемого периода; обьпно это может быть год или более длительный отрезок времени.

Темп роста рассматривается как отношение абсолютной величины численности трудовых ресурсов в конце данного периодов к их величине в начале периода. Если берется темп за ряд лет, то среднегодовой темп определяется как средняя геометрическая по следующей формуле:

,

где Т РС _ - среднегодовой темп роста;

n - число лет;

R n - численность в конце периода;

R O - численность в начале периода.

Темп прироста рассчитывается по формуле:

где Т ПС - среднегодовой темп прироста.

4. Организационные основы заработной платы

На основе принципов организации и функций заработной платы в условиях построения рыночных отношений создается организационная система оплаты труда непосредственно в низовых звеньях - на предприятии. Перестройка организации заработной платы Под организацией заработной платы понимается ее построение, обеспечение взаимосвязи количества труда с размерами его оплаты, а также совокупность составных элементов (нормирование, тарифная система, премии, доплаты и надбавки). в соответствии с требованиями рынка предусматривает решение следующих задач:

повышение заинтересованности каждого работника в выявлении и использовании резервов эффективности своего труда при исключении возможностей получения незаработанных денежных средств;

устранение случаев уравнительности в оплате труда, достижение прямой зависимости заработной платы от результатов труда как индивидуальных, так и коллективных;

оптимизация соотношений в оплате труда работников различных категорий и профессионально-квалификационных групп с учетом сложности выполняемых работ, условий труда, учитывающих дефицитность профессий, а также влияние различных групп, работающих на достижение конечных результатов, и конкурентоспособность производства.

Поскольку в низовых звеньях управления существует специфика в организации оплаты труда, то ее организационные предпосылки должны быть такими, как показано на рис. 4.3.

социальный аспект трудовой ресурс

Рис. 4.3 Организационные основы оплаты труда на предприятии

При организации заработной платы на предприятии затрагиваются интересы работодателей и работников. Несомненно, при переходе к рыночным отношениям стороны должны иметь равные права в решении вопросов оплаты труда. Коллективные договоры между администрацией предприятия (или представителем собственника) и профсоюзом, представляющим интересы работников, становятся юридической, действующей и единственно действенной формой регулирования трудовых отношений, в том числе и в вопросах оплаты труда.

В условиях рынка, а тем более в переходный период, меняются направления и характер государственного регулирования распределительных отношений, появляются новые формы управления, исключающие жесткие схемы администрирования, предъявляются новые требования к процессам регулирования на уровне предприятий. Государственное вмешательство необходимо для установления, толкования и обеспечения соблюдения условий и принципов распределения доходов. Регулирующее воздействие государства должно быть направлено на создание условий для зарабатывания средств и социальных гарантий с целью повышения эффективности использования рабочей силы, реализации и согласования интересов субъектов распределительных отношений, функционирующих на основе различных форм собственности и хозяйствования.

Основой государственного регулирования распределительных отношений должны стать: законодательство и соглашения по труду, налоговая система, установление зависимости между динамикой индивидуальных доходов и инфляцией. Без участия государства невозможно гарантировать человеку доход, обеспечивающий ему достойную жизнь вне зависимости от итогов экономической деятельности предприятия. В функции государства, кроме того, должно входить повышение доходов малоимущих слоев населения для создания условий нормального воспроизводства рабочей силы, обеспечения оптимального распределения трудовых ресурсов, ослабления социальной напряженности и т.д. Становясь участником воспроизводства рабочей силы, государство во многом берет на себя предложение рабочей силы, стремится, чтобы оно отвечало спросу предпринимателей.

Для регулирования перечисленных вопросов необходима действенная система многоуровневых коллективных договоров, основа для которых у нас в законодательной области создана, но многое предстоит сделать по реализации, доработке, конкретизации, уточнению различных положений этой системы. В законеРФ "О коллективных договорax и соглашениях" предусмотрено заключение генеральных, отраслевых, специальных соглашений и коллективных договоров. Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 14 июля 1993 г. утверждено положение о Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, предусматривающее:

установление общих принципов согласованного проведения социально-экономической политики с учетом интересов работников наемного труда и работодателей;

развитие системы социального партнерства;

содействие урегулированию коллективных трудовых споров (конфликтов).

Реализация этих законодательных актов положила начало развитию системы социального партнерства в области трудовых отношений, однако механизм их действия пока еще недостаточно отработан.

Характеризуя практические шаги в области регулирования оплаты труда в нашей стране, следует отметить, что была разработана и введена Единая тарифная ставка (ETC) для дифференциации уровней оплаты труда различных категорий работников, позволяющая обеспечить равную оплату за равносложный труд независимо от сферы его приложения для работников производственных и непроизводственных отраслей экономики, финансируемых за счет бюджетных средств.

Мерой государственного регулирования оплаты труда, обеспечивающей социальную защищенность малоимущих, низкооплачиваемых работников, является установление минимальной заработной платы на объективной основе.

Введение Единой тарифной сетки для оплаты труда работников бюджетной сферы сводится к периодическому пересмотру тарифной ставки первого разряда, т.е. минимальной тарифной ставки, на уровне организаций и учреждений данной сферы. У предприятий, не относящихся к бюджетным, величина этой ставки должна предусматриваться в отраслевых соглашениях, коллективных договорах и зависеть от прибыльности отрасли, предприятия. Следует отметить, что наблюдается ярко выраженная дифференциация в уровнях тарифных ставок первого разряда по отраслям, что приводит к негативным последствиям в экономике страны. Назревает необходимость упорядочения работы по заключению отраслевых тарифных соглашений, отражению в них условий оплаты труда работников.

Возвращаясь к вопросу о проблемах установления минимально заработной платы на основе социальных нормативов, следует отметить, что последние являются основным элементом нормативного подхода при оценке потребностей населения. Это прежде всего Критерий эффективного распределения ресурсов потребления, социальных гарантий в области распределения доходов, неотъемлемый атрибут системы индексации доходов населения. Они являются эталонами, без которых невозможно оценить существующий уровень жизни. К их постижению необходимо стремиться при формировании социальной политики. К недостаткам социальных нормативов следует отнести:

отсутствие единого методологического подхода при расчетах нормативов. Разработчики социальных нормативов чаще всего действуют изолированно друг от друга, что приводит к разнобою и дублированию в работе. Одни и те же социальные нормативы, разработанные в разных ведомствах, имеют различные значения,

слабая организация апробирования нормативов и анализа методики их расчетов (обсуждаются лишь конечные результаты), отсутствие ясности в вопросе утверждения нормативов;

несовершенство норм потребления как основы расчетов социальных нормативов (практически они не дифференцированы по районам, социально-демографическим группам населения, не охватывают всего круга потребительских благ и услуг; в них чаще, всего фокусируются абстрактные, а не реальные потребности).

Последовательность работы по организации заработной платы на предприятии представлена на рис. 4.4, где показаны решения задач, объединенных в три крупных блока: выбор способа формирования основной заработной платы; выбор форм оплаты труда; выбор систем регулирования.

При организации заработной платы на предприятии важен выбор способа формирования основной заработной платы на базе Единой тарифной сетки, либо бестарифной системы оплаты труда. Приоритет принадлежит ETC, при использовании которой достигается более объективная дифференциация заработной платы рабочих разной квалификации. Однако в силу постоянно меняющегося экономического положения предприятиям нередко приходится менять тарифные ставки, что приводит к большим трудозатратам. Бестарифная система оплаты труда позволяет поставить заработную плату в прямую зависимость от фактических результатов работы предприятия. Начисление заработной платы менее трудоемко, но это касается только небольших предприятий.

Рис. 4.4 Последовательность работы но организации заработной платы на предприятии

Критерием экономической эффективности организации заработной платы является опережающий рост хозрасчетного дохода над фондом заработной платы. В случаях, когда такое опережение не обеспечивается, необходимы тщательный анализ причин и разработка дополнительных мероприятий, направленных либо на увеличение прибыли, либо на снижение расходов на оплату труда.

В современных условиях правильно организовать заработную плату на предприятии невозможно без ее основного элемента - нормирования труда, позволяющего установить соответствие между объемом затрат труда и размером его оплаты в конкретных организационно-технических условиях. Работа по совершенствованию нормирования труда должна быть направлена на повышение качества норм и прежде всего на обеспечение равной напряженности норм для всех видов труда и для всех групп работников. Равная напряженность норм на различных производственных участках достигается либо за счет установления равных или близких по численному значению коэффициентов напряженности на отдельные элементы трудового процесса или виды работ, либо путем учета в нормах определенного уровня интенсивности труда. Равнонапряженность норм предполагает одинаковую интенсивность труда на различных участках производства. В связи с этим первая величина может устанавливаться с учетом темпа работы и времени занятости :

I = K T Ч K З ,

где I - показатель интенсивности труда, доли единиц;

К Т - коэффициент темпа работы, доли единиц;

К З - коэффициент времени занятости, доли единиц.

На практике для оценки интенсивности труда чаще используют только один ее показатель - темп работы. В этом случае все устанавливаемые затраты рабочего времени корректируются на коэффициент темпа работы.

Коэффициент темпа работы характеризует отношение фактического темпа работы к физически оптимальному, а коэффициент занятости представляет собой отношение фактического времени занятости в смену к условному уровню отсчета, равному определенному проценту длительности смены. Если интенсивность трупа на данном рабочем месте отличается от нормативной, то следует проводить мероприятия по ее снижению или повышению, в частности, изменению нормы труда.

Улучшение нормирования труда рабочих осуществляется на основе всестороннего анализа его состояния по цехам, участкам и другим структурным подразделениям, по видам работ, профессиям и т.п. При этом следует опираться на данные анализа уровня выполнения норм, фотографий рабочего дня, хронометражных замеров.

Для рабочих-сдельщиков основным показателем, на базе которого регулируется уровень оплаты труда, является процент выполнения норм выработки. Более высокое значение показателя позволяет обеспечить и более высокую заработную плату при одинаковых тарифных ставках, а также увеличить премиальные выплаты, если показателем премирования служит уровень выполнения норм. Поэтому одним из главных направлений анализа и установления равнонапряженных норм является определение уровня выполнения норм: в основном и вспомогательном производстве, по структурным подразделениям, по видам работ, профессиям, по разрядам работ, на работах с нормальными условиями и работах с тяжелыми и опасными условиями труда.

Улучшение нормирования труда специалистов и служащих, а также отдельных категорий работников должно осуществляться на основе анализа степени их загрузки и рационального распределения обязанностей, совершенствования структуры управления и внедрения современных технических средств. Необходимо провести работу по сокращению и упорядочению излишних звеньев управления, сокращению численности вспомогательного, обслуживающего и управленческого персонала. Каждому специалисту следует определить регламент работы, обеспечивающий его полную ежедневную загрузку в течение дня. Положения регламента должны быть конкретными, отражать специфику работы специалиста на данном рабочем месте, в данной должности и соответствующей квалификационной категории. В итоге работы по определению новой структуры предприятия и систем управления им, наименований должностей работников в соответствии фактически выполняемыми ими функциями устанавливается требуемая для составления штатного расписания численность руководителей, специалистов и служащих.

Заключение

Трудовые ресурсы являются важнейшей и активной частью ресурсов общества. Это трудоспособная часть населения, обладающая физическими и интеллектуальными способностями к трудовой деятельности, которая может производить материальные блага или оказывать услуги. Для характеристики трудовых ресурсов используется их деление по возрасту, полу, образованию и т.д. Исходным пунктом воспроизводства трудовых ресурсов является их формирование, которое обусловливается естественным воспроизводством населения. Естественное движение населения определяется разницей коэффициентов рождаемости и смертности.

Большое социальное и экономическое значение имеет состав населения по образованию. Он характеризуется процентом грамотных, средним числом лет обучения и т.д. Весьма важным является прогнозирование численности населения. Оно позволяет выявить ожидаемые изменения численности населения, оценить демографическую ситуацию, определить численность трудовых ресурсов.

Заработная плата в условиях рыночной экономики есть элемент дохода наемного работника, форма экономической реализации права собственности на принадлежащий ему ресурс труда. Основным элементом заработной платы выступает ставка заработной платы, на которую оказывают влияние факторы: изменение спроса и предложения на рынке товаров и услуг, при производстве которых используем данный труд; полезность ресурса для предпринимателя; эластичность спроса на труд по цене; взаимозаменяемость ресурсов; изменение и на потребительские товары и услуги. Под организацией заработной платы понимают ее построение, обеспечение взаимосвязи количества труда с размерами его оплаты, а также совокупность составных элементов (нормирование, тарифная система, премии, доплаты и надбавки). Весьма важным элементом организации заработной платы является тарифная система, представляющая собой совокупность различных нормативных материалов, с помощью которых устанавливается уровень заработной платы работников в зависимости от группы факторов.

Производительность труда - показатель экономической эффективности трудовой деятельности работников. Она определяется отношением количества выпущенной продукции или услуг к затратам труда, т.е. выработкой на единицу затрат труда. От уровня и динамики производительности труда зависят развитие общества и уровень благосостояния всех его членов. Более того, уровень производительности труда определяет и способ производства, и даже сам общественно-политический строй.

Существует также понятиеэффективности труда. Она шире, чем производительность, и включает кроме экономического (собственно производительность труда) еще психофизиологический и социальный аспекты. Психофизиологическая эффективность труда определяется воздействием трудового процесса на организм человека. С этой точки зрения эффективным может быть признан только такой труд, который наряду с определенной производительностью обеспечивает безвредные, благоприятные санитарно-гигиенические условия и безопасность; достаточную содержательность труда и соблюдение границ его разделения; возможности всестороннего развития физических, умственных сил и способностей человека в процессе труда; предотвращает отрицательное влияние производственной обстановки на работника. Отсюда вытекает и понятие социальной эффективности труда, которое включает требование гармоничного развития личности каждого работника, повышение его квалификации и расширение производственного профиля, формирование позитивного социального климата в деловых коллективах, усиление социально-политической активности, совершенствование всего образа жизни.

Ели указанные требования не соблюдаются, то неизбежно снижаются и темпы роста производительности труда. Так, неблагоприятные санитарно-гигиенические и вредные для здоровья условия труда вызывают потери рабочего времени в связи с заболеваемостью предоставлением дополнительных отпусков, сокращение самого активного периода трудовой деятельности человека. Слишком дробное разделение труда ограничивает возможности расширения производственного профиля человека и роста его квалификации. Негативные социальные взаимоотношения в трудовых коллективах могут также существенно снизить производительность труда при прочих равных условиях его организации.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Обеспечение производства и сферы услуг ресурсами труда, их распределение между предприятиями, отраслями, регионами. Анализ уровня, характера занятости и безработицы в обществе. Государственное регулирование рынка труда. Социальные аспекты жизни населения.

    контрольная работа , добавлен 07.07.2015

    Исследование социологических аспектов труда, отражающих взаимосвязь системы организации трудовой деятельности с личностным развитием человека, а также история социологии труда как предпосылка формирования основы жизнедеятельности и развития личности.

    реферат , добавлен 29.06.2013

    Возникновение и становление социологии труда. Предмет и структура этой дисциплины. Генезис идей о труде и его роли в жизни общества. Направления решения проблемы рациональной организации труда. Классические и современные теории социологии труда.

    курсовая работа , добавлен 04.02.2015

    Определение понятия "труд". Структура и механизм социально-трудовых отношений, социальных процессов и явлений в сфере труда как предмет социологии труда. Основные виды труда, характеристика его функций. Анализ роли труда в жизни человека и общества.

    реферат , добавлен 01.12.2014

    Особенности рынка труда - сферы формирования спроса и предложения рабочей силы. Основные факторы, под влиянием которых формируется размер оплаты труда. Мобильность трудовых ресурсов, групповая и индивидуальная формы. Точки зрения на причины безработицы.

    контрольная работа , добавлен 10.09.2016

    Исследование социальных явлений. Объект, предмет, функции социологии труда. Специфика социолистического подхода к изучению труда. Человек в управлении трудом. Социальная сущность труда и формы его организации. Законы и категории, определяющие труд.

    реферат , добавлен 04.03.2009

    Понятие социологии труда, ее сущность и особенности, предметы и методы изучения. Связь социологии с науками о труде. Сущность труда, его разновидности и значение в обществе. Формирование и состав персонала, методика его отбора. Управление персоналом.

    учебное пособие , добавлен 27.02.2009

    Социология труда как часть экономической социологии. Связь с менеджментом. Понятие труда, его категории и функции. Социально-трудовые отношения. Труд как способ удовлетворения человеческих потребностей. Связь социологии труда с другими науками.

    реферат , добавлен 05.11.2007

    Проблема гендерной дифференциации заработной платы как формы дискриминации на рынке труда, ее экономические и социальные последствия. Российская модель реализации государственной политики гендерного равенства с учетом ее специфических признаков.

    курсовая работа , добавлен 22.12.2012

    Характеристика, общие сведения, структура, полномочия, задачи и функции Министерства труда и занятости населения. Динамика и текущее состояние рынка труда в Шиловском районе Рязанской области. Оценка уровня организации производства, труда и управления.

Капитализм, т.е. рыночная экономика, -- это система социального взаимодействия и разделения труда, основанная на частной собственности на средства

производства. Материальные факторы производства находятся в собственности отдельных граждан, капиталистов и землевладельцев. Производство на заводах и фермах организуют предприниматели и фермеры, т. е. индивиды или ассоциации индивидов, которые либо сами являются собственниками капитала, либо взяли в долг или аренду у собственников. Характерной чертой капитализма является свободное предпринимательство. Цель любого предпринимателя, будь то промышленник или фермер, состоит в получении прибыли.

Используя текст, укажите любые две характерные черты рыночной экономики, рассмотренные автором!

Капитализм, т.е. рыночная экономика, -- это система социального взаимодействия и разделения труда, основанная на частной собственности на сред

ства производства. Материальные факторы производства находятся в собственности отдельных граждан, капиталистов и землевладельцев. Производство на заводах и фермах организуют предприниматели и фермеры, т. е. индивиды или ассоциации индивидов, которые либо сами являются собственниками капитала, либо взяли в долг или аренду у собственников. Характерной чертой капитализма является свободное предпринимательство. Цель любого предпринимателя, будь то промышленник или фермер, состоит в получении прибыли.

Действительными хозяевами в капиталистической системе рыночной экономики являются потребители. Покупая или воздерживаясь от покупок, они решают, кто должен владеть капиталом и управлять предприятиями. Они определяют, что следует производить, а также сколько и какого качества. Их выбор выливается в прибыли либо в убытки для предпринимателя. Они делают бедных богатыми, а богатых бедными. С такими хозяевами нелегко поладить. У них полно капризов и причуд, они непостоянны и непредсказуемы. Они ни в грош не ставят прежние заслуги. Как только им предлагают что-либо, что им больше по вкусу или же дешевле, они бросают старых поставщиков. Главное для них -- собственное благо и удовлетворение. Их не волнуют ни денежные затраты капиталистов, ни судьбы рабочих, теряющих работу, в качестве потребителей они перестают покупать то, что покупали прежде.

Когда мы говорим, что производство определенного товара А не окупается, что имеется в виду? Это свидетельствует о том, что потребители не хотят более платить производителям, сколько тем нужно для покрытия необходимых производственных затрат, в то же самое время доходы других производителей оказываются выше издержек производства. Запросы потребителей играют важную роль в распределении производственных ресурсов между различными отраслями производства товаров потребления. Потребители, таким образом, решают, сколько сырья и труда уйдет на изготовление А и сколько потребует другой товар. Бессмысленно поэтому противопоставлять производство ради прибыли и производство ради потребления. Стремление к прибыли заставляет предпринимателя поставлять потребителям те блага, на которые есть спрос в первую очередь. Если бы предприниматель не руководствовался мотивом прибыли, он мог бы производить больше товаров А, несмотря на предпочтения потребителей иметь что-то другое. Стремление к прибыли -- тот фактор, который заставляет бизнесмена наиболее эффективным образом обеспечивать производство наиболее предпочитаемых самими потребителями товаров.

Таким образом, капиталистическая система производства -- это экономическая демократия, где каждый цент имеет право голоса. Народом-сувереном является потребитель. Капиталисты, предприниматели и фермеры -- уполномоченные народа. При несоответствии порученному делу, если они не в состоянии производить с минимальными издержками товары, требуемые потребителями, они теряют свои должности. Их обязанность заключается в обслуживании потребителей. Прибыли и убытки -- вот инструменты, посредством которых потребители контролируют все виды экономической активности.

используя текст приведите три объяснения идеи автора о том,что хозяин рынка-потребитель

Для чего необходим рынок труда?

Как действуют спроси предложение на рынке труда?
Почему трудно достичь равновесие на рынке труда?
Каковы причины безработицы?
В чем проявляются особенности различных видов безработицы?
Почему безработица - неизбежная спутница рыночной экономики?
Как государство регулирует занятость населения?

Как труд повлиял на процесмы антропо и социогинеза?каковы цели трудовой деятельности? Как они проявляются в понятиях профессия

Специальность,квалификация? в чем состоят различия труда и игры в жизни человека?

Помогите проверить тест, правильно ли я его сделал. 1. О социальных последствиях научно-технической революции речь идёт в суждении:

Благодаря НТР удаётся повышать производительность труда и качество

продукции

в эпоху НТР качественно меняется предмет труда ― материалы, которые подвергаются обработке в процессе производства

под влиянием НТР изменяется профессиональная структура рабочего класса

2. Интенсивный экономический рост наиболее всего характеризуется:

вовлечением в процесс производства дополнительных факторов производства:природных ресурсов, рабочей силы

Использованием достижений научно-технического прогресса

улучшением качества товаров

3. Экстенсивный экономический рост наиболее всего характеризуется:
+вовлечением в процесс производства дополнительных факторов производства: природных ресурсов, рабочей силы

Использованием достижений научно-технического прогресса

Увеличением количества выпускаемой продукции

4. Противники экономического роста:

полагают, что экономический рост находится в противоречии с общечеловеческими ценностями

ссылаются на последствия загрязнения окружающей среды

Считают, что экономический рост вызывает у людей беспокойство

5. Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику связана с:

идеологией

необходимостью эффективно использовать ресурсы

Неравномерностью экономического развития

6. Социальное регулирование рыночной экономики означает:

Поддержание неимущих слоёв населения

равномерное распределение доходов

увеличение налогов для богатых

7. Правовое регулирование рыночной экономики означает:

издание законов, жёстко регламентирующих поведение участников рыночного

процесса

издание законов, направленных на защиту интересов всех участников рыночных отношений

Издание законов, направленных на ограничение монополий

8. На какой из стадий экономического цикла происходит резкое снижение спроса на товары и услуги?
Депрессия
+Кризис
Оживление

9. Какая из приведённых характеристик соответствует стадии оживления?
Выпуск количества товаров достигает докризисного состояния
+Выпуск количества товаров превышает докризисный уровень
Увеличивается безработица и инфляция

10. Какая из характеристик наиболее точно отражает сущность кризиса перепроизводства?
Кризис приводит к неуверенности людей в завтрашнем дне
Кризис характеризуется как негативное явление в экономике
+Кризис ― это закономерная стадия развития, нарушение равновесия в экономике

11. Экономическая функция государства:
обеспечение обороны страны
охрана законности и правопорядка
+поддержка инвалидов и пенсионеров

12. Задача Центрального банка в регулировании денежно-кредитной сферы государства:
+борьба с инфляцией
распределение госбюджета
финансирование крупных сделок

13. Выиграют от повышения уровня инфляции:
военнослужащие, имеющие фиксированный доход
+должники, взявшие деньги в долг под фиксированный процент
кредиторы, дающие деньги в долг под фиксированный процент

14. Эмиссия ― это:

нежелательное явление в экономике

Процесс выпуска денежных знаков с целью регулирования количества денежной массы

Процесс выпуска денежных знаков, неизбежно приводящий к инфляции

Раздел 4. Социально-психологические аспекты трудовой деятельности

Глава 2. Социальный аспект труда в общественной жизни.

Проанализируем социальный аспект труда в жизни общества в целом и его влияние на индивидов.

Социальный аспект труда заключается в том, что люди, осуществляя любую деятельность, создают какой-либо новый продукт, необходимый обществу, т.е. воспроизводят те или иные общественные блага. Жизнь человека в обществе, развитие личности невозможно без социализации. Влияние общественно-политического устройства страны проживания влияет на жизнь отдельного индивидуума, как в личном и общественном, так и в трудовом плане. Известный отечественный психолог А.Н. Леонтьев (1903-1979) писал следующее: «Само собой разумеется, что деятельность каждого отдельного человека зависит при этом от его места в обществе, от условий, выпадающих на его долю, от того, как она складывается в неповторимых индивидуальных обстоятельствах.» .

Конечно, когда мы говорим слово «деятельность», то понимаем под ним не только трудовую деятельность человека, но чаще всего деятельность ассоциируется непосредственно с созидающим трудом, т.е. имеет предметную направленность. Вернемся опять к Леонтьеву: «Основной, или, как иногда говорят, конституирующей, характеристикой деятельности является ее предметность. Собственно в самом понятии деятельности уже имплицитно содержится понятие ее предмета (Gegenstand). Выражение «беспредметная деятельность» лишено всякого смысла… предыстория человеческой деятельности начинается с приобретения жизненными процессами предметности.»

Описывая процесс мотивации труда людей, мы показали, что деятельностью человека в первую очередь, управляют потребности, а уж затем интересы и другие ценности. Но потребности управляют деятельностью, если они являются предметными. А.Н. Леонтьев писал, что «понятие деятельности необходимо связано с понятием мотива» и далее «Основными составляющими отдельных человеческих деятельностей являются осуществляющие их действия» .

То есть, если физиологическая потребность, по А. Маслоу, например удовлетворение чувства голода, т.е. процесс добычи еды, составляет на данный момент главный мотив человека, то для этого он должен совершить определенные действия, которые могут быть направлены как непосредственно на удовлетворение потребности (купить еду, приготовить еду) так и на изготовление силка для охоты или рыболовной снасти (в обществе с натурально-хозяйственными отношениями), в дальнейшем, переданного другим людям с целью добычи, часть которой перепадет и ему. Таким образом, часто деятельность человека это продукт коллективного общественного труда. Мы уже рассматривали выше, что процесс труда в обществе – это дело, которое имеет нравственную подоплеку. Нравственность (или мораль) – это одна из форм общественного сознания, совокупность принципов и норм поведения, характерных для людей данного общества. Соблюдение нравственных норм обеспечивается силой общественного воздействия.

В этом ракурсе нельзя не остановить внимание на проблемах трудовой этики. Сама по себе этика – учение о нравственности (морали), ее происхождении и развитии, о правилах и нормах поведения людей, об их обязанностях по отношению друг к другу, к обществу и т.д. Трудовая этика соответственно учение об отношении людей к труду. Трудовая этика существует с давних времен, она, как и многие другие учения, была порождена религиозными доктринами, которые легли в основу развития человеческой цивилизации, включая, мораль и культуру.

В 2004 году вышла очень интересная книга В.Тарлинского «Призвание – Истинное? Мнимое?» , в которой в доступной форме и очень подробно разбираются проблемы религиозной трудовой этики в разных религиях и странах. В частности автор книги пишет: «Нет религий, которые бы призывали человека не заниматься трудовой деятельностью, не быть активным в деловой практике, поскольку нет религий, лишенных здравого смысла. Есть лишь религии, в которых вопросы трудовой активности выражены слабее, менее отчетливо, туманнее, чем в других.» Отметим один очень интересный факт, выведенный автором книги. Он заключается в том, что основные трудовые достижения, а также научные открытия в области трудовой теории, о которых мы упоминали в первых главах, были сделаны в тех странах, где существовала протестантская религия и соответственно протестантская трудовая этика. Это такие страны, как Германия, Великобритания и отчасти США. Всегда и везде отмечается трудолюбие немцев и британцев. Такие знаменитые ученые, как У. Петти, А.Смит, заложившие основы трудовой теории стоимости, Вениамин Франклин, ученый и политик, боровшийся за независимость США, и Фредерик Тейлор – «отец-основатель» менеджмента как науки управления, основатель социологической науки Макс Вебер и немецкий ученый и политик Людвиг Эрхард, сделавший послевоенную ФРГ страной с социально-ориентированной рыночной экономикой, были выходцами из религиозных протестантских семей.

Протестантская трудовая этика заключается в том, что трудолюбие у народов, исповедующих данную религию, являющуюся разновидностью христианской религии, явление врожденное, основанное на сознательной любви к труду в любых его проявлениях, а не труду из-под палки. Тогда как в других религиозных направлениях, в частности в католицизме, а также в православии, являющемся доминирующей религией в России, отношение к труду носит иной характер. Православные монахи часто занимались так называемым «трудничеством», т.е. превращали для себя христианскую необходимость труда в трудовую повинность, которая носила вид тяжелых физических работ в рамках натурального монастырского хозяйства. У них практически не оставалось времени на духовную жизнь, которой активно жили монахи в католических монастырях того же времени. Такая религиозная трудовая этика приводила к социальному уничижению, личной бедности, стремлению умалить красоту создаваемых строений, равнодушию к качеству производимых продуктов. Затем такая этика перешла из религиозной в мирскую жизнь. Плоды этого явления, мы пожинаем до сих пор. К большой части населения РФ, особенно в сельской местности, в полной мере относится теория «Х» Д. МакГрегора, исходящая из постулатов, что человек ленив, и его необходимо заставлять работать под угрозой наказания. Некоторые формы принудительного труда, о которых мы писали выше, в частности труд заключенных лиц, представляющие собой, по сути, наказание трудовой деятельностью, ни в коей мере, не могут способствовать сознательному развитию у людей трудолюбия, ответственности и инициативы в выполняемой ими трудовой деятельности. А без этого нельзя говорить о построении в нашей стране справедливого социального государства.

Разумеется, что каждому классу и каждому историческому периоду была свойственна своя мораль, выражавшаяся в религиозных принципах, отражавшая взгляды «хозяев жизни» на общественное устройство, провозглашавшая цели и задачи, которые должны быть достигнуты в данном обществе. Однако, практически в любом цивилизованном обществе, имевшем государственные формы правления, труд с моральной точки зрения стоял очень высоко. Все представители «эксплуататорских» классов прекрасно понимали, что именно труд рабов, сервов, крестьян, позволял им жить, так как они привыкли, создавал основу их благополучия и общественного устройства. Поэтому эпитеты, употреблявшиеся со словом труд, всегда носили возвышенный характер. «Святой труд», «благородный труд», «ратный труд», «труд-дело чести». Разумеется, отдельные представители правящих классов презирали представителей трудовых слоев населения, но только за то, что они были бедно и грязно одеты или от них «дурно пахло», именно потому, что их труд был тяжел.

Французский философ XVII века Франсуа де Ларошфуко (1613-1680) в своих «Максимах» писал: «Физический труд помогает забывать о нравственных страданиях; поэтому бедняки – счастливые люди.»

В то же время представители высшего общества не презирали сам процесс труда. Еще в XVII - ом веке русский царь-реформатор Петр Великий, путешествуя по Европе, сам учился мастерству корабельного плотника в Голландии и заставлял своих приближенных учиться специальностям мастеровых. А в XVIII веке, когда в европейском обществе господствовал гуманизм, в моде были либеральные творения энциклопедистов, в архитектуре и искусстве преобладали стили барокко и рококо, представители правящих классов пытались возвысить и облагородить понятие «труд», смыв с него налет тяжести и грязи. Так, например, король Людовик XV (1710-1774), выполнял работы наборщика в типографии, набирая «Экономические таблицы», по предписанию их автора и одновременно своего личного врача – главы школы физиократов Франсуа Кенэ. Внук монарха, последний король дореволюционной Франции Людовик XVI (1754-1793), любил работать на токарном станке, изготавливая различные безделушки и табакерки. Его жена, королева Мария-Антуанетта(1755-1793), повелела построить в Версале игрушечную деревню, в которой были птичий двор, коровник и с удовольствием развлекалась там процессом труда, например, сама доила корову (какой парадокс «королева-доярка») или ухаживала за птицами. Правда следует отметить, что корова была надушена различными благовониями, рога у нее были позолочены, и она была украшена разноцветными лентами и колокольчиками, но сам факт остается налицо. Королева находилась под сильным влиянием идей Ж.-Ж. Руссо. Она изо всех сил старалась научиться собственным трудом обеспечивать хотя бы свою семью сельскохозяйственной продукцией: ухаживала за коровами, доила и кормила их с королевского стола. Однако революционный народ почему-то расценил ее труды как утонченное издевательство над голодающим Парижем.

Вообще при французском королевском дворе очень любили идеализированную жизнь простого народа. Это называлось «пасторалью». Отношения пастушков и пастушек, любовные сцены, разыгравшиеся между ними, в процессе выполнения своих трудовых функций – выпаса овец и коз, отражены на многих гобеленах и картинах этого романтического периода времени. При дворе разыгрывались спектакли по произведениям Ж.Ж. Руссо и других писателей либерального направления, и сама королева, и ее придворные дамы, а также принцы крови с удовольствием переодевались в простых крестьян и играли сцены из их жизни.

Разумеется, такая игрушечная трудовая жизнь была страшно далека от тяжелого нищенского труда простого народа, изнемогавшего под бременем непосильных налогов и податей, но, тем не менее, это подтверждает тот факт, что труд всегда считался нравственным делом во всех слоях общества. Тем более что правящие классы тоже трудились, выполняя функции по управлению государством, сражаясь на поле брани, или создавая какие-то художественные ценности. Ведь дворцы или памятники, которыми мы восхищаемся по сей день, были созданы, хотя и простыми работниками, но по замыслу и в соответствии со вкусами владельцев. Именно, королеве Марии-Антуанетте, казненной в 1793 году, в возрасте 37 лет, обвиненной в сознательном разорении французской казны, Франция, да и весь цивилизованный мир обязаны украшением и благоустройством дворца Малый Трианон, построенного в 1761 году в стиле французского классицизма, а также строительством многих других памятников, в том числе садово-паркового искусства, в Версале, которыми мы восхищаемся по сей день. По ее инициативе в 1779 году построили Мельничную деревушку в псевдокрестьянском стиле. При ней же появились молочная ферма, мельница и хижина 1783 – 1786 г.г.

Кроме этого, есть также много прекрасных картин и скульптурных портретов, изображающих саму королеву, и они также являются мировым достоянием. Следует отдать должное фанатичным французским революционерам-якобинцам, в том что, уничтожив множество аристократов и других врагов революции, включая королевскую семью, они сохранили для потомков культурное и историческое наследие Франции.

Историко-экономический экскурс, проведенный нами в начале этой книги, также свидетельствует о том, что труд всегда носил возвышенный характер и ученые мыслители, преимущественно философы или религиозные деятели призывали к созидательному труду и любви к труду. Об этом свидетельствует изречение апостола Павла «Не трудящийся, да не ешь».

Еще одним социальным аспектом трудовой деятельности является трудолюбие.

Трудолюбие – это «черта характера, заключающаяся в положительном отношении личности к процессу трудовой деятельности. Проявляется трудолюбие в активности, инициативности, добросовестности, увлеченности и удовлетворенности процессом труда. В психологическом плане трудолюбие предполагает отношение к труду как к основному смыслу жизни, потребность и привычку трудиться».

Следовательно, исходя из данного определения, трудолюбие это личностное свойство человека, которое можно выразить, через факторы, составляющие потребность в самовыражении по содержательным теориям мотивации, описанным в части второй настоящей работы. Стало быть, если эта черта характера, то она свойственна далеко не всем. Ведь в обществе существует «добровольная безработица», т.е. асоциальные элементы, которые не хотят работать, именно не хотят, а не потому, что это им трудно. Проведенный автором опрос двух десятков различных оборванных испитых людей средних лет, именуемых «бомжами», просящих милостыню у прохожих, на предмет выяснения пробовали ли они работать, то ответ, как правило, был следующий: «Пробовал… Не понравилось». И это достаточно симптоматично, так как в характере таких людей, часто заложена склонность к бродяжничеству, попрошайничанью или к воровству, во многих случаях, передаваемая генетически от их предков. И процент таких людей в нашем обществе достаточно велик. Мы видим их даже в центре Москвы, роющихся по помойкам, источающих нездоровый запах в радиусе нескольких метров. Поэтому, действия органов советской власти, при том что в принципе они являлись нарушением прав личности, по высылке таких людей, называемых «тунеядцами» за 101-й км от Москвы и, как правило, принудительно заставлявших трудиться в лечебно-трудовых профилакториях, с точки зрения поддержания общественного порядка, можно считать положительным явлением.

Вернемся, однако, к термину трудолюбие или любовь к труду. Здесь можно поставить риторический вопрос - может ли человек сознательно и добровольно любить свой труд? В представлении большинства общества любовь – это нечто возвышенное, высокая степень эмоционального положительного отношения к объекту, помещающая его в центр жизненных потребностей индивида. Если провести опрос случайно выбранных людей на улице на предмет того какая бывает любовь? То, как правило, мы получим следующие ответы: любовь к прекрасной женщине, к матери, к детям, к искусству, наконец, любовь к Родине. Хотя последнее звучит очень пафосно, но, тем не менее, все нормальные люди любят свою родину, т.е. то место где они родились.

Но можно услышать и вариант – «любовь к труду». Однако не значит ли такой ответ, что если человек любит труд, то он лишен каких-либо других радостей жизни? Возможно он сирота, или не имеет любимой женщины или семьи. Ведь труд даже самый прекрасный, направленный на создание литературных или художественных произведений, это все равно тяжелый утомительный процесс долговременной работы, плодами которого можно будет воспользоваться не сразу. Проанализируем это явление.

С одной стороны, действительно любовь к труду, это самовыражение, реализация всех своих способностей и достоинств. И это черта характера, обусловленная, процессом воспитания в семье и в обществе. Если человека с раннего детства приучали к тому, что надо трудиться, «что без труда, не выловишь и рыбку из пруда», то, как правило, достигнув самостоятельности, он будет продолжать трудиться, считая, что получить определенные блага, как материального плана, так и духовного (положение в обществе, уважение окружающих) легче всего посредством трудовой деятельности. При этом, чем больше он любит свою семью, тем больше он будет прилагать усилий к приобретению указанных благ, чтобы не только обеспечить свою семью, но и возвысить ее вместе с самим собой. И это нормальное явление. При этом сам труд может и не быть предметом любви, но настоятельная потребность трудиться, выработанная с годами привычка к труду, превращают результаты труда во внутреннее вознаграждение, приносящее человеку чувство удовлетворенности и мотивирующее его на дальнейшее увеличение эффективности своего труда.

С другой стороны, в случае отсутствия такого воспитания в семье, индивид может превратиться в асоциального элемента, описанного выше, если вовремя, желательно в детском или подростковом возрасте, не вмешается общество в лице школы или каких-либо других общественных институтов. Воспитание трудом – это один из испытанных методов педагогики. А.С. Макаренко (1888-1939) в своем произведении «Педагогическая поэма», подробно и живо описал, как беспризорники, т.е. подростки, потерявшие своих родителей в результате революции и Гражданской войны, приобретшие все вредные привычки и живущие воровством и попрошайничаньем, грязные и оборванные, обучаясь и трудясь в специальной колонии, смогли впоследствии стать достойными членами общества. Конечно, данная книга, написанная в эпоху социализма, носит идеологический характер, но это не уменьшает достоинств методов трудового воспитания.

Многие отечественные психологи в своих статьях писали о необходимости применения элементов трудового воспитания в работе с социально- дезапдатированными детьми. Такая деятельность помогает придать жизни умственно-отсталых детей цель, дисциплинирует их, позволяет приобрести трудовые навыки, помогающие выжить, не только за счет пенсии по инвалидности, но и с помощью возможных трудовых свершений.

Есть еще один взгляд на указанную проблему. Любовь к труду – это сублимация, т.е. механизм психологической защиты своего сознания, в силу отсутствия других объектов вожделения. Это версия также имеет право на существование. Если обратиться к биографиям многих великих людей, ученых, композиторов, художников, создавших бесценные научные достижения или творения, являющиеся достоянием человечества, то можно заметить, что в личной жизни они были крайне несчастны, часто именно в силу своей гениальности, ставившей их дело выше забот о семье, быте, хлебе насущном. Их покидали жены, о них не вспоминали дети, часто их помнили только их ученики, разделявшие с ними тяготы и плоды совместного труда. Эти люди любили свое дело больше всего на свете. Оно было их детищем, их самовыражением. Но гении единичны. А как же ведут себя другие обычные люди? Проведенные автором социологические исследования по изучению мотивации труда на предприятиях различных форм собственности выявили, что большинству людей, достигших пенсионного возраста, независимо от уровня образования (высшего или среднего), места работы (коммерческого банка или депо метрополитена), свойственны высшие потребности – в уважении и самовыражении. Удовлетворение этих потребностей сродни любви к труду. Автор считает, что тут имеют место два фактора. Первый, заключается в том, что эти люди уже воспитали своих детей, вывели их на самостоятельную дорогу, вложив в них тем самым свою любовь, конечно чувство любви к детям не уменьшилось, но приняло другие формы, уменьшилось чувство ответственности за детей. У пожилых людей распадаются семьи, по причине естественного старения организма и смерти. Остается множество одиноких вдов и вдовцов, и вместо живой любви друг к другу, остается любовь в сердце, т.е. память. Но тот, кто остался, должен жить дальше, жить каждый день и что-то делать. Иначе его жизнь, становится бессмысленной. Тут-то и выступает на сцену труд, в любой форме. Для людей более образованных, склонных к творчеству он принимает формы создания мемуаров или каких-либо других записей и публикаций, для других людей в виде какой-то простой работы, например, смотрителем музея. Встречаются люди, которые не переставали работать на своем рабочем месте, на протяжении всей жизни, и когда постепенно отпадают ветви дерева, именуемого жизнью (семья, родные и т.д.) труд остается единственным, что является стволом жизни и заставляет человека жить и бороться, несмотря на одолевающие хвори.

Второй фактор заключается в том, что в любви к труду, опять же в зависимости от типа личности человека, его психологических особенностей и деловых качеств, может присутствовать нездоровый, болезненный элемент, навязчивое влечение к труду. Он может возникать у вполне благополучных людей, прекрасных семьянинов, как правило, лиц среднего возраста, обладающих определенными должностными полномочиями. Такое положение вещей называется «работоголия». Нашему слуху более привычно слово «трудоголик». Вторая часть этого слова напоминает о другой человеческой болезни – алкоголизме. И хотя в этой болезни нет ничего смешного, а напротив это трагедия, но с легкой руки сатириков и юмористов оно вызывает у большинства людей улыбку. Соответственно вызывает улыбку и первый термин. Однако «трудоголик» – это не «алкоголик». Это гораздо лучше. Хотя возможно тому, кого называют трудоголиком, и требуется определенная социально-психологическая помощь.

Трудоголик осознает себя таковым, и сам говорит об этом с сожалением. Часто трудоголиками являются современные красивые уверенные в себе женщины. Трудоголизм проявляется в желании сделать свою работу наилучшим образом и заставить других окружающих людей, как правило своих подчиненных, делать ее также наилучшим образом не считаясь с их моральными и физическими возможностями. Анализируя выше содержательные теории мотивации труда, мы рассматривали потребности высшего порядка и в частности потребность во власти. Указанная потребность часто проявляется не в достижении личной власти, т.е. повышения своего статуса, а именно в возможности влиять на других людей для достижения своих целей или целей организации. Потребности высшего порядка, равно как и самовыражение, начинают мотивировать людей после удовлетворения в большей степени всех остальных групп потребностей. Это объясняет тот факт, что трудоголики, как правило, люди обеспеченные, не стесненные в средствах, и часто работающие с преувеличенным энтузиазмом, даже на не очень высокооплачиваемых должностях, но дающих достаточные властные полномочия. Отсюда следует, что основным мотиватором трудоголиков является потребность во власти, не удовлетворенная должным образом. Причина же трудоголизма заключается в завышенной оценке своей роли в процессе коллективного труда и желании оценивать труд подчиненных по своей шкале ценностей.

Самым отрицательным моментом в явлении трудоголизма, является то что человек, особенно, если он руководитель, сам не находит должной удовлетворенности в своей потребности, а главное создает тяжелый социально-психологический климат для своих подчиненных и лишает их внутреннего вознаграждения от полученных результатов труда.

Существуют два способа борьбы с трудоголизмом, как социально-психологическим явлением.

Первый способ - ожидание. Как мы уже отмечали, потребности человека постепенно удовлетворяются и заменяются другими. Так и потребность во власти, может быть удовлетворена с течением времени и заменится какой-либо другой, например, потребностью в познании, либо же какие-то внешние обстоятельства могут заставить человека спуститься на более ранний уровень удовлетворения потребностей, например материальных или потребностей в безопасности. Кроме этого с возрастом человеку свойственно пересматривать свои оценки окружающей действительности. Обычно это происходит один раз в пять лет.

См. например: Иванова А.Я., Мандрусова Э.С. «К вопросу о междисциплинарном взаимодействии специалистов в работе с детьми с социальной дезадаптацией». Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи; защита, помощь, возвращение в жизнь. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М.: Издательский дом «Грааль», 1998, с.185.

Предыдущая

В процессе труда люди вступают в определённые социальные отношения, взаимодействуя другс другом. Социальные взаимодействия всфере труда – это форма социальных связей, реализуемая в обмене деятельностью и взаимном действии. Объективной основой взаимодействия людей является общность или расхождение их интересов, близких или отдалённых целей, взглядов. Посредниками взаимодействия людей в сфере труда, промежуточными его звеньями выступают орудия и предметы труда, материальные и духовные блага. Постоянное взаимодействие отдельных индивидов или общностей в процессе трудовой деятельности в определённых социальных условиях образует специфические социальные отношения.
Социальные отношения– это отношения между членами социальных общностей и данными общностями по поводу их общественного положения, образа и уклада жизни, в конечном счёте, по поводу условий формирования и развития личности, социальных общностей. Они проявляются в положении отдельных групп работников в трудовом процессе, коммуникационных связях между ними, т.е. во взаимном обмене информацией для воздействия на поведение и результаты деятельности других, а также для оценки своего собственного положения, что влияет на формирование интересов и поведение этих групп.
Эти отношения неразрывно связаны с трудовыми отношениями и обусловлены ими изначально. Например, в трудовую организацию работники вживаются, адаптируются в силу объективной потребности и таким образом вступают в трудовые отношения независимо от того, кто будет работать рядом, кто руководитель, какой у него стиль деятельности. Однако затем каждый работник по-своему проявляет себя во взаимоотношениях друг с другом, с руководителем, в отношении к труду, к порядку распределения работ и т.д. Следовательно, на основе объективных отношений начинают складываться отношения социально-психологического свойства, характеризующиеся определенным эмоциональным настроем, характером общения людей и взаимоотношений в трудовой организации, атмосферой в ней.
Таким образом, социально-трудовые отношения позволяют определить социальную значимость, роль, место, общественное положение индивида и группы. Они являются связующим звеном между рабочим и мастером, руководителем и группой подчиненных, определёнными группами работников и отдельными их членами. Ни одна группа работников, ни один член трудовой организации не могут существовать вне таких отношений, вне взаимных обязанностей относительно друг друга, вне взаимодействий.
Как видим, на практике существует многообразие социально-трудовых отношений. Их, а также различные социальные явления и процессы в условиях существующего рынка и изучает социология труда. Поэтому социология труда - это исследование функционирования и социальных аспектов рынка в сфере труда. Если же попытаться сузить данное понятие, то можно сказать, что социология труда- это поведение работодателей и наёмных работников в ответ на действие экономических и социальных стимулов к труду.Именно такого родастимулы, с одной стороны, побуждают к индивидуальному выбору, а с другой, ограничивают его. В социологической теории акцент делается на стимулах, регулирующих трудовое поведение, которые имеют не безличностный характер и относятся к работникам, широким группам людей.
Предметом социологиитруда являются структура и механизм социально-трудовых отношений, а также социальных процессов и явлений в сфере труда.
Цель социологии труда-это исследование социальных процессов и разработка рекомендаций по их регулированию и управлению, прогнозированию и планированию, направленных на создание оптимальных условий для функционирования общества, коллектива, группы, отдельного индивида в сфере труда и достижение на этой основе наиболее полной реализации и оптимального сочетания их интересов.
Задачи социологии труда состоят в:
изучении и оптимизации социальной структуры общества, трудовой организации (коллектива);
анализе рынка труда как регулятора оптимальной и рациональной мобильности трудовых ресурсов;
поиске путей оптимальной реализации трудового потенциала современного работника;
оптимальном сочетании моральных и материальных стимулов и совершенствовании отношения к труду в условиях рынка;
усилении социального контроля и борьбе с различного рода отклонениями от общепринятых моральных принципов и норм в сфере труда;
изучении причин и выработке системы мер по предупреждению и разрешению трудовых конфликтов;
создании системы социальных гарантий, защищающих работников в обществе, трудовой организации и т.д.
Иными словами, задачи социологии труда сводятся к выработке методов и приемов использования социальных факторов в интересах решения важнейших социально-экономических проблем общества и личности, к числу которых относится и создание системы социальных гарантий, поддержания и закрепления социальной защищенности граждан с целью ускоренной социальной переориентации экономики.
Для сбора и анализа информации в социологии труда широко используются социологические методы, которые проявляются в:
достигнутых знаниях о предмете исследования (понимании сущности труда и отношений в сфере труда);
процессе методов сбора фактов;
способе делать заключение, т.е. формулировать выводы о причинно-следственных связях между явлениями.
Необходимо отметить, что исследования, проводимые в рамках социологии труда, предоставляют необходимую и достаточно надёжную информацию для формирования социальной политики, разработки научно обоснованных программ социально-экономического развития трудовых организаций (коллективов), для решения социальных проблем и противоречий, постоянно сопровождающих трудовую деятельность и работников. Таким образом, социология труда призвана, с одной стороны, расширять знания о реально существующей действительности, с другой - способствовать утверждению новых связей и процессов, протекающих в сфере труда.
Науки о труде социологического профиля существуют внутри социологии в целом, но не обязательно являются составными частями социологии труда. Социологическими они являются не только по методам, но и по предмету исследования. Их общая черта –-изучение социальных аспектов общественного труда. Появление дисциплин внутри социологии труда стало возможным благодаря тому, что эта наука анализирует общественный труд на макро- и микроуровнях. Первый касается институционального аспекта труда, а второй - мотивационного и поведенческого.
К молодым отраслям знания относится экономическая социология.Её предмет – ценностные ориентации, потребности, интересы и поведение больших социальных групп (демографических, профессионально-квалификационных и др.) на макро- и микроуровнях в условиях рыночной конъюнктуры. Как происходят сокращение и трудоустройство управленческого аппарата, работников неквалифицированного труда, инженеров, врачей и т.д.? Как изменяется оценка вознаграждения (морального и материального) труда в тех или иных общественных группах, в сферах индивидуального и коллективного труда, государственного, частного и кооперативного производства? На эти и другие вопросы призвана и отвечает экономическая социология. Предмет исследования социологии труда как раз и составляет круг её научной проблематики в пересечении с другими социологическими дисциплинами.
Экономика трудаизучает механизм действия экономических законов в сфере труда, формы их проявления в общественной организации труда. Экономику интересует сам процесс создания стоимости. Для неё важны трудовые затраты на всех стадиях производственного цикла, в то время как социология труда рассматривает трудовые взаимодействия работников и возникающие между ними трудовые отношения. Например, в стимулировании труда экономику интересует оплата труда. В этом случае изучаются тарифная система, заработная плата, взаимосвязь между ними. Социология труда, отдавая должное внимание проблеме материального стимулирования, рассматривает, в первую очередь, совокупность побуждений к труду, такие стимулы, как содержание труда, его организация и условия, степень самостоятельности в труде, характер взаимоотношений в коллективе и т.д.

«День молодого избирателя» - «Молодёжь выбирает будущее» викторина для учащихся 8-11 классов. Задание 5. Ответы. Задание 6. Задание 3. Задание 2. «Я имею право…». Задание 1. Задание 7. День молодого избирателя. Ответ написать(1балл). Задание 4. «Разминка».

«Человек и общество» - Развитая промышленность, интенсивные методы производства, революции в технике и технологии. Взаимосвязанные элементы. ? Государство. Глобальные проблемы. Kriterio – мерило для оценки. Формирование правового государства и дальнейшее развитие демократии. Материалисты: экономическая сфера – главная! Профессиональное деление, развитие гражданского общества.

«Профориентация в начальной школе» - Живой интерес к миру разных профессий. Организация работы на уроках технологии. Книги, фотоматериалы. Профориентация в начальной школе. Полицейский участок. Организация и проведение внеклассных занятий. Содержание деятельности. Использование конструктора LEGO на занятиях. Железная дорога. Как путешествует письмо.

«Моральная оценка личности» - Если много денег – не радуйся, если мало – не горюй. Совесть. «Да, жалок тот, в ком совесть не чиста!» А.С.Пушкин. В каких случаях вы оправдываете применение жестокости? Моральная оценка личности. Портрет нравственного человека. Золотое правило нравственности. Совесть, благородство и достоинство, Вот оно святое наше воинство.

«Молодежь и политика» - Политическая активность. Молодежь. Интерес к политике. Молодежь и политика. Симпатии к молодежным организациям. Формы участия. Общие выводы. Отношение к молодежным организациям. Социологическое исследование. Молодые россияне. Идейно-политические предпочтения. Электоральные предпочтения. Ценностные суждения.

«Конституция и конституционализм» - Законы Российской Империи. Парламентская система. Нормативная схема политической системы России. Классификация Конституций по способу изменения. Типы российской государственности. Политический режим. Конституционные принципы политической системы в России. Республика. Монархия. Первые Конституции современного типа.

Всего в теме 1473 презентации