Трудовые ресурсы и рынок труда. Воздействия на рынок труда

Трудовые ресурсы - это население в трудоспособном возрасте: мужчины - от 16 до 59 лет и женщины - от 16 до 54 лет включительно, за исключением неработающих инвалидов I и II групп и лиц, получающих пенсию по возрасту на льготных условиях, а также лица в нетрудоспособном возрасте (подростки и население старше трудоспособного возраста), занятые в экономике.

Экономически активное население (рабочая сила) - это часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг

Численность экономически активного населения включает занятых и безработных.

К занятым, относятся лица, которые:

1) выполняют работу по найму, за вознаграждение, а также иную приносящую доход работу;

2) временно не работают из-за болезни или травмы, находятся в трудовом отпуске или пользуются отгулами;

3) выполняют работу без оплаты на семейном предприятии;

4) самостоятельно обеспечивают себя работой; и; являются военнослужащими;

6) находятся в отпуске по беременности, родам и уходу за ребенком,

7) избраны, назначены или утверждены на оплачиваемую должность;

8) обучаются в общеобразовательных школах, ПТУ, проходят очный курс обучения в высших, средних специальных и прочих учебных заведениях.

К безработным относятся лица, которые:

1) по не зависящим от них причинам не имеют работы и трудового дохода;

2) зарегистрированы в государственной службе занятости в качестве лиц, ищущих работу

3) способные и готовые трудиться, но не находящие соответствующего спроса на рынке труда.

Занятые и безработные как категории населения образуют в целом экономически активное население, или совокупную рабочую силу.

Экономически-неактивное население - это: пенсионеры, инвалиды, лица, находящиеся в местах лишения свободы, домохозяйки, лица прекратившие поиск работы, лица не нуждающиеся в работе как способе поддержания существования.

Рынок труда как составная часть рыночной экономики в целом представляет собой сбалансированную и жизнеспособную структуру спроса и предложения рабочей силы.

Состояние рынка труда характеризует проблема занятости-безработицы. Количественным показателем состояния дел на рынке труда считается норма безработицы.

Она исчисляется как процентное отношение числа безработных к численности совокупной рабочей силы (экономически активное население).

В экономике господствует мнение, что наличие в обществе небольшого процента безработных неизбежно и при здоровой экономике. Когда идет речь о нормализации положения на рынке труда, имеется в виду не достижение стопроцентной занятости трудоспособного населения, а приведение процентной доли безработных к уровню естественной нормы безработицы. Под естественной нормой безработицы понимается такой процент безработных в обществе, который соответствует экономически целесообразному уровню занятости. Есть точка зрения, что безработица в размере 5-7% допустима и целесообразна.

Безработица может быть вынужденной и добровольной. К добровольной относятся -фрикционная, институционная и сезонная безработица.

Фрикционная безработица - это временная незанятостъ, связанная с переходом с одного рабочего места на другое или поисками более подходящей работы. Фрикционная безработица имеет низкую продолжительность и более половины граждан в этом случае находят работу самостоятельно.

Институционная безработица порождается институтом социальной защиты безработных (при этом, чем выше пособие по безработице, тем продолжительнее время поиска новой работы), а также таким фактором как повышение гарантированного минимума заработной платы. Этот вид безработицы провоцируется и несовершенством налоговой системы. Чем ниже доходы работающих, чем меньше разница между доходом и социальными пособиями, тем меньше у безработных желание трудиться и тем более длительными оказываются сроки поиска работы.

Сезонная безработица возникает в результате сезонных колебаний спроса на рабочую силу. Она затрагивает тех, чей труд обусловлен спецификой времени года, - занятых в рыболовстве, строительстве, сельском хозяйстве.

К вынужденной безработице относятся: технологическая, структурная, конверсионная, экономическая, молодежная.

Технологическая безработица порождается переходом к новым поколениям техники и технологии, когда часть рабочей силы становится либо лишней, либо требует нового, более высокого уровня квалификации и перепрофилирования.

Структурная безработица связана с масштабными структурными преобразованиями экономики, закрытием устаревших предприятий, сокращением численности управленческого персонала.

Конверсионная безработица связана с сокращением работников, занятых в отраслях военно-промышленного комплекса и в армии.

Экономическая безработица вызывается конъюнктурой рынка, экономической политикой государства, поражением части производителей в конкурентной борьбе.

Молодежная безработица (к молодежи по статистике относятся граждане в возрасте от 16 до 29 лет) обычно наблюдается на двух этапах:

(а) после окончания школы,

(б) после окончания учебных заведений.

В настоящее время удельный вес молодежи среди безработных составляет около 35%.

С точки зрения продолжительности безработица может быть продолжительной (4 - 8 месяцев), длительной (8-18 месяцев) и застойной (более 18 месяцев). Продолжительность безработицы определяется временем, в течение которого человек не может найти работу. При одном и том же годичном уровне безработицы, скажем, 5%, возможны две совершенно различные ситуации на рынке труда:

1) В течение года каждый работник был безработным 5% времени, т.е. примерно 2,5 недели. В этом случае мы имеем дело с массовой безработицей, средняя продолжительность которой мала.

2) В течение всего года 5% совокупной рабочей силы охвачены безработицей. Следовательно, подавляющее большинство трудоспособного населения имеет работу, ко у тех 5%, которые ее лишены, продолжительность безработицы очень высока.

Из этих двух ситуаций, безусловно, вторая тяжелее. Наличие в обществе стабильной группы, охваченной застойной безработицей, чревато опасными последствиями, как доя самих безработных, так и для всего общества. Такие безработные составляют сейчас более 25% общей численности безработных.

Вынужденная безработица в условиях экономики с глубокими деформациями рыночных отношений часто приобретает скрытый характер. Существует количественная взаимосвязь между экономической активностью и безработицей, которая исчисляется согласно следующему закону: для того, чтобы безработица не прогрессировала, и ее показатель оставался на стабильном уровне, необходимо ежегодное увеличение валового национального продукта примерно на 2.7 %. Каждые дополнительные 2% прироста ВНП уменьшают долю безработных на 1 процентный пункт, и наоборот.

С этой точки зрения сложившейся сейчас в России ситуация представляет собой экономический парадокс. Официально объявленные Госкомстатом РФ оценки уровня безработицы резко не соответствуют показателям уровня производства. В 1994 г. ВНП составлял только 59% от уровня 1991 г. И, тем не менее, сокращение занятости за указанный период не превысило 4,5%. Объяснение состоит в том, что спад производства в России выражен преимущественно в резком снижении производительности труда при относительно умеренном росте открытой безработицы.

Отсюда можно сделать вывод, что, помимо открытой, существует и скрытая безработица. Она проявляется в том, что значительное количество людей, официально имеющих работу, и числящихся занятыми, в действительности длительное время не участвуют реально в производстве. По оценкам Государственной службы занятости скрытая безработица в России на конец 1994 г. составляет 4-5 млн. человек. Это примерно 7% экономически активного населения.

Проявлением скрытой безработицы в России можно считать и такое характерное явление, как невыплаты зарплаты. Они достигли к концу 1994 г. 4,5-5 триллионов рублей. Исходя из величины средней зарплаты, можно рассчитать, что не получили денежного вознаграждения за свой труд около 1,5 млн. человек, которые, следовательно, тоже могут рассматриваться как безработные.

Кроме того, в России существует большая армия частично безработных. Эту категорию составляют люди, формально имеющие работу, но в течение длительного времени находящиеся под угрозой увольнения, переведенные на сокращенную рабочую неделю. Частичная безработица в 1994 г. охватывала 5-6 млн. человек.

Безработица и инфляция. Существует экономическая закономерность: уровень безработицы в стране находится в обратной пропорции к уровню инфляции. График, отражающий эту зависимость, называется "кривой Филипса". Кривая Филипса представляет собой гиперболу, показывающую, что темпы роста заработной платы, а, следовательно, и цен, определяются уровнем безработицы. Концепция антиинфляционной политики, основанная на кривой Филипса, предполагает, таким образом, жесткую ситуацию выбора: либо низкие темпы инфляции при высоком уровне безработицы, либо высокие темпы инфляции при низком уровне безработицы.

Планирование работы с персоналом.

Кадровое планирование - это целенаправленная деятельность по подготовке кадров, обеспечению пропорционального и динамичного развития персонала, расчету его профессионально-квалификационной структуры, определению общей и дополнительной потребности, контролю за его использованием.

Кадровое планирование включает в себя:

прогнозирование перспективных потребностей организации в персонале (по отдельным его категориям);

изучение рынка труда и программы мероприятий по его «освоению»;

анализ системы рабочих мест организации;

разработку программ и мероприятий по развитию персонала.

Цели кадрового планирования:

получить и удержать работников нужного качества и в нужном количестве;

наилучшим образом использовать потенциал своего персонала;

предвидеть проблемы, возникающие из возможного избытка или нехватки персонала.

Первый блок - постановка, кадровой проблемы. Здесь нужно ответить на вопрос: что необходимо производству с точки зрения его кадрового обеспечения? Параметры производственной структуры и организационная структура определяют необходимое количество рабочей силы и ее качество. Требования к конкретным рабочим местам постоянно уточняются на основе анализа работ, функций, должностных инструкций.

Анализ работ. Термин анализ работ описывает процесс получения информации о различных видах работ. В результате анализа работы получают информацию двух видов. Описание работы - какие задачи должны быть выполнены в процессе работы. Спецификация работы - какие требования предъявляются к исполнителю данной работы.

Динамические характеристики работы. При анализе работы важно учитывать два момента. Во-первых, с течением времени все меняется. Природа самой работы должна меняться по трем причинам:

время года или суток;

окружающая среда.

Во-вторых, спецификация работы должна быть составлена, исходя из минимально необходимой квалификации исполнителя. Это не всегда происходит, гак в американской промышленности по оценкам 65 % работ требуют от кандидатов высшего образования, хотя они с легкостью могут быть выполнены и работником, с более низким уровнем образования.

На основе производственной программы и анализа работ определяется как общая потребность в рабочей силе так и потребность по отдельным ключевым должностям и специальностям. Чтобы не определять потребность по каждой узкой специальности, используется группировка по каким-либо параметрам. Прогноз потребности в рабочей силе на основе прогнозов изменения производственных параметров дает ошибку от 2 до 20%.

Второй блок (ресурсный) - источники решения проблемы. Он является ключевым. Здесь даются ответы на вопросы: что есть и в чем несоответствие с тем, что необходимо. Первое направление - оценка, анализ состояния наличных ресурсов, второе - оценка внешних источников, третье - оценка потенциала указанных источников.

Третий блок (результирующий ) - решение проблемы. Он содержит конкретные программы по реализации требований производства с учетом имеющихся ресурсов.

Виды кадрового планирования.

Разнообразие задач, решаемых в рамках кадровой политики, приводит к тому, что кадровое планирование делится на планирование:

потребности в персонале, привлечения персонала, использования и сокращения персонала, обучения персонала, сохранения кадрового состава, расходов на содержание персонала, производительности.

Планирование потребности в персонале - первый этап процесса планирования, связанного с кадрами. Данный вид планирования включает: оценку наличного потенциала трудовых ресурсов, оценку будущих потребностей, разработку программ по развитию персонала.

Под потребностью в персонале понимают сотрудников, нужных для будущего целенаправленного выполнения задач организации, в количественном, качественном, временном, и пространственном отношении.

При планировании потребности в персонале следует различать:

Общую потребность, представляющую собой всю численность персонала, необходимого предприятию для выполнения запланированного объема работ (брутто-потребность в кадрах);

Дополнительную потребность - количество работников;

которое необходимо в планируемом периоде дополнительно к имеющейся численности базового года, обусловленное текущими нуждами предприятия (нетто-потребность в кадрах).

Совокупность всех должностей на предприятии, включенных в штатное расписание, показывает, сколько работников различной квалификации необходимо для выполнения производственных задач. Тем самым оно указывает на общую потребность предприятия в рабочей силе.

Планирование использования кадров.

Первый аспект кадрового планирования - экономичное и справедливое по отношению к человеку распределение потенциала рабочей силы между вакантными рабочими местами.

Другим аспектом планирования использования кадров является приведение условий труда в соответствии с возможностями работающих, создание достойных человека условий труда, рабочих мест и окружающей их среды.

Планирование сокращения или высвобождения персонала призвано показать:

Кого следует сократить, где и когда;

Шаги, которые необходимо предпринять, чтобы помочь сокращенным работникам найти новую работу;

Политику объявления о сокращениях и выплаты выходных пособий;

" программу консультирования с профсоюзами или ассоциациями работников.

Планирование высвобождения персонала позволяет избежать передачи на внешний рынок труда квалифицированных кадров, создания для этого персонала социальных трудностей. Данное направление деятельности по управлению персоналом до последнего времени практически не получило развития в отечественных организациях.

Планирование обучения персонала призвано использовать собственные производственные ресурсы работающих без поиска новых высококвалифицированных кадров на внешнем рынке труда.

Планирование обучения должно учитывать:

Требуемое количество учеников;

Количество существующих работников, нуждающихся в обучении или переобучении;

Новые курсы, которые нужно развивать, либо расходы на уже существующие;

Перевод и переобучение существующих работников.

Это качественная составная часть кадрового планирования. Она включает в себя все усилия предприятий по сохранению существующего уровня знаний у трудового коллектива посредством инвестиций на обучение или же на повышение квалификационного уровня путем дополнительной подготовки.

Планирование сохранения кадрового состава.

К данному комплексу проблем и задач относятся все мероприятия в области социальной инфраструктуры, необходимые для обеспечения длительного использования кадров.

План сохранения персонала описывает требуемые действия по следующим позициям:

проблемы с оплатой труда,

уход работников для продолжения своей карьеры,

уход работников из-за конфликтов,

изменение требований к работе,

улучшение отбора и обучения персонала.

Планирование расходов по содержанию персонала. Недостатки в этом виде планирования приводят к таким потерям:

оплата сверхурочных работ,

надбавки к заработной плате за работу в опасных условиях,

из-за текучести рабочей силы,

брак и простои,

профессиональные заболевания и травматизм.

Планирование производительности призвано установить цели роста производительности, а также программы увеличения производительности или уменьшения издержек занятости.

Набор персонала.

Исходную информацию для определения направлений набора персонала, формирования плана набора персонала и мероприятий по его реализации дает анализ внешних и внутренних факторов. Такой анализ - отправная точка набора персонала. Под внешними факторами понимаются условия, которые организация как субъект управления, как правило, не может изменить, но должна учитывать для правильного определения потребности в персонале и оптимальных источников покрытия этой потребности.

К внешним факторам относятся:

ситуация на рынке труда;

развитие технологии;

особенности социальных потребностей;

развитие законодательства;

кадровая политика организаций-конкурентов.

Под внутренними факторами понимаются такие, которые в значительной степени поддаются управляющему воздействию со стороны организаций. К ним относятся:

цели организации;

финансовые ресурсы;

кадровый потенциал организации, внутренние источники покрытия потребности в кадрах.

Основные направления набора персонала это:

разработка требований к персоналу;

определение потребности в персонале;

расчет плановых затрат на привлечение и дальнейшее использование персонала;

выбор путей покрытия потребности в персонале.

Разработка требований к персоналу производится на основе штатного расписания, текущего и перспективного анализа требований к должностям и рабочим местам.

Определение потребности в персонале,

Для определения общей потребности в кадрах специалистов применяются различные методы, среди которых выделяют основные:

штатно-номенклатурный,

нормативный,

метод нормативов насыщенности.

Штатно-номенклатурный метод основывается на применении номенклатур должностей, подлежащих замещению специалистами с высшим и средним специальным образованием, и штатных расписаний предприятий и позволяет определять текущую потребность в специалистах - как общую, так и дифференцированную - по уровням подготовки и по группам специальностей.

Для определения общей потребности текущего периода в дипломированных специалистах при запланированном объеме работ и обоснованных нормативах (нагрузки или обслуживания) рекомендуется применять нормативный метод расчета. Этот метод основан на использовании планов или проектов планов по объему производства и нормативов труда специалистов. При этом общая потребность рассчитывается путем деления объема работ в планируемом периоде на норматив нагрузки на одного работника или путем умножения объема работ на норматив обслуживания на одного работника.

Для более точных и обоснованных расчетов общей потребности в дипломированных специалистах на перспективный период целесообразно использование метода нормативов насыщенности. Норматив насыщенности - показатель, выражающий долю участия специалистов в общем совокупном труде работников при условии их рационального использования. Норматив насыщенности отражает объективную потребность предприятия в кадрах специалистов по отношению ко всем. работающим. Он рассчитывается как отношение плановой численности специалистов с высшим и средним специальным образованием к плановой численности работающих (в долях единицы или процентах). Определение величины норматива насыщенности можно осуществлять, используя два подхода: на основе данных передовых предприятий или путем использования корреляционно-регрессионного анализа.

Ожидаемые затраты на привлечение и использование персонала складываются из таких составляющих, как внешние и внутренние затраты, которые могут быть единовременными или текущими.

К внешним единовременным затратам относятся: оплата договорных отношений с учебными заведениями, коммерческими структурами, занимающимися подбором и подготовкой персонала, центрами подготовки при органах регулирования занятости и т.п

К внешним текущим затратам относятся: затраты на исследовательские и оперативные работы (сбор и анализ информации, реклама, представительские расходы, командировки и т.п.).

К внутренним единовременным затратам относятся- капитальные затраты на оборудование новых рабочих мест и переоснащение существующих, дополнительное строительство и оснащение объектов социальной инфраструктуры, учебных подразделений и т.п.

Внутренние текущие затраты складываются из расходов по оплате труда новых сотрудников или работников с новой квалификацией, в том числе различных социальных выплат и т.п.

Выбор путей покрытия потребности в персонале зависит от влияния двух других направлений- разработки профессиональных требований к персоналу и определения величины затрат на привлечение и дальнейшее использование персонала.

Сущность работы по выбору путей покрытия потребности в персонале сводится к следующим основным этапам:

1) установление источников покрытия потребности;

2) определение путей привлечения персонала;

3) анализ источников и путей с точки, зрения их соответствия требованиям параметров потенциальных сотрудников, а также затрат, связанных с использованием того или иного источника и пути привлечения персонала;

4) выбор альтернативных или. комбинированных вариантов источников и пугей.

В качестве источников покрытия потребности в персонале можно выделить внутренние и внешние.

Труд -- это целесообразная, сознательная и организованная деятельность людей, направленная на создание определенного продукта труда (товара, услуги), необходимого для удовлетворения общественных и личных потребностей людей. Труд в процессе производства взаимодействует со средствами и предметами труда.

Средства труда и предметы труда в совокупности образуют средства производства. Средства производства и труд человека взаимообусловлены и взаимосвязаны через процесс труда, который представляет собой органическое единство трех его основных элементов: труда, средств и предметов труда. Результатом процесса труда является определенный продукт труда.

Выделяют живой и прошлый труд. Живой труд представляет собой затраты его умственной и физической энергии, направленной на создание материальных и духовных благ. Труд прошлый - это овеществленный труд, воплощенный в средствах производства и предметах потребления.

В зависимости от ряда признаков труд можно классифицировать следующим образом.

По способу осуществления:

¦ умственный (труд, который требует интеллектуального напряжения, где преимущественно используются умственные, духовные и психологические силы человека);

¦ физический (используется преимущественно физичес-кая сила мускулов).

По конечному результату труда:

затраченный на производство товаров;

затраченный на производство общественно полезных услуг.

По степени сложности:

сложный (требует специальных знаний, высшего или среднего специального образования и опыта);

простой (не требует продолжительной подготовки, специального образования и значительного интеллектуального напряжения).

По степени творчества:

творческий (требует принятия нестандартных решений и творческого подхода);

нетворческий (характеризуется отсутствием или наличием незначительного объема творческих функций).

Основной характеристикой трудового потенциала страны, организации являются трудовые ресурсы, под которыми понимается часть трудоспособного населения, обладающая физическим развитием, умственными способностями, знаниями и умениями, необходимыми для работы в экономике страны, т.е. эта часть населения: а) занятая в экономике или б) способная работать, но не работающая по тем или иным причинам в том числе безработные.

Критериями для выделения из общей численности населения трудовых ресурсов являются верхняя и нижняя границы трудоспособного возраста человека, которые устанавливаются государством с учетом социально-экономических условий.

Безработными считаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, не имеющие работы, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях либо не проходящие военной службы и зарегистрированные в органах государственной службы занятости. Отношение численности безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости, к численности экономически активного населения (занятые и безработные) называется уровнем безработицы.

Качественный состав трудовых ресурсов характеризуется:

  • · степенью здоровья персонала организации;
  • · образовательным и профессионально- квалификационным уровнем;
  • · половозрастной структурой;
  • · уровнем социальной зрелости, интересов, потребностей работников;
  • · социально- экономической структурой в зависимости от содержания и сложности труда;
  • · отношением к труду;
  • · уровнем доходов и зарплаты.

Важнейшим признаком уровня социально-экономической неоднородности труда является отношение к труду. Оно представляет собой единство мотивов и ориентации трудового поведения; трудового поведения(инициативность, участие в техническом творчестве, самостоятельность, исполнительность, дисциплинированность); оценки работником своей трудовой деятельности (внутренняя удовлетворенность работника в процессе трудовой деятельности).

Рынок труда представляет собой систему производственно-экономических отношений между работниками (собственниками рабочей силы), предпринимателями (работодателями) и государством.

Рабочая сила как товар, выступая на рынке в качестве объекта купли-продажи, имеет стоимость, включающую стоимость жизненных средств, необходимых для ее воспроизводства, и обеспечение социальных стандартов на расходы семьи.

Качество рабочей силы определяется совокупностью свойств человека, которые проявляются в процессе труда и характеризуются его квалификацией, имеет социально- психологические особенности (гибкость, мобильность, мотивированность, инновационность, профессиональную пригодность).

Компоненты рынка труда:

субъекты рынка труда - наемные работники, их объединения, работодатели (предприниматели) и их союзы, государство и его органы;

механизм рынка труда -- спрос и предложение рабочей силы, цена рабочей силы, конкуренция;

инфраструктура рынка труда.

Соотношение спроса и предложения рабочей силы характеризует конъюнктуру рынка труда, которая складывается под воздействием многих факторов.

Цена рабочей силы выступает в виде заработной платы, которая представляет собой форму стоимости рабочей силы. Факторами, определяющими стоимость рабочей силы, являются:

конъюнктура рынка труда;

уровень интенсивности и сложности труда;

природные и климатические условия;

исторические и культурные традиции;

расходы на образование и обучение;

расходы на воспитание детей и содержание в семье нетрудоспособных.

Инфраструктура рынка труда -- это совокупность институтов содействия занятости, профориентации, профподготовки и переподготовки кадров, сеть фондов, центров занятости, агентств по трудоустройству, что в совокупности обеспечивает взаимодействие работодателей и наемных работников в области защиты интересов тех и других (профсоюзы, ассоциации предпринимателей, безработных) и государственного сотрудничества в вопросах социального партнерства.

Особенности организации современного рынка труда характеризуются высокой продолжительностью общеобразовательной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, большой продолжительностью использованной рабочей силы, замедлением темпов прироста трудоспособного населения и его постарением в целом.

Интересы предприятия в условиях рынка труда сводятся прежде всего к повышению уровня организации труда и его эффективности.

Организация труда представляет собой систему обеспечения рационального взаимодействия работников со средствами производства и друг с другом, направленную на получение высоких конечных социально-экономических результатов деятельности предприятия.

Организация труда на предприятии включает следующие основные направления:

развитие прогрессивных форм разделения и кооперации труда;

организацию и обслуживание рабочих мест, аттестацию и паспортизацию рабочих мест;

рационализацию приемов и методов труда;

нормирование, мотивацию и оплату труда;

создание на рабочих местах комфортных условий труда, совершенствование режимов труда и отдыха, обеспечивающих высокую работоспособность людей;

  • · кадровое обеспечение трудовых процессов, подготовку, переподготовку и повышение квалификации работающих;
  • · укрепление дисциплины труда и повышение творческой активности работников.Всю совокупность важнейших принципов управления трудовыми ресурсами предприятия можно представить в виде таблицы 1.

Таблица 1. Характеристика важнейших принципов управления трудовыми ресурсами

Основные направления

Характеристика

1. Управление персоналом организации

необходимости достижения индивидуальных и организационных целей

Необходимо найти честные компромиссы между администрацией и работниками, а не отдавать предпочтение интересам организации

2. Подбор и расстановка кадров

соответствия

Требуется соответствие объема заданий, полномочий и ответственности возможностям человека

профессиональной компетенции

Уровень знаний должен соответствовать требованиям должности

практических достижений

Необходимы практический опыт и организационные способности.

конкурсности

Отбор кандидатов на конкурсной основе

3. Формирование и подготовка резерва для выдвижения на руководящие должности

конкурсности

Конкурсный отбор кандидатов

Планомерная смена должностей по вертикали и горизонтали

проверки делом

Эффективная стажировка на руководящих должностях

соответствия должности

Степень соответствия кандидата на должность в настоящий момент

регулярности оценки индивидуальных качеств и возможностей

Оценка результатов деятельности, собеседования

4. Оценка и аттестация персонала

отбора показателей оценки

Система показателей, учитывающих цель оценок, их критерии и частоту

оценки квалификации

Пригодность, определение уровня знаний

оценки осуществления заданий

Оценка результатов деятельности

5. Развитие персонала

повышение квалификации

Необходимость периодичности пересмотра должностных инструкций для постоянного развития персонала

мотивации

Побудительные факторы, влияющие на повышение эффективности труда

  1. Труд как экономический ресурс.
  2. Сегментация на рынке труда. Структура рабочей силы.
  3. Безработица, ее виды и масштабы.
  4. Оплата труда. Мотивация труда.

Труд, как экономический ресурс (трудовые ресурсы), имеет определенные особенности. Как и прочие ресурсы, труд подчиняется законам спроса и предложения. Но труд, а точнее человек, является не объектом, а субъектом хозяйственной деятельности и может существенно влиять на рынок труда. Личностный характер трудовых ресурсов во многом определяется и государством.

С трудовыми ресурсами связано понятие «человеческий капитал» - стоимость расходов на образование и культуру, здоровье, подготовку и переподготовку кадров. Эти расходы рассматриваются как ключевые инвестиции в экономический рост страны. В России опасный характер приобрела проблема деквалификации многих высококвалифицированных кадров (в сфере науки, культуры, образования, промышленности) по причине невостребованности. Резко возрасла эмиграция из страны квалифицированных кадров.

К трудовым ресурсам относится население в трудоспособном возрасте, работающие подростки и пенсионеры.

К рабочей силе относят всех занятых и безработных. Это экономически активное население . В России постоянно сокращается. Особенностью российского рынка труда является высокая доля работников, совмещающих работу в двух и более местах. Растет число иммигрантов. Не обеспечивается материально воспроизводство рабочей силы из-за низкой заработной платы и высоких налогов, коммунальных платежей, и т.д.

Экономисты-неоклассики обосновали вывод о том, что полная занятость является нормой для капитализма. Т.е. существует эластичность соотношения цен и заработной платы.

Основные сегменты рынка труда .

Отраслевая структура: сфера материального производства (сокращается), сфера услуг(увеличение), в т. Ч. Торговля и кредитование.

Физический труд. Образование.

Безработица – это социально-экономическое явление.

Критерии: не имеют работы, занимаются поиском работы, готовы приступить к работе.

Виды безработицы:

Структурная - вызвана несоответствием спроса и предложения рабочей силы по квалификации и другим критериям;

Фрикционная – связана с добровольным переходом с одной работы на другую и сезонными колебаниями;

Циклическая – превышение предложения в период экономического спада.

Различают и другие виды, например скрытая- нерациональная, неэффективная занятость.

Как результат безработицы- снижение ВВП.американский экономист Артур Оукен выявил соотношение: увеличение 1% снижает ВВП на 2,5%.

Масштабы в 2003г. 8,6%

1.ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ И РЫНОК ТРУДА

Трудовые ресурсы представляют собой категорию, занимающую промежуточное положение между экономическими категориями «население» и «совокупная рабочая сила». В количественном отношении в состав трудовых ресурсов входит все трудоспособное население, занятое независимо от возраста в сферах общественного хозяйства и индивидуальной трудовой деятельности. В их состав включаются также лица трудоспособного возраста, потенциально способные к участию в труде, но занятые в домашнем и личном подсобном хозяйстве, на учебе с отрывом от производства, на военной службе.

Трудовые ресурсы - это трудоспособная часть населения, которая, обладая физическими и интеллектуальными возможностями, способна производить материальные блага или оказывать услуги.

В структуре трудовых ресурсов с позиции их участия в общественном производстве выделяют две части: активную (функционирующую) и пассивную (потенциальную). Таким образом, трудовые ресурсы состоят из реальных и потенциальных работников.

Необходимые физические и интеллектуальные способности зависят от возраста: в ранний период жизни человека и в пору зрелости они формируются и приумножаются, а к старости утрачиваются. Возраст выступает своего рода критерием, позволяющим выделить из всего населения собственно трудовые ресурсы.

К трудовым ресурсам в России относятся: а) население в трудоспособном возрасте, за исключением неработающих инвалидов труда и войны I и II групп и неработающих лиц трудоспособного возраста, получающих пенсии по старости на льготных условиях; б) население моложе и старше трудоспособного возраста, занятое в народном хозяйстве.

В настоящее время качество трудовой жизни прежде всего является дальнейшей конкретизацией понятия «качество жизни», которое представляет собой всестороннюю характеристику уровня и условий жизни населения и определяется экономическим, социальным, демографическим, экологическим, географическим положением и моральными факторами. Традиционно выделяются как объективные составляющие качества жизни (потребление продуктов питания, уровень занятости, развитие сферы услуг, социальное обеспечение), так и субъективные (удовлетворенность работой и условиями жизни). В рамках этого понятия существует четко выраженная трудовая составляющая. Неудивительно поэтому, что ОЭСР анализирует качество трудовой жизни в разрезе следующих направлений: здоровье, образование, занятость и качество трудовой жизни, досуг и отдых, состояние потребительского рынка, окружающей среды, личная безопасность, социальные возможности и социальная активность.

Качество трудовой жизни определяет характеристики условий и организации труда с позиций наилучшей реализации способностей работника.

Качество рабочих мест - одна из составляющих качества трудовой жизни. Оно определяется прогрессивностью, устойчивостью рабочих мест, условиями труда на них, а также величиной трудового вознаграждения, им соответствующего.

В ходе многоплановой деятельности предприятий по повышению качества трудовой жизни следует учитывать перечисленные ниже требования, имеющие принципиальный характер:

* необходимость максимально широкого участия работников в принятии соответствующих решений;

* параллельный учет как технологических факторов, так и социальных аспектов происходящих изменений;

* первоочередное внимание к содержанию труда занятых по сравнению с его условиями.

В настоящее время накоплен значительный опыт относительно мер, которые способны улучшить качество трудовой жизни. В основном они могут быть сгруппированы по четырем направлениям:

* гуманизация труда, предполагающая проведение комплекса мероприятии в области его организации и вознаграждения, изменения структуры управления предприятием;

* повышение гибкости занятости, что находит свое выражение, в частности, во внедрении новых форм организации рабочего времени в интересах работников;

* демократизация трудовой жизни путем тщательного рассмотрения всех жалоб и предложений, широкого внедрения согласительных процедур, участия занятых в принятии решений;

* адекватное и справедливое вознаграждение за труд при отсутствии какой-либо дискриминации.

Все четыре основных направления повышения качества трудовой жизни тесно связаны друг с другом. Только одновременная работа, связанная с решением всего комплекса проблем, позволяет добиться должных результатов в решении этой сложной задачи.

Современный этап развития связан с новым взглядом на рабочую силу как на один из ключевых ресурсов экономики. Этот новый взгляд - свидетельство реального роста роли человеческого фактора в условиях технологического этапа НТР, когда налицо прямая зависимость результатов производства от качества, мотивации и характера использования рабочей силы в целом и отдельного работника в частности .

Возрастание роли человеческого фактора в производстве подтверждено результатами экономических исследований ведущих американских ученых. Начиная с 1929 года главным источником роста производительности труда и национального дохода США в триаде ‘ труд - земля - капитал ’ является первый фактор, охватывающий совокупность образовательных, квалификационных, демографических и культурных характеристик рабочей силы.

Вложения средств в человеческие ресурсы и кадровую работу становятся долгосрочным фактором конкурентоспособности и выживания фирмы в условиях рыночной экономики.

В эпоху высокоразвитой рыночной цивилизации роль рынка труда в эволюции экономики непрерывно возрастает. Связано это с тем, что по мере расширения и углубления, особенно в последние два десятилетия, научно - технологической революции, освоения высокосложных технологий и распространения ЭВМ народное хозяйство уже не может обходиться без массовой творческой деятельности.

Рынок труда становится важнейшим звеном национальной и мировой рыночной цивилизации, на нем формируются трудовые ресурсы творческого типа, осуществляющие повседневную эволюцию общества. При росте заработной платы спрос на труд со стороны предпринимателя сокращается, а при снижении заработной платы спрос на труд возрастает. Эту зависимость отражает кривая спроса на труд, показанная на рис.1. Точки на оси абсцисс (L) - величины требующегося труда, а на оси ординат (W) – величины реальной заработной платы. Каждая точка на кривой D L показывает, какой будет величина спроса на труд при определенном уровне заработной платы.

Рисунок 1 – Кривая спроса на труд

Предложение труда также зависит от заработной платы, но уже в прямой пропорции. Кривая предложения труда (S L) показывает, что при повышении реальной заработной платы возрастает предложение труда, а при ее снижении – уменьшается (см. рис. 2).

Рисунок 2 – Кривая предложения на труд

Исследования показывают, что активный созидательный труд в настоящее время в той или иной мере входит в содержание деятельности большей части работающего населения, прежде всего специалистов с высшим и средним специальным образованием, административно - управленческого персонала, высококвалифицированных рабочих, работников услуг.

Оценка качественных показателей и измерение количественных должны служить не только описание существующей ситуаций на рынке труда, но и выявлению действующих в данной системе тенденций.

Минимальная заработная плата в настоящее время никак не связана с физиологическим минимумом жизненных средств. Между тем величина последнего должна непреложно обозначить ту грань зарплаты, которая обеспечивает воспроизводство рабочей силы и ниже которой опускаться недопустимо.

Не имеет отношение минимальная заработная плата и к соглашению между профсоюзами, представляющими предпринимателей органами и правительством, так как первые не оказывают на изменение ее величины сколь-нибудь существенного влияния. В результате фактически показатель минимальной заработной платы утрачивает его реальный смысл и оказывается годным лишь в фискальных целях расчета налогооблагаемой прибыли юридических лиц. При этом сам по себе упор на такое налогообложение вступает в противоречие с необходимостью перехода к рыночной налоговой системе, предполагающей, что основное бремя ложиться на физических лиц - работников и собственников предприятий.

Вследствие того, что минимальная зарплата не выполняет тех функций, которые она должна бы выполнять в первую очередь, возникают противоречия и в единой тарифной системе (ЕТС). Ясно, что ситуация, в которой номинальная зарплата работника в госсекторе ниже расчетного физиологического минимума, не может считаться нормальной, тем более тогда, когда она ниже в полтора - два раза. Выход из создавшегося неприемлимого положения ищут в постоянных не находящихся в связи с результатами труда выплатами премий, всякого рода надбавок и т.п. При подобной практике вводимая система контрактов не реализует ее потенциальные преимущества, поскольку превращается в составление чисто номинальных документов, фактически не накладывающих обязательства ни на работника, ни на администрацию. В данной связи особо стоит отметить, что указанные “благотворительные” выплаты распространяются, естественно, и на руководителей госпредприятий и городских служб, что значительно усиливает дифференциацию доходов в госсекторе, далеко выходящую за рамки, заложенные в ЕТС. В результате последнюю нельзя применять для оценки дифференциации доходов даже по отношению к занятым в госсекторе.

Сложная и принципиально значимая проблема - оценка объема занятости и количества рабочих мест. Под влиянием “защиты” предприятий от действующей системы налогообложения, а также создания массы “некачественных” рабочих мест, обеспечивающих реальную занятость на уровне всего лишь 8 рабочих часов в неделю, складывается впечатление будто количество занятых увеличилось. Но это опровергается ростом числа безработных. Можно попытаться использовать аналогичные вошедшие в практику налогообложения “коэффициенты приведенной численности” (налоговая инспекция применяет их к совместителям). Более того, на практике этот путь - единственно реальный. Но, тем не менее, быстро изменяющаяся ситуация в малых предприятиях делает использование таких коэффициентов не совсем корректным.

Очень сложно оценить существующую дифференциацию оплаты труда в негосударственном секторе. На каждом предприятии есть, по меньшей мере, директор и бухгалтер, в целом же получается, что на десять занятых в этом секторе приходится примерно по одному административно-финансовому работнику. Согласно данным, представляемым в налоговую инспекцию, эти работники получают заработную плату на уровне ниже физиологического минимума, но в такое вряд ли возможно поверить.

К сожалению, государственные органы время от времени без каких-либо объективных обоснований корректируют рассматриваемые нормы в сторону понижения. И это при том, что они уже занижены изначально, поскольку не учитывают такие крупные затраты, как идущие на приобретение жилья и товаров длительного пользования.

Целесообразно, прежде всего усилить те элементы государственного регулирования социально-трудовой сферы, которые ориентируют на повышение эффективности и цены труда, ускорение прогрессивных структурных сдвигов в сфере занятости и формирование активного и конкурентоспособного работника. Такие акценты в политике занятости связаны с необходимостью сделать социально-трудовую сферу катализатором, а не тормозом экономического роста. Этого невозможно добиться без ликвидации рудиментов нерыночных отношений в этой области.

Обеспечение занятости и рационального использования трудовых ресурсов во всех регионах страны является одной из главных функций ТОН. Для ее выполнения требуется объективная оценка трудового потенциала, которым располагает общество, потребностей хозяйственного комплекса в рабочей силе и путей наиболее эффективного и полного использования трудовых ресурсов. К трудовым ресурсам относится население в трудоспособном возрасте. Для мужчин он составляет 44 года (от 16 до 59 лет включительно), а для женщин -- 39 лет (от 16 до 54 лет включительно). Трудовые ресурсы включают как занятое, так и не занятое в экономике трудоспособное население.

Различают потенциальные и фактически используемые трудовые ресурсы. Трудовой потенциал общества имеет количественный и качественный аспекты. Количественный аспект характеризуется такими параметрами, как: а) общая численность трудоспособного населения; б) количество отработанного рабочего времени при сложившемся уровне производительности и интенсивности труда.

Качественный аспект трудового потенциала определяется такими показателями, как: состояние здоровья, физическая дееспособность трудоспособного населения; его профессионально-квалификационная подготовка.

В трудоспособном населении выделяют экономически активное и экономически неактивное население.

Под экономически активным населением понимается та часть трудоспособного населения, которая занята во всех видах деятельности или намерена участвовать в производстве. Численность экономически активного населения включает как занятых, так и безработных. Под экономически неактивным населением понимается та его часть, которая не стремится к трудоустройству, сюда относят также неработающих пенсионеров и инвалидов. Численность экономически активного населения имеет тенденцию к сокращению. В 2002 г. по сравнению с 1992 г. она уменьшилась на 3,0 млн. человек. При этом число мужчин сократилось на 2,3 млн., а число женщин -- на 1,6 млн. Аналогичные процессы происходят с населением, занятым трудовой деятельностью, численность которого за этот период сократилась на 5,3 млн. человек (из них мужчины составляют 3,7 млн., женщины -- 1,6 млн. человек).

Противоположная тенденция наблюдается в динамике безработицы. В 2002 г. по сравнению с 1992 г. общая численность безработных увеличилась на 2,2 млн. человек, в том числе мужчин -- на 1,3 млн., женщин -- на 0,9 млн. Общая численность безработных в 2002 г. по сравнению с 1992 г. увеличилась в 2,3 раза (в том числе мужчин -- в 2,6 раза, женщин -- в 2,1 раза). В общей численности безработных удельный вес мужчин в 1992 г. составил 28,0%, в 2002 г. -- 31,5%; доля женщин составляла соответственно 72,0 и 68,5%.

Число занятых на предприятиях государственной и муниципальной собственности в 1995--2002 гг. сократилось с 49,7 млн. до 24,2 млн. человек, или на 48,2%. Доля государственного сектора в общей численности занятых трудовых ресурсов снизилась с 68,9 до 37,4%. Одновременно резко возросла занятость населения в частном секторе -- с 19,5 до 47,6%. Динамика отраслевой структуры занятости населения в 1992--2001 гг. характеризуется следующими процессами:

  • · возрастает доля занятых в отраслях сферы услуг (с 44,1 до 54,9%); снижается доля занятого населения в промышленности (с 29,6 до 22,6%), строительстве (с 12,0 до 7,8%), науке и научном обслуживании (с 3,2 до 1,9%);
  • · увеличивается удельный вес занятого населения в торговле, общественном питании, материально-техническом снабжении, сбыте и заготовках (с 7,9 до 14,6%), кредитовании, финансах и страховании (с 0,7 до 1,2%), в аппарате органов управления (с 1,9 до 4,5%). В наибольшей мере в последние годы доля занятых сократилась в машиностроении, военно-промышленном комплексе, в науке и научном обслуживании. По ряду причин происходит закрытие многих научно-исследовательских институтов, «утечка умов» в банковские, финансовые, страховые и иные коммерческие структуры, где оплата труда многократно превышает ее уровень в научных и вузовских коллективах. В то же время в мировой практике выделяют две группы отраслей, от развития которых зависит положение страны в мире: наука и научное обслуживание и обрабатывающая промышленность, обеспечивающая конкурентоспособность товаров на внешних и внутренних рынках, а также финансы, кредит, страхование, торговля, транспорт, создающие инфраструктуру рыночной экономики. В соответствии с принятой классификацией по обеспеченности трудовыми ресурсами регионы подразделяются на:
  • * трудообеспеченные -- регионы, располагающие балансом между наличием рабочих мест и обеспеченностью рабочей силой. К таким регионам относят Центральный и Приволжский федеральные округа;
  • * трудоизбыточные -- характеризующиеся высоким уровнем естественного и механического прироста населения и недостатком рабочих мест (Южный федеральный округ);
  • * трудодефицитные -- испытывающие недостаток в квалифицированной рабочей силе.

Как правило, эти регионы отличаются сложными природно-климатическими условиями, слаборазвитой социально-производственной сферой, технической и социальной инфраструктурой и недостаточной адаптированностью рабочих кадров. К ним относят Северо-Западный, Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа.

Рынок труда рассматривается как система общественных отношений, социальных (в том числе и юридических) норм и институтов, обеспечивающих воспроизводство, куплю-продажу рабочей силы и использование труда. Воспроизводство рабочей силы в условиях рыночной экономики формирует предложение труда, а использование труда предполагает спрос на него со стороны хозяйствующих субъектов. Формирование российского рынка труда происходит под влиянием как общих для республик бывшего СССР, так и специфических для современной России условий и факторов, оказывающих влияние на современные тенденции занятости населения. Следствием экономического кризиса 1990-х годов является не только сокращение спроса на рабочую силу, возникновение безработицы, но и нарушение ранее существовавшей системы стимулов и мотиваций к эффективной трудовой деятельности, приобретению профессий, росту квалификационного уровня.

Несмотря на определенные положительные результаты в области регулирования рынка труда в последние годы (принятие ряда законов, организация структуры управления, проведение обследований населения), российский рынок труда еще не сложился. На нем слабо действуют рыночные регуляторы, он остается разбалансированным по основным параметрам.

Главная причина разбалансированности рыночных регуляторов -- сохранение тех факторов, которые обусловили унаследованную систему использования трудовых ресурсов, характеризующуюся завышенным спросом на рабочую силу, заниженным требованием к ее качеству, значительной долей в экономике оборонного комплекса. Одно из обстоятельств, затрудняющих формирование рынка труда, -- существование многих градообразующих предприятий, подавляющая часть которых относится к оборонному комплексу, испытывающему особые экономические трудности. Разбалансированность рынка труда усугубляется перекосами в отраслевой структуре экономики, в том числе существованием неперспективных в отношении сбыта продукции отраслей хозяйства (угольная и легкая промышленность, частично сельское хозяйство).

Следствием перемен на рынке труда стала существенная диверсификация видов занятости. Это явление способствует формированию гибкого рынка труда, дает возможность поддерживать доходы населения, а в ряде случаев позволяет сохранить ядро трудовых коллективов и предотвратить массовую безработицу.

Политика Правительства РФ на рынке труда предусматривает решение ряда важнейших задач:

  • * преодоление дефицита рабочих мест, повышение инвестиционной активности, развитие предпринимательской деятельности, корректировка экономических решений с точки зрения эффективности их воздействия на рынок труда;
  • * повышение уровня жизни, совершенствование социальной поддержки населения;
  • * развитие системы переподготовки рабочей силы и непрерывного образования как эффективного инструмента повышения квалификации рабочей силы;
  • * проведение взвешенной миграционной политики, направленной на освоение северных и восточных регионов, обустройство мигрантов, защиту внутреннего рынка труда, стимулирование более полного использования имеющихся рабочих мест и развития малых предприятий.

Как уже отмечалось, главной целью ТОН является создание необходимых условий, обеспечивающих воспроизводство населения страны и регионов, преумножение его демографического и интеллектуального потенциала. Достижение этой цели предполагает включение в систему государственного, регионального и муниципального управления соответствующих критериев, позволяющих осуществлять мониторинг и целеполагание процессов воспроизводства населения. В составе этих критериев, кроме численности населения, следует использовать среднюю продолжительность предстоящей жизни населения, его трудовой потенциал и профессионально-квалификационный уровень. В настоящее время указанные показатели если и принимаются во внимание при проведении прогнозных обоснований программ социально-экономического развития страны и регионов, то их значения рассматриваются не как результат выполнения управляющих воздействий на совершенствование ТОН, а как фиксация сложившегося состояния дел под влиянием факторов, не подверженных воздействию со стороны органов управления.

Не включаются указанные показатели и в состав целевых установок программ социально-экономического развития страны и регионов. Это, в частности, подтверждается и составом целеполагающих установок правительственной программы социально-экономического развития страны на 2003--2006 гг. При таком подходе процессы государственного и муниципального управления социально-экономическим развитием страны и регионов, с одной стороны, недостаточно ориентированы на достижение целеполагающих установок (так как они не обоснованы и не включаются в соответствующие программы), а с другой стороны, нельзя проконтролировать и правильно учесть результаты реализации управляющих воздействий, осуществляемых на разных уровнях управления, на состояние населения, его демографический, трудовой и интеллектуальный потенциал.

численность население территориальный труд