Вопросы формирования института финансового расследования. Финансовые преступления В государственном финансовом мониторинге

Н.А. Пименов

доцент кафедры «Налоговая полиция»

ФИНАНСОВЫЕ расследования:

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ

Расследование правонарушений и преступлений в финансовой сфере сопряжено со значительными трудностями. Это связано прежде всего с тем, что наметились неблагополучные тенденции в структуре и динамике преступлений, совершаемых в финансовой сфере, повысилась общественная опасность таких деяний, дела названной категории в подавляющем случае являются многоэпизодными, с разветвленной сетью преступных связей не только на территории Российской Федерации, но и за рубежом, здесь часто применяются изощренные финансовые схемы с использованием новейших электронных технологий.

Эффективность расследования правонарушений и преступлений в финансовой сфере зависит от ряда причин: от конкретных обстоятельств, от ситуации, от знаний и умений исполнителя, проводящего расследование и т.д.

В то же время немаловажное значение имеют и теоретические разработки. Непроработанность многих понятий затрудняет проведение единой политики в области борьбы с правонарушениями и преступлениями в финансовой сфере. В первую очередь, на наш взгляд, это касается такого понятия как «финансовые расследования».

Данное понятие в последнее время часто используется как в зарубежной, так и российской правоприменительной практике.

Так, полицейские подразделения, созданные для расследования финансовых преступлений и преступлений «белых воротничков», в том числе отмывания незаконных доходов, часто называют группами финансовых расследований. Термин «финансовые расследования» активно используется и применяется в лексиконе международных организаций, созданных для борьбы с отмыванием денег, таких как Рабочая группа по осуществлению финансовых мер против отмывания денег (ФАТФ), Рабочая группа стран Карибского бассейна по осуществлению финансовых мер против отмывания денег и ряде других. С российской стороны в деятельности

международных организаций в области противодействия легализации (отмыванию) доходов преступным путем принимает участие Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (КФМ России).

В Белоруссии, например, вопросами налоговых и финансовых преступлений занимается Департамент финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

При Главном управлении международного сотрудничества ФСНП России (ГУМС ФСНП России) создан Координационный совет органов налоговых (финансовых) расследований стран СНГ (КСОНР).

Термин «финансовые расследования» еще не имеет принятого, точно выверенного закрепления ни в отечественной науке, ни законодательно. Размытость и нечеткость данного понятия создает неопределенность в понимании сущности и содержания термина «финансовые расследования», не позволяет эффективно его использовать в практической плоскости в связи с различным толкованием.

Как известно, предмет расследования относится к области предварительного расследования преступлений.

Расследование определяется как предварительное потому, что оно осуществляется до судебного разбирательства дела, в ходе которого, как известно, решается вопрос о виновности лица в совершении преступления и назначается наказание за совершенное деяние.

Стадия предварительного расследования следует непосредственно за стадией возбуждения уголовного дела.

Ее содержанием является деятельность органа дознания, следователя и прокурора, направленная на то, чтобы с помощью производства следственных действий по собиранию доказательств быстро и полно раскрыть преступление, всесторонне и объективно установить обстоятельства дела, изобличить виновных в совершении данного преступления, обеспечить привлечение их к уголовной ответственности и подготовить материалы уголовного дела для судебного разбирательства.

Кроме этого, по конкретному уголовному делу следует выяснить причины и условия, способствовавшие совершению преступления, принять необходимые меры к их устранению, а также принять меры к возмещению причиненного преступлением ущерба.

Однако для того, чтобы суд имел возможность разрешить уголовное дело и вынести законный, обоснованный и справедливый приговор, орган расследования должен собрать достаточные доказательства, которые могут быть положены в основу приговора. Помимо этого, на предварительном следствии могут быть установлены обстоятельства, дающие основание прекратить уголовное дело.

По действующему уголовному законодательству Российской Федерации предварительное расследование проводится по подавляющему большинству уголовных дел, направляемых в суд. Лишь в случаях, точно указанных в законе, его производство не требуется, например, по делам частного обвинения - часть вторая ст. 20 УПК РФ. Расследование завершается принятием итогового процессуального решения (прекращение уголовного дела, направление уголовного дела в суд) или приостанавливается по основаниям, указанным в законе. Предварительное расследование производится в форме предварительного следствия либо в форме дознания (ст. 150 УК РФ).

Основной формой расследования является предварительное следствие. Это определяется, во-первых, тем, что законодатель относит к этой сфере производство по большинству уголовных дел (ст. 150 УК РФ), а во-вторых, тем, что предварительное следствие может проводиться и по делам, относимым к компетенции органов дознания, если это признает необходимым суд или прокурор.

Дознание производится по уголовным делам о преступлениях, указанных в части третьей ст. 150 УК РФ. Дознание по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, начинается органом дознания и состоит из производства неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления. К таким следственным действиям относятся: осмотр; обыск; выемка; задержание и допрос подозреваемых; освидетельствование; допрос потерпевших и свидетелей. О начале производства такого дознания немедленно уведомляется прокурор. Эта форма дознания ограничена 10дневным сроком со дня возбуждения уголовного дела. По истечении этого срока дело направляется следователю.

Однако если не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания принимает оперативно-розыскные меры для его установления и сообщает следователю о результатах.

Помимо выполнения общих с органами предварительного следствия обязанностей на некоторые органы дознания возлагается производство необходимой оперативно-розыскной деятельности в

целях выявления и раскрытия преступлений, изобличения лиц, их совершивших. Эта деятельность не является дознанием, а относится к самостоятельным функциям органов дознания, предусмотренных Законом об оперативно-розыскной деятельности и другими актами.

Рассмотренный выше порядок предварительного расследования закреплен нормами процессуального права и регулирует отношения, возникающие в процессе расследования преступлений уголовных дел.

В Большом юридическом словаре дана следующая формулировка понятия «расследование»: «Расследование (предварительное расследование) - стадия уголовного процесса, заключающаяся в осуществляемой под надзором прокурора деятельности органов дознания и предварительного следствия по собиранию, закреплению и исследованию доказательств, чтобы установить наличие или отсутствие события преступления, лиц, виновных в его совершении, характер и размер ущерба, причиненного преступлением, и иные обстоятельства, имеющие значение для дела».

По нашему мнению, приведенная выше трактовка «расследования» не является достаточной применительно к финансовой сфере, так как не охватывает все разнообразие финансовых нарушений и не только значительно сужает возможности правоприменительной практики, но и накладывает ограничения на субъекты расследования.

Из вышеприведенного определения следует, что термин «расследование» охватывает только те деяния, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

В то же время известно, что не все финансовые правонарушения являются преступлениями. И механистически соединять понятие «финансы» и указанную выше дефиницию «расследование» с целью образования совершенно нового понятия «финансовые расследования», по нашему мнению, было бы нелогично по ряду причин.

Для выяснения сущности искомого понятия обратимся к объекту расследования в финансовой сфере - финансам.

Финансовые отношения выражают денежные отношения, которые возникают:

° между предприятиями в процессе приобретения товарноматериальных ценностей, реализации продукции и оказания услуг;

° между предприятиями и вышестоящими организациями при создании фондов денежных средств и их распределении у этих вышестоящих организаций;

° внутри предприятия при формировании и кругообороте его фондов;

° внутри домашнего хозяйства при формировании и использовании бюджета семей;

° между государством и предприятиями при уплате предприятиями обязательных платежей в бюджетную систему и финансировании расходов;

° между государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;

° между предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении средств;

° между отдельными звеньями бюджетной системы и др.

Непосредственно деньги, обслуживающие финансовые отношения, образуют финансовые ресурсы.

В зависимости от уровня субъектов финансовых ресурсов выделяют:

Государственные финансы Финансы предприятий и организаций Финансы домохозяйств.

В зависимости от объектов финансовых ресурсов выделяют:

° децентрализованные финансовые ресурсы, которые создаются на микроуровне;

° централизованные финансовые ресурсы, создаваемые на макроуровне.

Как видим, с одной стороны, финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений, с другой стороны, финансы возникают на основе движения реальных денег в наличной и безналичной форме в различных сферах и уровнях расширенного воспроизводства. Отсюда, собственно, и вытекает разнообразие норм права, регулирующих финансовые отношения.

Движение денег за рамками правового поля приводит к определенным нарушениям в финансовой сфере, и в этом случае мы можем говорить о финансовых правонарушениях и

преступлениях. Движение денег за рамками правового поля, характеризующееся как общественно опасное деяние, будет являться финансовым преступлением и регулироваться нормами уголовного права.

В то же время, как показывает практика, не все финансовые нарушения являются преступлениями и, соответственно, не могут сводиться только к уголовной ответственности. Значительная часть из них регулируется Налоговым кодексом; Таможенным кодексом; Бюджетным кодексом; Кодексом об административных правонарушениях; валютным законодательством и др.

В этой связи предметом расследования в финансовой сфере, по нашему мнению, являются «финансовые нарушения». Аргументы в пользу такого подхода следующие: во-первых, данный термин охватывает все многообразие форм финансовых отношений, а во-вторых, несет в себе все характерные признаки посягательства на отношения по формированию, распределению, перераспределению и использованию фондов денежных средств (финансовых ресурсов) субъектов экономических отношений.

Корреляция выявленных нарушений и степени общественной опасности (правонарушение или преступление), а также норм права, регулирующих конкретное финансовое нарушение, является прерогативой субъектов, проводящих данное расследование. К субъектам финансовых расследований в данной интерпретации следует относить не только правоохранительные органы, но и контролирующие органы - МНС, ЦБ, Минфин, Счетную палату и др. Отчасти к субъектам, проводящим финансовые расследования, можно отнести и частные фирмы в рамках Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Таким образом, цель расследований в финансовой сфере не ограничивается только неотвратимостью наказания, но и преследует восстановление нарушенных финансовых интересов потерпевшей стороны.

По нашему мнению, характеристика финансовых расследований должна содержать в себе следующие элементы:

Объект - финансы.

Предмет - финансовые нарушения.

Цель - карательная: неотвратимость наказания за совершенные правонарушения и преступления; правовосстановительная: восстановление нарушенных финансовых интересов потерпевшей стороны.

Субъекты - правоохранительные и контролирующие органы, частные фирмы.

Здесь необходимо добавить, что любое расследование по своей природе является активным и требует совершения определенных действий для достижения результата. Регулирование отношений, возникающих в процессе финансовых расследований, осуществляется в рамках процессуального права.

Таким образом, на основании изложенного можно предложить следующую формулировку понятия «финансовые расследования»:

«Под финансовыми расследованиями как процессуальной деятельности следует понимать сбор, закрепление, всестороннее рассмотрение, изучение существенных, имеющих значение для дела обстоятельств совершенного нарушения, связанного с посягательством на отношения по формированию, распределению, перераспределению и использованию фондов денежных средств (финансовых ресурсов) субъектов экономических отношений».

Многогранность и неопределенность множества фактических данных исследуемого вопроса не позволяет в полной мере делать точные выводы и предлагать законченную классификацию финансовых расследований. Тем не менее мы полагаем, что известная фактография в области финансовых правонарушений и преступлений позволяет предложить подход к классификации финансовых расследований, в основе которого лежит классификация финансовых нарушений.

Так, в зависимости от сферы обращения различают:

Финансовые нарушения в сфере налогообложения Финансовые нарушения в сфере кредитного рынка Финансовые нарушения в сфере межбанковского денежного рынка

Финансовые нарушения в сфере страхового рынка Финансовые нарушения в сфере валютного рынка Финансовые нарушения в сфере обращения ценных бумаг Финансовые нарушения на рынке товаров и услуг.

В зависимости от вида операций различают нарушения в сфере расчетных, учетных, кредитных, валютных, фондовых операций.

В зависимости от стадии финансовых отношений различают:

нарушения на стадии формирования фондов денежных средств; нарушения на стадии распределения и перераспределения фондов денежных средств;

нарушения на стадии использования фондов денежных средств.

В зависимости от вида финансов различают: нарушения в сфере государственных финансов; нарушения в сфере финансов предприятий; нарушения в сфере домашних хозяйств.

Полагаем, что приведенная выше классификация органично корреспондирует с финансовыми расследованиями и является самодостаточной для ее коррекции и кооптации в классификацию финансовых расследований. Это позволяет предложить ее в качестве основы для классификации финансовых расследований.

С тем чтобы не повторяться, позволим себе привести в качестве примера фрагмент классификации финансовых расследований.

Как уже говорилось, в зависимости от сферы обращения различают финансовые расследования в сфере налогообложения; финансовые расследования в сфере кредитного рынка; финансовые расследования в сфере межбанковского денежного рынка и т.д.

В то же время, исходя из вышеизложенных аргументов, предложенная классификация финансовых расследований требует следующих дополнений.

© В зависимости от субъектов, проводящих расследование, необходимо различать:

Финансовые расследования, проводимые государственными органами в пределах своих полномочий (при нарушении интересов государства, юридических и физических лиц);

Финансовые расследования, проводимые частными

организациями в рамках существующего законодательства (при нарушении интересов только юридических и физических лиц).

© В зависимости от уровня общественной вредности необходимо различать:

Финансовые расследования нарушений, ответственность за

совершение которых предусмотрена в Налоговом кодексе; Таможенном кодексе, Бюджетном кодексе; Кодексе об административных правонарушениях; валютном

законодательстве и др.;

Финансовые расследования нарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена исключительно в Особенной части Уголовного кодекса.

Таким образом, классификация финансовых нарушений имеет системный характер и определенную завершенность, органично соединяет в себе многогранность финансовых отношений и необходимую последовательность и целостность норм процессуального права. Данное обстоятельство, как нам кажется, позволяет апробировать предложенную классификацию в практической работе при проведении финансовых расследований.

В заключение хотелось бы отметить, что исследование данной темы дает возможность глубже уяснить признаки правонарушений и преступлений, совершаемых в финансовой сфере, уяснить смысл и содержание соответствующих норм уголовного и иного права и потому требует дальнейшего дискуссионного наполнения и научной полемики.

    НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СООТНОШЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ РАССЛЕДОВАНИЙ С ПРОЦЕССОМ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ТОРГОВЛЕЙ ЛЮДЬМИ

    М.М. МАКАРЕНКО

    Материальную основу легализации (отмывания) преступных доходов в Российской Федерации среди прочих составляют и доходы, полученные в результате похищения и торговли людьми, а также связанной с этим иной незаконной деятельности. Пройдя легализацию, они способствуют созданию соответствующей базы для воспроизводства организованной преступности.

    В целях борьбы с указанным видом преступной деятельности в России действует система нормативно-правовых актов, центральное место в которой занимает Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Он направлен прежде всего на решение следующих вопросов:

    Создание национальной системы предупреждения легализации (отмывания) преступных доходов;

    Установление обязанностей финансовых учреждений и иных лиц, совершающих финансовые операции, в целях предупреждения указанных действий;

    Определение основных задач, функций и полномочий национального подразделения финансовой разведки, в том числе в части взаимодействия с финансовыми учреждениями и органами государственной власти;

    Регулирование международного сотрудничества в данной сфере, включая обмен информацией с компетентными органами иностранных государств и оказание взаимной правовой помощи.

    Указанные вопросы имеют ключевое значение для создания и обеспечения функционирования национальной системы противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма.

    В то же время, чтобы отвечать международным стандартам, национальная система ПОД/ФТ должна включать и другие важнейшие компоненты:

    Уголовное преследование по деяниям, связанным с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма;

    Предоставление уполномоченному органу сведений, составляющих банковскую тайну, и ответственность за их незаконное разглашение;

    Надзор за исполнением соответствующих требований финансовыми учреждениями и иными лицами и применение мер административной ответственности за его нарушение.

    Все указанные вопросы в той или иной степени затрагиваются в Федеральном законе от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ, но их непосредственное регулирование осуществляется и в рамках иных федеральных законов. Лица, виновные в нарушении данного Закона, несут административную, гражданскую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Указом Президента РФ от 11 июня 2005 г. N Пр-984 принята и реализуется Концепция национальной стратегии противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма.

    Национальная система противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма призвана обеспечить проведение единой государственной политики в данной сфере. Она состоит из двух основных подсистем, отличающихся по своему субъектному составу, особенностями правового регулирования и решаемыми задачами: правоохранительный блок и финансовый мониторинг.

    При этом финансовый мониторинг можно, в свою очередь, разделить по тем же признакам на два основных уровня: первичный финансовый мониторинг и государственный финансовый мониторинг.

    Субъектами правоохранительного блока национальной системы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма считаются правоохранительные органы, в компетенцию которых входит расследование данных преступлений (МВД России, ФСБ России, ФСКН России и органы прокуратуры).

    Отношения в подсистеме регулируются в основном нормами уголовного и уголовно-процессуального законодательств, а также федеральными законами, определяющими права и обязанности этих органов. Главной задачей правоохранительных органов в рамках этой подсистемы является выявление, пресечение и расследование преступлений, связанных с легализацией преступных доходов, в том числе полученных от торговли людьми, а также финансированием терроризма, борьба с этими видами преступлений.

    Основными субъектами первичного финансового мониторинга являются организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом. В обязанности этих организаций входит, в частности, надлежащая проверка клиентов, выявление подозрительных операций и представление соответствующей информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), подведомственной Министерству финансов России. Именно на данном уровне национальной системы должна решаться задача предупреждения легализации преступных доходов, полученных в том числе от торговли людьми. Росфинмониторинг обеспечивает контроль над финансовыми операциями на основании информации, получаемой от указанных выше субъектов первичного финансового мониторинга, проверку этой информации и при наличии достаточных оснований - передачу информации и материалов правоохранительным органам.

    Росфинмониторинг, являясь ключевым элементом национальной системы ПОД/ФТ, обеспечивает через механизмы межведомственной координации согласованное взаимодействие всех субъектов правоохранительного блока и финансового мониторинга в целях решения задачи противодействия легализации преступных доходов, полученных в том числе и от торговли людьми, включая международное сотрудничество в данной сфере.

    Вся подсистема финансового мониторинга, включая отношения между ее субъектами, а также между этими субъектами и потребителями финансовых услуг, регулируется в основном положениями финансового и административного права.

    Понятие "финансовые расследования" выходит за рамки общей схемы финансового контроля. Данное отличие связано с тем, что перед финансовыми расследованиями не ставятся задачи охватить всю совокупность финансовых потоков на предмет соблюдения установленных норм. Перед финансовыми расследованиями стоит значительно более узкая и сложная задача - выявить финансовый поток, связанный с преступлением, зафиксировать путем проведения экономического исследования его необходимые финансовые характеристики, которые отличаются от отклонений, входящих в предмет контроля, особой сложностью, умыслом на совершение и сокрытием следов противоправной деятельности.

    Исходными данными для проведения соответствующих финансовых расследований Росфинмониторингом являются:

    Результаты первичного отбора информации из поступающих сообщений финансовых и иных организаций и из базы данных Росфинмониторинга;

    Информационные запросы от российских правоохранительных органов в отношении фигурантов уголовных дел и оперативных материалов, проверяемых по преступлениям корыстной направленности;

    Информационные запросы иностранных ПФР.

    Весь поток сообщений, поступающих в базу данных, с помощью специального программного обеспечения подвергается первичному анализу. Цель такого анализа - получить полную картину подозрительных финансовых операций физического или юридического лица с тем, чтобы выявить всю цепь звеньев операций (сделок) и соединить воедино фрагменты информации в соответствующую схему.

    Информационное взаимодействие с российскими правоохранительными органами и подразделениями финансовых разведок зарубежных государств осуществляется Росфинмониторингом и в ходе проводимых финансовых расследований. В целях финансового анализа и расследований используются и иные внешние информационные ресурсы - базы данных регистрационных, лицензирующих и правоохранительных органов, публикации СМИ и др.

    По результатам таких финансовых расследований при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операции (сделки) связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией направляются соответствующие информационные материалы, которые при этом сопровождаются развернутыми схемами легализации преступных доходов.

    Решение о наличии достаточных оснований для их передачи в правоохранительные органы принимается Экспертным советом Росфинмониторинга под председательством руководителя Службы. Финансовые аналитики - разработчики конкретных материалов докладывают Совету свои выводы и предложения по завершенным финансовым расследованиям. Наряду с постоянными членами Экспертного совета на отдельные заседания приглашаются представители соответствующих правоохранительных органов, которые могут подтвердить наличие оснований для возбуждения уголовного дела.

    После передачи таких материалов в правоохранительные органы сотрудники Росфинмониторинга осуществляют их дальнейшее сопровождение, включая получение из российских или зарубежных источников дополнительной информации. Правоохранительные органы информируют Росфинмониторинг о результатах рассмотрения поступивших от него материалов.

    Необходимо отметить недопустимость смешивания понятий "финансовые расследования" и "процесс выявления и расследования преступлений", в том числе предусмотренных ст. ст. 174, 174.1 УК РФ. Не вызывает сомнений, что финансовые расследования являются ключевым компонентом данной деятельности, однако не подменяют ее в целом.

    В процессе выявления и расследования интеллектуальных преступлений этой категории участвует не абстрактный сотрудник правоохранительного органа, а несколько лиц, осуществляющих достаточно разнообразную деятельность, лишь частично сводимую к специализированному финансовому анализу. Как правило, в данном процессе задействованы несколько участников.

    Сотрудники подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (оперуполномоченные), и работники отделов (управлений) документальных проверок и ревизий действуют в рамках оперативно-розыскной деятельности и доследственной проверки с целью выявления и первичного документирования признаков преступлений. Их деятельность нацелена на сбор информации о деяниях, содержащих признаки преступной деятельности, и регламентируется Законами "Об оперативно-розыскной деятельности" и "О милиции", а также Инструкцией о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности.

    Практика свидетельствует о том, что в этой работе анализ финансовой информации, сконцентрированный на выявлении теневых денежных и материальных потоков, крайне важен и необходим. При этом доминантными являются анализ соотношений в финансовой отчетности и выявление сомнительных участков финансово-хозяйственной деятельности для дальнейшей глубокой проработки в рамках уже возбужденного уголовного дела.

    Однако исключительно к финансовым расследованиям эту стадию сводить нельзя. Ее основа - получение и оценка оперативной информации путем осуществления оперативно-розыскных мероприятий (опрос, наблюдение, прослушивание телефонных переговоров, внедрение и т.п.), в том числе негласными методами.

    Стадия выявления признаков преступления в случае их фактического обнаружения в действиях конкретных лиц перерастает в уголовное судопроизводство. Здесь ключевыми участниками являются следователь и эксперт-экономист. Их деятельность регламентируется УПК РФ. Задача следователя состоит в сборе, проверке и оценке доказательств, содержащих фактические данные, входящие в предмет доказывания. Для этого следователю уголовно-процессуальным законодательством предоставляется инструментарий, состоящий из четко закрепленного набора процессуальных действий (осмотр, обыск, выемка, допрос, очная ставка, назначение судебной экспертизы и т.д.). Эксперт-экономист вовлекается в производство по конкретному уголовному делу с момента вынесения постановления о назначении судебно-экономической экспертизы.

    При обобщении вопросов, ставящихся на разрешение экспертов-экономистов, суть этой работы сводится к проведению финансового анализа ранее выявленных финансовых и хозяйственных операций и описанию на его основе экономических характеристик действий лиц, контролирующих теневые финансовые потоки, и связанных с ними организаций. Эти сведения впоследствии используются следователем для формирования предмета доказывания по уголовному делу.

    Следователь (лицо, которое осуществляет уголовное расследование) не проводит углубленный специализированный финансовый анализ. Несмотря на это, для того чтобы понимать смысл своей деятельности и эффективно управлять процессом расследования, следователь такой методикой владеть обязан. Необходимо заметить, что у следователя существует несколько иное направление деятельности, которое состоит в юридической оценке собираемых фактов, в том числе установленных финансовым расследованием экономических характеристик преступления.

    Таким образом, оперуполномоченный и следователь представляют юридическую сторону процесса выявления и расследования преступлений, а ревизор и эксперт-экономист - экономическую. Специфический финансовый анализ по указанной категории уголовных дел осуществляют ревизоры и эксперты-экономисты при проведении проверок и судебно-экономических экспертиз, а также отчасти оперуполномоченные и следователи - при экспресс-анализе фактов финансово-хозяйственной деятельности и содержательной оценке актов проверки и заключений экспертов-экономистов.

    В заключение следует отметить, что финансовые расследования не подменяют собой процессуальную деятельность правоохранительных органов, а наоборот, формируют базу для обобщения и анализа экономической стороны процесса выявления и расследования преступлений, связанных с торговлей людьми. Сложный состав данных преступных деяний, носящих порой транснациональный характер, позволяет говорить о том, что их предупреждение и пресечение может быть обеспечено только сочетанием уголовно-правовых методов с комплексом превентивных мер в рамках финансового сектора.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Работа посвящена проблеме теории и практики финансовых расследований. Автор делает попытку систематизировать основные понятия по финансовым расследованиям, а также раскрыть сущность и содержание деятельности специалистов в этой области.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Финансовые расследования. Лекция (Владимир Теплов) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

1. Понятие и сущность финансовых расследований

Финансовое расследование – инновационный продукт Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, результат многолетней научно-исследовательской работы и практического опыта применения результатов интеллектуальной деятельности подразделениями финансовой разведки, правоохранительных, налоговых и других государственных органов.

Право на использование финансовых расследований, как результат интеллектуальной деятельности (РИД), оформлено в установленном порядке и принадлежит Российской Федерации. В 2011 году право на финансовое расследование внесено в уставный капитал Центра финансовых расследований – специализированной организации, учрежденной Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации для целей оказания услуг органам государственной и муниципальной власти, государственным корпорациям, предприятиям с участием государства, коммерческим банкам, частным компаниям, коммерческим и некоммерческим организациям, инвестиционным фондам и частным инвесторам.

Финансовое расследование явление новое в российской практике, а с точки зрения российской экономической науки понятие, абсолютно не сформированное и неустойчивое.

Термин финансовые расследования нормативно не определен ни отечественной наукой, ни законодательством. Поэтому автор, обобщив различные точки зрения (в том числе мнения специалистов Центра финансовых расследований) по его сущности и содержанию, дает свое определение финансовым расследованиям.

Финансовое расследование – совокупность научных, оперативно-розыскных, аналитических, процессуальных и экспертных методов и процедур, направленных на:

– выявление и документирование нарушений нормативно-методических и нормативно-правовых актов в ходе управленческой и финансово-хозяйственной деятельности, связанных с посягательством на недобросовестное (незаконное) распределение и использование финансовых ресурсов;

– реализацию комплекса мер в рамках гражданского, уголовного и переговорного процессов, направленных на выявление, документирование и возмещение ущерба;

– создание условий для предотвращения экономического ущерба и привлечения виновных лиц к ответственности.

Характеристика финансовых расследований содержит в себе следующие элементы:

1. Объект – финансы (денежные средства, финансовые ресурсы, рассматриваемые в их создании и движении, распределении и перераспределении, использовании, так и экономические отношения, обусловленные взаимными расчетами между хозяйствующими субъектами, движением денежных средств, денежным обращением, использованием денег).

2. Предмет – финансовые нарушения (совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) субъекта финансового права, за которое финансовым законодательством установлена ответственность).

4. Субъекты – правоохранительные и контролирующие органы, частные фирмы, специализированные организации (ЦФР).

5. Цели – предотвращение проблем, связанных с посягательством на финансы и имущество хозяйствующего субъекта; недопущение кризисных ситуаций; восстановление и обеспечение защиты нарушенных прав и законных интересов заказчика в уголовном, гражданском и переговорном процессах; привлечение виновных лиц к ответственности и возмещение ущерба.

6. Задачи – выявление и фиксирование правонарушений, признаков угроз финансово-хозяйственной деятельности, установление причинно-следственной связи между угрозами, отклонениями от нормальной хозяйственной деятельности и вызвавшими их причинами, путем проведения и использования результатов необходимых финансово-экономических исследований, комплексных судебных экспертиз и других мероприятий; выявление истинных причин возникновения рисков и наступления негативных последствий; определение размера ущерба.

Необходимо различать практику финансовых расследований как деятельность субъектов расследования и теорию финансовых расследований как научное направление.

Научная направленность финансовых расследований заключается в выявлении и изучении экономического механизма совершения нарушений в финансовой сфере, разработке рекомендаций для устранения экономических причин нарушений, методики профилактики, выявления и расследования указанных нарушений; изучение законодательства на предмет ухода от ответственности за совершенные нарушения, а также рекомендаций по построению эффективной финансовой системы.